Организация контрольно-оценочной деятельности
В образовательном процессе целенаправленно осуществляются контрольно-оценочная деятельность самого педагога, контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка) и контрольно-оценочная деятельность учащихся относительно процесса и результата собственной деятельности, а также самих себя (самоконтроль и самооценка).
Для того чтобы оценка стала средством развития активности и инициативы самого ученика, он должен научиться самостоятельно осуществлять действия контроля и оценки. Поэтому первостепенной задачей педагога является целенаправленное формирование самостоятельности школьников в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
Формирование адекватной самооценки школьника начинается с курса «Введение в школьную жизнь». В это время необходимо больше внимания уделять формированию как навыков сотрудничества, так и простейших приемов самооценки и самоконтроля.
В курсе «Введение в школьную жизнь» ученики приобретают элементарные умения, связанные с использованием «линеечек самооценки». После выполнения работы учитель вместе с детьми определяет показатели, по которым будет оцениваться работа, например: соответствие образцу, отсутствие ошибок и др. Показателей не должно быть много, так как для каждого из них необходима отдельная «линеечка». Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного учащимся. При этом выполняется неизменное требование – самооценка учеников опережает оценку учителя.
Установив показатель, учитель может обратиться к ученикам с предложением проверить свою работу по совместно выбранному показателю(например, соответствие образцу) и оценить полученный результат, используя «линеечку самооценки». Ученики самостоятельно контролируют и оценивают всю работу или отдельное задание.
После того как учащиеся оценили свою работу, учителю необходимо проверить результат. Педагог проходит по классу и ставит свой значок на «линеечке». Если самооценка ученика и учительская оценка совпадают, то значок учащегося обводится в кружок, если не совпадает – учитель ставит на «линеечке» свой значок выше или ниже значка ученика.
Например:
СО СО |
СО – соответствие образцу
Таким образом, ученик понимает, за что и почему учитель именно так оценивает его работу, сам видит тот уровень, который им уже достигнут.
В результате работы по курсу «Введение в школьную жизнь» должны быть заложены основыконтрольно-оценочной деятельности:
1) прежде, чем оценить выполненное действие, необходимо определить вместе с детьми показатели, по которым будет проводиться оценивание;
2) оценивание любого действия первоначально осуществляется ребенком, а только потом – взрослым (приоритет самооценки);
3) обсуждение возможных причин расхождения оценок взрослого и ребенка организуется индивидуально в доверительной обстановке.
На уроках музыки и изобразительного искусства в III классе учащиеся могут использовать таблицы самооценки, позволяющие фиксировать наличие представлений в сфере музыкального и изобразительного искусства, степень сформированности умений практической музыкальной и художественной деятельности.
На уроках трудового обучения в III классе школьники активно участвуют в формулировке темы урока, цеелеполагании, планировании трудовой деятельности, самооценке уровня достижения целей, качества выполненной работы, рефлексии собственного состояния и удовлетворенности учебно-трудовой деятельностью.
Следует различать ретроспективную (после выполнения задания) и прогностическую (до выполнения работы) самооценку. Первоначально ведется работа по формированию ретроспективной самооценки. Только тогда, когда осуществление контроля и оценки станет привычной нормой для учащихся, можно переходить к формированию прогностической самооценки.
Педагог может выражать оценочные суждения в различной форме: словесной («Молодец! Ты правильно решил задачу», «Умница! Ты аккуратно выполнил работу», «Твоя работа достойна высокой оценки»); графической («линеечки самооценки»; ступеньки роста; графики и др.); знаковой (знаки «+», «–» и другие).
На уроках математики, литературного чтения, русского (белорусского), иностранного языков, учебного предмета «Человек и мир» для обеспечения плавного перехода от безотметочного обучения к 10-балльной системе оценки результатов учебной деятельности педагог может использовать в работе баллы для оценки отдельных заданий. Например, для каждого задания в зависимости от уровня сложности определяется его «цена» в баллах. Например, за правильное решение простой задачи можно получить до 5 баллов, сложной задачи – до 15. Решение математических выражений – от 1 до 20 баллов и т.д. Принципиально важно не привязывать «цену» задания к 10-балльной системе.На данном этапе важны механизм применения баллов и понимание учащимися принципов использования баллов для оценки результатов учебной деятельности.
Для осуществления преемственности в контрольно-оценочной деятельности при переходе к 10-балльной системе оценки необходимо продолжить работу по формированию адекватной самооценки учащихся, познакомить учащихся с критериями и показателями выставления отметок по всем учебным предметам, сопровождать выставление отметок в баллах словесным комментарием учителя.
При организации обучения в III классе особое внимание должно быть уделено преемственности между контрольно-оценочной деятельностью по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», обучение которым осуществляется на безотметочной основе, и контрольно-оценочной деятельностью по учебным предметам, обучение которым осуществляется с выставлением отметки в баллах. С этой целью учителям, преподающим учебные предметы, обучение которым осуществляется с выставлением отметки в баллах, рекомендуется использовать в контрольно-оценочной деятельности полный алгоритм оценивания, включающий словесно-оценочное суждение и выставление отметки в баллах.
Ведение документации
Документация учителя
Классный журналявляется государственным документом и в обязательном порядке заполняется каждым классным руководителем, учителем в соответствии с требованиями по его ведению, учебным планом и учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
В I–II классах по всем учебным предметам, а также в III классе по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» отметки и любые другие формы фиксации результатов оценочной деятельности в классный журнал не выставляются.
Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого ученика учитель ведетсистематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету.
Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся учитель определяет самостоятельно.
Фиксировать степень усвоения учащимися учебного материала можно в специальных таблицах, размещенных на отдельных листах или в специальных журналах, тетрадях, с использованием условных знаков:
« » – хорошо знает и может применить на практике. Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;
«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;
«±» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;
« + » – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;
«–» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки и др.
Если ребенок еще не может сам правильно выполнить задание, учитель не ставит в своей таблице соответствующего знака или ставит знак «– », тем самым отмечая для себя необходимость индивидуальной работы с этим учащимся над неусвоенным материалом. При этом никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает. Оценочные суждения корректируются по мере усвоения учащимся материала по пройденной теме, поэтому таблицы, графики, оценочные листы лучше заполнять простым карандашом.
Таблица