Слушаем звуки природы, погоды 1 страница
Все это вместе имеет целью: упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте — развивать, укреплять, возбуждать самодеятельность и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму.
К. Д. Ушинский
Первые шаги
к успехам в чтении
(слово к родителям и педагогам)
Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет. Перед вами встанет вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным.
Вы, конечно, заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые интересы: он чаще задает вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; неожиданно для вас пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы; просит вас рассказать сказку, почитать книгу, активно обсуждает со взрослыми телепередачи. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что тут написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?». Зная несколько букв, он пытается самостоятельно читать и писать отдельные слова, иногда в этом ему помогают старшие братья и сестры.
Все это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе освоения грамоты. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают с обучением грамоте, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями.
Чтение связано с предшествующим опытом ребенка. Успехи в овладении чтением зависят от многого, в частности от личности ребенка; отношения к книгам; отношений с родителями и педагогами; самостоятельности и уверенности в себе; мышления и чувственного опыта; уровня развития устной речи.
Все это является результатом физического, умственного, эмоционально-волевого и социального развития ребенка.
Чтение — это не просто механическое складывание букв в слова, а слов в предложения. Чем больше к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.
Иногда родители советуются с педагогами: готовить ли ребенка к школе, как это делать и учить ли малыша читать? Порой мнения педагогов разделяются. Одна часть учителей настаивает на специальной подготовке детей к школе, зная, что это облегчит дальнейшее обучение. Другая часть учителей советует родителям воздержаться от этого, так как неумелое обучение может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма.
Для того чтобы занятия с ребенком не шли вразрез с методическими требованиями школы, предлагаем придерживаться следующих рекомендаций.
У ИСТОКОВ ЧТЕНИЯ
По мнению М. Коула, а также известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить.
Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:
— родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;
— время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. В читальном зале дети видят читающих взрослых, учащихся и студентов. Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка;
— дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр;
— обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;
— надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;
— при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;
— используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;
— для содержательного общения с ребенком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения;
— способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;
— сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;
— приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;
— разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Освоение математики, биологии, географии, истории и всех других наук будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться устной и письменной речью, способности выделять смысл письменного текста. В связи с этим мы рассматриваем обучение дошкольника чтению как фундамент его будущей грамотности.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации. А большую часть интересной информации, знаний об окружающем мире можно почерпнуть главным образом из книг. Только в обстановке, способствующей интеллектуальному и нравственному развитию, может вырасти увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
Перед вами анкета, работа с которой позволит определить готовность вашего ребенка к чтению.
Показатели готовности к чтению
(Из книги Джеральдины Чейпи «Готовность к школе»)
Да | Иногда | Нет | |
РАЗВИТИЕ ПОЗНАНИЯ 1. Владеет ли ребенок основными понятиями (правый/левый, большой/маленький; в/из)? 2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации (вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут)? 3. Может ли ребенок угадать концовку незамысловатой истории? 4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? 5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита? БАЗОВЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА 6. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин? 7. Был ли ребенок в библиотеке? 8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, деревне, музее? 9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории? 10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него какое-либо увлечение? ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ 11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? 12.Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? 13.Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник? 14.Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом? 15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай? 16. Четко ли ребенок выговаривает слова? 17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? 18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле? УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? 20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? 21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? 22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми? ОБЩЕНИЕ 23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? 24.Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? 25.Способен ли ребенок слушать других не перебивая? ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 26. Хорошо ли ребенок слышит? 27. Хорошо ли он видит? 28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? 29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? 30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? 31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим? ЗРИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ Зрительное различение 32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (например, найти картинку, не похожую на остальные)? 33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (например, б/п, кот/год)? Зрительная память 34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему показать серию из трех картинок, а затем одну убрать? 35. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6—8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни. Зрительное восприятие 36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? 37. Понимает ли ребенок, что читают слева направо? 38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов? 39. Может ли ребенок интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи? СЛУХОВЫЕ СПОСОБНОСТИ Различение на слух. Запоминание со слуха. Понимание на слух 40. Может ли ребенок рифмовать слова? 41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес/вес? 42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? 43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий? ОТНОШЕНИЕ К КНИГАМ 44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? 45. Внимательно и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух? 46. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках? |
как подготовиться к занятиям
Для занятий рекомендуем оборудовать уголок: поставить стол и стул по росту ребенка, предусмотреть хорошее освещение; для пособий и материалов нужна полочка. В своем уголке за порядок отвечает ребенок. Надо дать ему возможность заниматься на своем рабочем месте, когда он пожелает.
Приготовьте все нужное для занятий: цветные карандаши, два мягких простых карандаша, линейку, две тетради в клетку, кассу букв, азбуку.
