Приложение 3 игра: «угадайка».

Технологическая карта урока по ФГОС

Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Класс: 5

Тема урока: Труд- основа жизни

Количество часов на изучение темы: 2 часа ( 8 февраля и 15 февраля)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

Появление у учеников первичного понимания что такое труд?

Постановка учебной задачи связанной с темой «Труд- основа жизни.»

Получение полных систематических знаний по поставленной проблеме

Обобщение и систематизация знаний: по теме « Труд- основа жизни»

Закрепление полученных знаний по теме « Труд- основа жизни»

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества

Активность во взаимодействии для решения коммуни­кативных и познава­тельных задач

Способность дать устный и письменный ответ на ответ на основе систематизации знаний

Способность представить результат деятельности перед группой и классом;

Аргументация своего мнения

Аргументация учебного сотрудничества

Познавательные УДД:

Выделение необходимой информации

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале

Рефлексия способов и условий действий

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности

Самоопределение.

Смыслообразование

Оценка жизненных ситуа­ций

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и способы решения поставленных задач

Опреде­ление последовательности промежуточных целей с учётом конечного ре­зультата

Составление плана и последователь­ности действий.

Самостоятельное выделение и осознание учащимися усвоенного материала, оценка результатов работы

Самооценка и прогнозирование результатов

Тип урока:Изучение нового материала

Форма урока:традиционно

Межпредметные связи: история , экономика

Основные понятия, используемые (изучаемые) на занятии:

Благотворительность, меценат, спонсор, материальное изделие

Условия реализации урока и оборудование урока:

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_2.html (дата обращения 06.02.2017

Учебная литература

Обществознание . 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н.Боголюбова , Л.Ф. Ивановой. 6-е изд. М. : Просвещение, 2015. ­­­- 127 с. , ил. , кар.

Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание . Рабочая тетрадь.3- изд. М. : Просвещение 2013

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Сорокина Е.Н. Поурочные разработка по обществознанию.5 класс- 2 –е изд.-М.ВАКО, 2016- 208 С.-( В помощь школьному учителю).

Оборудование

компьютер

флеш - карта

проектор

экран

колонки

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИТЧА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ «ДЕРЕВО ЖИЗНИ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Игра: «Угадайка».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТТУАЦИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПОСЛОВИЦЫ

Ход урока:

