Приложение 3 игра: «угадайка».
Технологическая карта урока по ФГОС
Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Класс: 5
Тема урока: Труд- основа жизни
Количество часов на изучение темы: 2 часа ( 8 февраля и 15 февраля)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
Появление у учеников первичного понимания что такое труд?
Постановка учебной задачи связанной с темой «Труд- основа жизни.»
Получение полных систематических знаний по поставленной проблеме
Обобщение и систематизация знаний: по теме « Труд- основа жизни»
Закрепление полученных знаний по теме « Труд- основа жизни»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества
Активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Способность дать устный и письменный ответ на ответ на основе систематизации знаний
Способность представить результат деятельности перед группой и классом;
Аргументация своего мнения
Аргументация учебного сотрудничества
Познавательные УДД:
Выделение необходимой информации
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале
Рефлексия способов и условий действий
Личностные УУД:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности
Самоопределение.
Смыслообразование
Оценка жизненных ситуаций
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и способы решения поставленных задач
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата
Составление плана и последовательности действий.
Самостоятельное выделение и осознание учащимися усвоенного материала, оценка результатов работы
Самооценка и прогнозирование результатов
Тип урока:Изучение нового материала
Форма урока:традиционно
Межпредметные связи: история , экономика
Основные понятия, используемые (изучаемые) на занятии:
Благотворительность, меценат, спонсор, материальное изделие
Условия реализации урока и оборудование урока:
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_2.html (дата обращения 06.02.2017
Учебная литература
Обществознание . 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н.Боголюбова , Л.Ф. Ивановой. 6-е изд. М. : Просвещение, 2015. - 127 с. , ил. , кар.
Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание . Рабочая тетрадь.3- изд. М. : Просвещение 2013
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)
Сорокина Е.Н. Поурочные разработка по обществознанию.5 класс- 2 –е изд.-М.ВАКО, 2016- 208 С.-( В помощь школьному учителю).
Оборудование
компьютер
флеш - карта
проектор
экран
колонки
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИТЧА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ «ДЕРЕВО ЖИЗНИ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Игра: «Угадайка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТТУАЦИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПОСЛОВИЦЫ
Ход урока:
Этап урока (название, время, цель) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД (универсальные учебные действия) | ||||
I Организационный этап Цель: включение учащихся в учебную деятельность. | Проверяет готовность к уроку. Проверка отсутствующих на уроке. | Проверить свою готовность к уроку (тетрадь, ручку, учебник, дневник). | Сообщают о готовности к уроку. | - | Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества; |
II Мотивационный этап Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность С помощью словесных методов ( ПРИТЧА, БЕСЕДА вводная) | 1) О чем это притча? 2) Как вы ее понимаете ? 3 ) Как вы думаете какое отношение она имеет к теме нашего урока? Выполнение задания «дерево жизни» детьми цветными карандашами, фломастерами в тетради. | Ответы учеников 1 О монахе, каменщиках, о труде каменщиков, о сложности Работы каменщиков. 2 У каждого человека свое отношение к труду , в притче показаны 3 мнения каменщиков на выполнение своей работы , одни не любят свою работу, другие видят в ней средство заработка денег и не любят ее, но есть те которые с любовью относятся к своей работе 3 Работа по камню является профессией, как врач , учитель и является средством заработка денег. В конце урока каждый получит оценку за тест | Появление у учеников первичного понимания что такое труд? Какие виды трудовой деятельности бывают? | Познавательные УДД: Выделение необходимой информации Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества Регулятивные УУД: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и способы решения поставленных задач Личностные Формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности |
III Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи). Цель: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действ | Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемного вопроса, который нужно решить в ходе урока. Беседа ( вводная) Тема нашего урока «Труд- основа жизни» предположите О чем пойдёт речь на нашем уроке? Используя знания полученные начальной школе ответьте на следующий вопросы | 1) Что вам известно о различных профессиях и ремёслах? 2)Каким бывает труд? 3) Что создается трудом? 4) Как оценивается труд .? 5) Что такое богатство и бедность? На основе данных вопросов ученики СОСТАВЛЯЮТ ПЛАН УРОКА 1 Какие виды профессий существуют? 2 Что создается трудом? 3 Каким бывает труд? 4 Что такое богатство и бедность? . И выводится учебная проблема Для чего трудится человек? | Ответы( предполагаемые) 1)Врач, слесарь, учитель, милиционер, пожарный , актер, и тд. 2) Физический , и Умственный (интеллектуальный) 3) Материальные( здания, техника, предметы быта, продукты питания , текстиля и т.д) и духовные блага( в таких областях культуры, как литература, музыка, скульптура, изобразительное искусство и т.д) 4) Заработная плата, премии, гранты, сертификаты и т.д 5) Богатство- это владение теми средствами, которыми большинство населения не обладает Это власть деньги , недвижимое имущество , особое право на владение природными ресурсами. Бедность- это экономическое и социальное состояние большинства населения недостаток в материальном обеспечении, а также в духовном развитии | Постановка вопроса (проблемы) и плана урока связанного темой «Труд- основа жизни.» с помощью учителя Выявляют учебную проблему Для чего трудится человек? | Личностные УУД: Самоопределение Смыслообразование. Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативн ые: Активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: Оценка жизненных ситуаций Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Составление плана и последовательности действий. |
IV Решение учебной задачи (проблемного вопроса) Цель: подвести учащихся к пониманию поставленной задачи | Решение учебной задачи происходит строго по плану 1. Какие виды профессий существуют? Педагогическая технология « Игра Угадайка» ( СМ. ПРИЛОЖ. 3) 2. Что создается трудом? Самостоятельная Работа с текстом учебника, с. 74-79. 3. Каким бывает труд? 4. Что такое богатство и бедность? Изучение происходит путем применения педагогической ситтуации Педагогическая ситтуация ( см. ПРИЛОЖ.4 Работа с терминами. | 1.(На слайде 1) логические цепочки.) — Угадайте, кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны указанные предметы 2. Рассмотрите рисунки (с. 76). Ответьте на вопросы: - Что является материальным изделием, а что услугой? - Почему считают, что труд является источником всякого богатства 1) Как вы оцениваете отношение подростка к людям рабочих профессий? 2) Встречались ли вы с пренебрежительным отношениям своих сверстников к людям непрестижного труда и чем оно вызвано? 3) Стоит стесняться работы чересчур будничной и не интересной ? 4) Какие профессия сегодня можно назвать романтичным яркими ? 5) Объясните в чем ценность будничного труда? 6) Что такое богатство в чем его ценность ? 7) Возможность учиться можно считать богатством? Организует работу по изучению новых терминов (спонсор, меценат): - Знаете ли вы, кто такой меценат? - . Кто такой спонсор | 1) Ответы ( предполагаемые) Парикмахер, учитель, компьютерщик, строитель и т.д. 2)Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. высказывают собственную точку зрения. 1) Он сожалеет и переживает за брата, за то что ему придется заниматься тяжелым физическим трудом , можно предположить что подросток считает что институт дает преимущества в получении лучшей работы и заработной платы, а рабочие профессии непрестижными и малооплачиваемыми 2) Мой друг говорит , что его мама говорит , что если он не будет хорошо учится , то будет после школы работать «на свинарнике» как Вася , не поступивший в институт. Это вызвано наверное потому что его мама работает в администрации а папа в милиции и они никогда не были близки к положению бедных людей , которым приходится зарабатывать хлеб тяжелым физическим трудом. 3) В классе разделятся мнения одни будут считать будничную работу скучной и говорить что хотят в будущем стать врачами , учеными путешественниками, актерами , интернет- блогерами, политиками и т.д. Другие напротив будут отстаивать профессии именно будничные , стабильные , но не приносящие больших денег . Ответы учеников будут зависеть от материального положения семьи и от профессий которыми занимаются родители . 