В одной тетради ребенок пишет и рисует со взрослыми. Вторая тетрадь предназначена для самостоятельных занятий в свободное время. «Уроков» в этом возрасте не задают, но по собственному желанию ребенок может рисовать, писать, повторять упражнения, выполненные вместе со взрослыми, во второй тетради.
Из разрезной азбуки ребенок берет буквы по мере их изучения. Известные ему буквы он хранит в кассе букв. Поддерживать порядок в кассе нелегко. С первых занятий приучите ребенка содержать кассу букв в порядке.
Кассу можно приобрести или изготовить самим. Возьмите кусок полотна размером в ученическую тетрадь (20x16), настрочите на него для кармашков, в которые будут вставляться буквы, четыре полоски полотна высотой 1,5 см. Первая полоска настрачивается на 3 см ниже верхнего края, вторая — на 7 см, третья — на 11 см, четвертая — на 14 см ниже верхнего края. Затем прострочите полоски поперек, на каждой полоске получится 5 кармашков для букв, а всего — 20 кармашков. Для занятий в первом полугодии 20 букв вполне достаточно. На каждом кармашке напишите буквы в порядке их изучения.
Кармашки кассы ребенок будет сам заполнять буквами по мере их изучения.
Познакомьте ребенка с книгами, по которым вы с ним будете заниматься. Обратите внимание на иллюстрированные обложки, занимательные рисунки в книгах, первую и последнюю страницы.
ОСНОВЫНЕ ЭТАПЫ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Условно в ходе обучения чтению можно выделить три периода: подготовительный, буквенный и послебуквенный (заключительный).
Подготовительный период. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты считается возраст 4 — 5 лет, так называемый период «языковой одаренности», особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи.
Обучение чтению — это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В основе методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении.
Предлагаемая подготовка к обучению чтению направлена на формирование ориентировки у детей в звуковой стороне речи. Это позволяет всем детям, прошедшим подготовительный период, успешно учиться чтению и в дальнейшем осваивать русский язык.
В подготовительный период желательно реализовать следующие задачи:
1. Развивать у ребенка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных высказываний.
2. Научить ребенка составлять предложения с заданным количеством слов (в два-три слова и более) по картинкам, иллюстрациям.
3. Научить ребенка различать в предложении слова на слух, указывать количество слов в предложении, их последовательность.
4. Научить ребенка подбирать и называть слова, отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает? какой? как?
5. Научить ребенка расчленять слово на слоги, выделять слоги из слов, определять ударный слог.
6. Научить ребенка выделять по слуху звук из слова и слога.
В работе с четырехлетними детьми можно ограничиться определением только первого звука в слове. С пятилетними детьми ведется работа по определению места звука в слове (начало, середина, конец).
7. Научить старших дошкольников (с 5 лет пользоваться моделями (схемами) слов.
8. Научить ребенка различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Буквенный период. Самый ответственный период в обучении чтению, в течение которого ребенок должен усвоить правильный прием чтения по слогам — бес называния букв. К концу подготовительного периода дети узнают несколько букв. В буквенный период они знакомятся со всеми буквами. Параллельно с чтением дети овладевают письмом. В подготовительном периоде дети научились отыскивать рабочую строку в тетради, правильно держать карандаш и ручку, правильно сидеть за столом во время занятия, обводить, штриховать, рисовать орнаменты и бордюры, писать буквы печатного шрифта.
основные рекомендации
Занятия по обучению чтению желательно проводить в русле общего речевого развития детей.
Предметом изучения является слово как единица языка, объединяющее звучание и значение. Очень важно вычленение слова из потока речи, отделение в сознании ребенка слова от предмета. Неспособность отделения слова от предмета проявляется в ответах, подобных этому:
— Какое слово длиннее: слово ЛЕВ или слово МЫШОНОК?
— Конечно, Лл-э-э-ф!
В ходе занятий по чтению следует изучать не только отношения между звуком и буквой, но и решать лингвистические задачи. Лингвистическое содержание занятий позволит расширить языковой опыт детей, подготовить их к освоению лексики, грамматики, орфографии. Рекомендуется работа в занимательной форме с синонимами, омонимами, антонимами, многозначными и однокоренными словами.
Упор на занятиях по обучению чтению делается на дифференциацию (различение) гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Это важно для дальнейшего изучения орфографии.
Обучение осуществляется в определенной последовательности: изучению букв и освоению техники чтения предшествует языковое обучение. Ребенок должен предельно овладеть общими знаниями о структуре языка, письменности, которые могут стать в дальнейшем основой системы лингвистических знаний и умений ученика. Основная цель обучения — сформировать осознанное отношение к языку.
Принцип последовательности находит отражение в содержании занятий с ребенком. Звуки и буквы изучаются не в алфавитном порядке, а в порядке их трудности выделения из слова, произношения и изображения на письме: сначала более легкие гласные: А, У, О; затем согласные: К, Т, П, М. К концу обучения отнесено ознакомление с буквами, которые обычно считаются трудными для усвоения: И, Е, Ё, Ю, Я, Ч, Ц, Щ, Ф, Ь, Ъ.