Этап урока (название, время, цель) Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД (универсальные учебные действия)
I Организационный этап   Цель: включение учащихся в учебную деятельность. Проверяет готовность к уроку. Проверка отсутствующих на уроке. Проверить свою готовность к уроку (тетрадь, ручку, учебник, дневник).   Сообщают о готовности к уроку.   - Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества;  
II Мотивационный этап Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность С помощью словесных методов ( ПРИТЧА, БЕСЕДА вводная) Рассказывает притчу ( См.Прилож.1 )   Беседа вводная Как выстроить свою жизнь? На этот сложный вопрос вы не один раз будете искать ответ для определения главных и второстепенных целей задач человека психологи используют следующий тест Тест « Дерево жизни» ( см. Прилож.2 ) Откройте тетрадь и нарисуйте свой дерево     1) О чем это притча?   2) Как вы ее понимаете ?   3 ) Как вы думаете какое отношение она имеет к теме нашего урока?   Выполнение задания «дерево жизни» детьми цветными карандашами, фломастерами в тетради.     Ответы учеников 1 О монахе, каменщиках, о труде каменщиков, о сложности Работы каменщиков. 2 У каждого человека свое отношение к труду , в притче показаны 3 мнения каменщиков на выполнение своей работы , одни не любят свою работу, другие видят в ней средство заработка денег и не любят ее, но есть те которые с любовью относятся к своей работе   3 Работа по камню является профессией, как врач , учитель и является средством заработка денег.     В конце урока каждый получит оценку за тест     Появление у учеников первичного понимания что такое труд? Какие виды трудовой деятельности бывают?     Познавательные УДД: Выделение необходимой информации   Структурирование знаний   Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;   Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества   Регулятивные УУД: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и способы решения поставленных задач Личностные Формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности  
  III Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи). Цель: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действ Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемного вопроса, который нужно решить в ходе урока.   Беседа ( вводная) Тема нашего урока «Труд- основа жизни» предположите   О чем пойдёт речь на нашем уроке?   Используя знания полученные начальной школе ответьте на следующий вопросы       1) Что вам известно о различных профессиях и ремёслах?     2)Каким бывает труд?     3) Что создается трудом?     4) Как оценивается труд .?     5) Что такое богатство и бедность?     На основе данных вопросов ученики   СОСТАВЛЯЮТ ПЛАН УРОКА 1 Какие виды профессий существуют?   2 Что создается трудом?   3 Каким бывает труд?   4 Что такое богатство и бедность? .   И выводится учебная проблема Для чего трудится человек?   Ответы( предполагаемые)   1)Врач, слесарь, учитель, милиционер, пожарный , актер, и тд.     2) Физический , и Умственный (интеллектуальный)     3) Материальные( здания, техника, предметы быта, продукты питания , текстиля и т.д) и духовные блага( в таких областях культуры, как литература, музыка, скульптура, изобразительное искусство и т.д)   4) Заработная плата, премии, гранты, сертификаты и т.д   5) Богатство- это владение теми средствами, которыми большинство населения не обладает Это власть деньги , недвижимое имущество , особое право на владение природными ресурсами. Бедность- это экономическое и социальное состояние большинства населения недостаток в материальном обеспечении, а также в духовном развитии   Постановка вопроса (проблемы) и плана урока связанного темой «Труд- основа жизни.» с помощью учителя   Выявляют учебную проблему Для чего трудится человек?     Личностные УУД:   Самоопределение Смыслообразование. Познавательные УУД:   Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний   Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.   Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.   Коммуникативн ые: Активность во взаимодействии для решения коммуни­кативных и познава­тельных задач   Личностные:   Оценка жизненных ситуа­ций   Регулятивные:   Опреде­ление последовательности промежуточных целей с учётом конечного ре­зультата Составление плана и последователь­ности действий.    
IV Решение учебной задачи (проблемного вопроса)   Цель: подвести учащихся к пониманию поставленной задачи   Решение учебной задачи происходит строго по плану     1. Какие виды профессий существуют?   Педагогическая технология « Игра Угадайка» ( СМ. ПРИЛОЖ. 3)   2. Что создается трудом?   Самостоятельная Работа с тек­стом учебника, с. 74-79.   3. Каким бывает труд?     4. Что такое богатство и бедность?     Изучение происходит путем применения педагогической ситтуации   Педагогическая ситтуация ( см. ПРИЛОЖ.4 Работа с тер­минами.     1.(На слайде 1) логические цепочки.) — Угадайте, кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны указанные предметы   2. Рассмотрите рисунки (с. 76). Ответьте на вопросы: - Что является материальным изделием, а что услугой? - Почему считают, что труд является источником всякого богатства   1) Как вы оцениваете отношение подростка к людям рабочих профессий?   2) Встречались ли вы с пренебрежительным отношениям своих сверстников к людям непрестижного труда и чем оно вызвано?   3) Стоит стесняться работы чересчур будничной и не интересной ?   4) Какие профессия сегодня можно назвать романтичным яркими ?   5) Объясните в чем ценность будничного труда?     6) Что такое богатство в чем его ценность ?   7) Возможность учиться можно считать богатством?     Организует работу по изучению новых терминов (спонсор, меценат): - Знаете ли вы, кто такой меценат? - . Кто такой спонсор     1) Ответы ( предполагаемые) Парикмахер, учитель, компьютерщик, строитель и т.д.   2)Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие во­просы, обсуж­дают новую ин­формацию. высказы­вают собствен­ную точку зре­ния.   1) Он сожалеет и переживает за брата, за то что ему придется заниматься тяжелым физическим трудом , можно предположить что подросток считает что институт дает преимущества в получении лучшей работы и заработной платы, а рабочие профессии непрестижными и малооплачиваемыми     2) Мой друг говорит , что его мама говорит , что если он не будет хорошо учится , то будет после школы работать «на свинарнике» как Вася , не поступивший в институт. Это вызвано наверное потому что его мама работает в администрации а папа в милиции и они никогда не были близки к положению бедных людей , которым приходится зарабатывать хлеб тяжелым физическим трудом.   3) В классе разделятся мнения одни будут считать будничную работу скучной и говорить что хотят в будущем стать врачами , учеными путешественниками, актерами , интернет- блогерами, политиками и т.д. Другие напротив будут отстаивать профессии именно будничные , стабильные , но не приносящие больших денег . Ответы учеников будут зависеть от материального положения семьи и от профессий которыми занимаются родители .     4) политики , интернет- блогеры, актеры, певцы, путешественники,   5) стабильность дохода , места работы; профессия рабочих очень важна без них у нас бы не было домов , школ , больниц и т.д   6) Это материальный доход, деньги, собственное здоровье , здоровье родителей и близких.   Ценность заключается в том что при его помощи можно изменить свою жизнь и жизнь окружающих в лучшую сторону ( материальная помощь родителям- пособия материнский капитал и т.д, строительство больниц школ и т.д, ремонт жилья , покупка машин, увеличение расходов в развлекательной сфере, повышение образования- курсы по выбору, кружки , секции) так и в худшую сторону ( нехватка денег к снижению уровня жизни населения, закрытие мероприятий , безработица, смертность, болезни)   7) Многие обучающиеся скажут да, учение- это богатство,что если хорошо учится, можно удачно устроится в жизни получить хорошую профессию и достойную заработную плату.     Отвечают на вопросы, работают со словарем в учебнике         Получение полных систематических знаний по поставленной проблеме .   Познавательные УУД:   Анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний   Коммуникативные. УУД:   Способность дать устный и письменный ответ на ответ на основе систематизации знаний   Регулятивные УУД: Самостоятельное выделение и осознание учащимися усвоенного материала, оценка результатов работы  
   
V Подведние итогов уроков. Осмысление нового материала.     Итоговая беседа   Задание ПОСЛОВИЦЫ (устно) (см ПРИЛОЖ.5)   Подходит к концу наш урок и самое время решить нашу учебную проблему   Выполнение задания ( см Прилож.3) устно     Для чего трудится человек?   Ответы (предполагаемые) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда   · Терпенье и труд все перетрут. Кто не работает, тот не ест · Глаза страшатся, а руки делают. · · Дело мастера боится.   Ответы (предполагаемые ) Человек должен трудиться , чтобы получить заработную плату , повысить свой уровень жизни.   Ради того, чтобы содержать себя, свою семью, чтобы реализовать свои способности, свои таланты,   Обобщение и систематизация знаний по теме: «Труд – основа жизни». Личностные УУД:   Смыслообразование   Регулятивные УУД: Самооценка и прогнозирование результатов     Коммуникативные УУД: Способность представить результат деятельности перед группой и классом;  
VI. Рефлексия Цель: закрепить полученные знания и умения. Учитель дает задание:   Наш урок подходит к концу давайте вернёмся к тем вопросам которые мы ставили перед собой начале урока   Ответили мы на них? Нарисуйте лесенку из трёх ступенек ( верхняя средняя и нижняя) Отметьте галочкой где вы находитесь если во все поняли что на верхней ступеньки если у вас остались вопросы то ср если вам ничего не понятно Отметьте галочкой где вы находитесь   если вы все поняли то на верхней ступеньки   если у вас остались вопросы то средняя   если вам ничего не понятно по нынешней теме то на нижней Заполняют таблицу. Систематизация знаний по теме: «Труд – основа жизни». Коммуникативные УУД   Аргументация своего мнения Аргументация учебного сотрудничества Познавательные УУД   Рефлексия способов и условий действий
VII Домашнее задание Цель: обсудить и записать домашнее задание.. Домашнее задание ребята записывают в дневники § 9 с. 74-81 учебника   Написать эссе на основе предложенной притчи Записывают домашнее задание. Систематизация и контроль знаний. Личностные УУД:   Смыслообразование   Регулятивные УУД: Самооценка и прогнозирование результатов.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИТЧА

Источник: Сорокина Е.Н. Поурочные разработка по обществознанию.5 класс- 2 –е изд.-М.ВАКО, 2016- 208 С.-( В помощь школьному учителю).

Случилось это в средние века монах руководивший строительством собора решил посмотреть как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе

- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом скучная нудная работа изнуряющая меня -сказал тот со злобой . Монах подошел ко второму каменщику спросил его о том же

- Я работаю по камню, зарабатываю этим деньги теперь моя семья не будет голодать.- ответил мастер сдержано. Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе :

- Со стороны кажется ,что я режу камень, но на самом деле, я строю храм который простоит 1000 лет, я строю будущее улыбнувшись - ответил третий каменщик

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ «ДЕРЕВО ЖИЗНИ»

Вам необходимо нарисовать дерево: корень которого обозначает момент вашего рождения ствол всю вашу дальнейшую жизнь, ветви те задачи которые вам предстоит решать в течение жизни ,в качестве вершины необходимо обозначить самый важный вашей жизни

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Игра: «Угадайка».

(На слайде 1 логические цепочки.)

— Угадайте, кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны указанные предметы.

• Шампунь, ножницы, фен, расческа;

• градусник, скальпель, бинт, зеленка;

• мел, указка, журнал, глобус;

• кирпич, цемент, краска, мастерок;

• диск, дисплей, мышь, модем;

• краски, холст, кисти, мольберт;

• трактор, комбайн, плуг, семена.

Наши рекомендации