Определенная последовательность требуется в работе над слоговым анализом и синтезом: сначала предлагаются слова, состоящие из одного или двух слогов: А-У; КОТ; МА-МА; затем количество слогов в составе слов для чтения увеличивается: МА-ЛИ-НА; появляются слова с закрытыми слогами: БУК-ВЫ, ДУ-БОК.
После ознакомления со звуком и буквой И ребенок осваивает понятие о мягкости согласных звуков в таких словах, как НИНА, КИТ, НИТКИ.
Рекомендуем широкое использование дидактической (учебной) игры как переходной формы занятий от дошкольного к школьному возрасту. Это способствует формированию у старших дошкольников в недрах игры учебной деятельности как развертывания системы учебных задач.
Занятия с ребенком желательно проводить в форме совместной работы, сотрудничества, в котором взрослый выполняет роль не учителя, а старшего, более опытного товарища. В ходе работы, если ребенок не сразу понимает и одолевает правильное чтение, не следует раздражаться или сразу подсказывать ребенку. Проявите выдержку и терпение, ласково и настойчиво объясните ребенку трудный материал.
Поощряйте самостоятельность ребенка при выполнении ваших заданий. В ходе обучения не спешите. Материал каждого этапа должен быть тщательно отработан. Помните, что темп освоения чтения индивидуален для каждого ребенка. Рекомендуется проводить обучение чтению исключительно на материале звуков, правильно произносимых детьми. Содержание обучения должно способствовать умственному развитию ребенка, максимальному выявлению и использованию резервов развития ребенка 4—6 лет.
Правильно организуйте занятия, избегайте однообразия в работе и перегрузок. Занятия со старшими дошкольниками проводятся 20—30 мин с физкультурной паузой в середине и активным отдыхом после занятия. Упражнениям в звуковом анализе слов отводится на занятии 4—5 мин.
ПОСЛЕБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
В этот период, после изучения всех букв алфавита и освоения чтения трудных слов, рекомендуется поупражнять ребенка в чтении коротких рассказов, стихов, сказок.
Умение прочитать текст без предварительной подготовки — результат процесса обучения чтению. Навык слитного и выразительного чтения формируется не сразу, а путем упражнений в чтении специально подобранных легких для понимания текстов.
Вмирезвуков
(учим слушать и различать звуки дома, города, природы)
Мир полон звуков — живых и неживых. Пение птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов, кваканье лягушек и грохотание грома... Вслушиваясь в звучание мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг.
АНТЕННА
Над всею землей
По законам науки
На радиоволнах
Проносятся звуки.
Веселые звуки,
Печальные звуки, —
Их ловят антенны,
Расставивши руки.
А где-то,
На самом на донышке глаз,
Антенна запрятана
В каждом из нас.
Посмотришь —
И тронет тебя невзначай
Чужая беда
И чужая печаль.
Вл. Данько
Какие звуки ловят антенны? Какие звуки слышите вы?
Могут ли звуки волновать?
Слушаем звуки природы, погоды
Сосредоточьтесь, прислушайтесь и скажите, какие звуки природы вы слышите: завывание ветра, стук капель по оконному стеклу, раскаты грома, шуршанье листьев под ногами, пение птиц, шелест падающих листьев, шум дождя, жужжание жука, шелест травы, журчанье ручейка, плеск воды, хруст снега.
НОЧНЫЕ СТИХИ
Вот пришел бесшумно шорох,
Новостей принес он ворох,
И все шорохи слетелись,
И пришел бесшумно шелест...
Э. Мошковская
Ним приходилось слышать негромкие звуки?
Вспомните, когда вы слышали шорохи, шелест.
НОЧНЫЕ ЗВУКИ
Шорох вкрадчивый и ломкий,
Будто сделан из соломки...
То ль луна скользит по крыше,
То ль вздыхает старый дом...
То ль играют в прятки мыши
С неудачливым котом...
А быть может, — все возможно!
Кот и мыши ни при чем:
Просто я неосторожно
Тишину задел плечом...
А. Шлыгин
Поздно вечером, когда приглушеннее становятся звуки улицы и умолкают звуки дома, прислушайтесь к тишине — и вы услышите тихие звуки.
* * *
Была
Тишина,
Тишина,
Тишина...
Вдруг
Грохотом
Грома
Сменилась
Она!
И вот уже дождик
Тихонько —
Ты слышишь? –
Закрапал,
Закрапал
По крыше...
Наверно,
Сейчас
Барабанить
Он станет.
Уже
Барабанит!
Уже
Барабанит!
А. Шибаев
Как автор в стихах передает различные звуки природы?
* * *
Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура! Вперед!»
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!
— Что мне волны! Самый полный! —
Не сдается рулевой.
— Я на волнах поплыву!
По каналу — и в Москву!
Только ливень все сильнее.
Только капли все крупнее.
Хвастунишку не жалея,
Бьют сильнее и больнее!..
Лягушонок в лужу —
Плюх!
И на землю,
Под лопух.
Б. Суслов
Какой звук помогает передать плеск воды, звуки ливня?
ДОЖДЬ
Дождь в лесу как сетка
Серая висит,
А на каждой ветке
Песенка сидит.
Но сегодня песенки
Приумолкли,
Потому что песенки
Под дождем промокли.
Е. Стюарт
О каких песенках идет речь в стихотворении? Песни каких птиц вам приходилось слышать?
* * *
Стук-стук...
Пе-ре-стук.
По кастрюлям, по ведру
Дождик бьет,
Словно курица клюет.
С. Пайна
Произнесите несколько раз эти строчки. Какие слова создают картину дождя и помогают услышать звуки дождя?
РАДУГА
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит.
С. Маршак
Какие звуки часто повторяются в словах этого стихотворения? Как вы думаете, почему?
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
А. Пушкин
Какие звуки зимней бури вы сумели представить и изобразить?
МАРТ
Посвистывает юркая синица,
Раскачивая кустики: «Фюи».
Проталина на солнышке дымится,
И робко пробираются ручьи.
Опять на вербе серебрятся почки.
Сосна на землю сыплет семена.
Позванивают капли в одиночку —
Уже явилась ранняя весна.
А. Струк
С какими звуками приходит ранняя весна?
АПРЕЛЬ
Мы раскрыли окна,
Распахнули дверь.
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями,
Зазвенел, запел.
Первыми скворцами
На березы сел.
К. Быкова
Какие слова в стихотворении говорят о звуках апреля?
ЛЕДОХОД
Треск!
Хруст!
Бум!
Гром!
Хоть еще на небе
Звезды,
К Белой все скорей!
Бегом!
А промедлишь —
Будет поздно!
Льдины белые встают
На дыбы,
как кони,
И друг друга
Льдины бьют,
И друг друга
Гонят.
Старики гудящий лед
Взглядом
провожают;
Если дружно лед идет —
Это к урожаю.
Белозубый острый лед
Ввысь из речки рвется!
Ледоход!
Ледоход!
Белая смеется!
М.Садовский
С каких слов начинается стихотворение? Что передают эти слова?
ИГРА В СЛОВА
Скажи погромче
Слово «гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку» —
Тебе послышится:
«Ку-ку».
А скажешь слово
«Листопад» —
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад
И мокрую траву.
Скажи «родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут ни при чем).
А. Барто
Приведите свои примеры слов «шуршащих», «звенящих», «гремящих»...
Звуки громкие и тихие, приятные и нет:
— грохот, гром, автомобильные гудки,
— пение птиц,
— музыкальные звуки,
— скрежет, визг, тарахтенье.
Послушайте звуки тишины.
ШУМНЫЙ БАБАХ
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся Прыг-скок.
Чик-чиришка в листья — порх!
Шебуршонок в норку — шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-бах
В очень громких сапогах.
Дж. Ривз
Шумный Ба-бах не заглядывает в твою комнату, когда ты увлечен игрой с друзьями?
Какие короткие слова-звукоподражания тебе запомнились?
ТИШИНА
Тише, тише, тише, тише!
И тиха и неслышна
На деревья и на крыши
Опустилась тишина.
За окошком на крушине
Даже листья не шуршат,
Даже шинами машины
По шоссе не шелестят.
В это время даже мыши
Нашей кошке не слышны.
Тишина...
В. Орлов
Когда приходит в дом тишина?
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлепанье легкое...
Кто это — гном?
Шшш! Там за шторами,
Возле окна
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
В. Лунин
Как следует читать это стихотворение, громко или тихо?
* * *
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
— Ты куда?
— К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
— Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
— Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши —
Тишину послушай!..
— Слышишь?
— Слышу.
— Что ты слышишь?
— Шеборшатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат —
Дружно шишку шелушат.
— Тише, Шорох, не дыши!..
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
— Слышу...
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Ищут-ищут лягушат.
Слышишь?
Слышу...
Все букашки
Спать устроились в ромашке.
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
Звинь-звинь-звинь!» —
это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошую шинель.
Он вернется с этой ели
В новой шелковой шинели
С медной шашкой,
В звонких шпорах —
И умчится в вышину...
-Что еще ты слышишь,
Шорох?
— Тише!..
Слышу
Тишину.
В. Суслов
Какие легкие лесные шорохи отражены в этом стихотворении?
КАК ЗВЕНЯТ КОЛОКОЛЬЧИКИ?
Как звенят колокольчики?
Как звенят колокольчики,
Колокольчики на лугу?
Я подслушать их не могу!