4) политики , интернет- блогеры, актеры, певцы, путешественники, 5) стабильность дохода , места работы; профессия рабочих очень важна без них у нас бы не было домов , школ , больниц и т.д 6) Это материальный доход, деньги, собственное здоровье , здоровье родителей и близких. Ценность заключается в том что при его помощи можно изменить свою жизнь и жизнь окружающих в лучшую сторону ( материальная помощь родителям- пособия материнский капитал и т.д, строительство больниц школ и т.д, ремонт жилья , покупка машин, увеличение расходов в развлекательной сфере, повышение образования- курсы по выбору, кружки , секции) так и в худшую сторону ( нехватка денег к снижению уровня жизни населения, закрытие мероприятий , безработица, смертность, болезни) 7) Многие обучающиеся скажут да, учение- это богатство,что если хорошо учится, можно удачно устроится в жизни получить хорошую профессию и достойную заработную плату. Отвечают на вопросы, работают со словарем в учебнике | Получение полных систематических знаний по поставленной проблеме . | Познавательные УУД: Анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний Коммуникативные. УУД: Способность дать устный и письменный ответ на ответ на основе систематизации знаний Регулятивные УУД: Самостоятельное выделение и осознание учащимися усвоенного материала, оценка результатов работы |
V Подведние итогов уроков. Осмысление нового материала. | Итоговая беседа Задание ПОСЛОВИЦЫ (устно) (см ПРИЛОЖ.5) Подходит к концу наш урок и самое время решить нашу учебную проблему | Выполнение задания ( см Прилож.3) устно Для чего трудится человек? | Ответы (предполагаемые) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда · Терпенье и труд все перетрут. Кто не работает, тот не ест · Глаза страшатся, а руки делают. · · Дело мастера боится. Ответы (предполагаемые ) Человек должен трудиться , чтобы получить заработную плату , повысить свой уровень жизни. Ради того, чтобы содержать себя, свою семью, чтобы реализовать свои способности, свои таланты, | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Труд – основа жизни». | Личностные УУД: Смыслообразование Регулятивные УУД: Самооценка и прогнозирование результатов Коммуникативные УУД: Способность представить результат деятельности перед группой и классом; |
VI. Рефлексия Цель: закрепить полученные знания и умения. | Учитель дает задание: Наш урок подходит к концу давайте вернёмся к тем вопросам которые мы ставили перед собой начале урока Ответили мы на них? Нарисуйте лесенку из трёх ступенек ( верхняя средняя и нижняя) Отметьте галочкой где вы находитесь если во все поняли что на верхней ступеньки если у вас остались вопросы то ср если вам ничего не понятно | Отметьте галочкой где вы находитесь если вы все поняли то на верхней ступеньки если у вас остались вопросы то средняя если вам ничего не понятно по нынешней теме то на нижней | Заполняют таблицу. | Систематизация знаний по теме: «Труд – основа жизни». | Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Аргументация учебного сотрудничества Познавательные УУД Рефлексия способов и условий действий |
VII Домашнее задание Цель: обсудить и записать домашнее задание.. | Домашнее задание ребята записывают в дневники | § 9 с. 74-81 учебника Написать эссе на основе предложенной притчи | Записывают домашнее задание. | Систематизация и контроль знаний. | Личностные УУД: Смыслообразование Регулятивные УУД: Самооценка и прогнозирование результатов. |
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИТЧА
Источник: Сорокина Е.Н. Поурочные разработка по обществознанию.5 класс- 2 –е изд.-М.ВАКО, 2016- 208 С.-( В помощь школьному учителю).
Случилось это в средние века монах руководивший строительством собора решил посмотреть как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе
- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом скучная нудная работа изнуряющая меня -сказал тот со злобой . Монах подошел ко второму каменщику спросил его о том же
- Я работаю по камню, зарабатываю этим деньги теперь моя семья не будет голодать.- ответил мастер сдержано. Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе :
- Со стороны кажется ,что я режу камень, но на самом деле, я строю храм который простоит 1000 лет, я строю будущее улыбнувшись - ответил третий каменщик
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ «ДЕРЕВО ЖИЗНИ»
Вам необходимо нарисовать дерево: корень которого обозначает момент вашего рождения ствол всю вашу дальнейшую жизнь, ветви те задачи которые вам предстоит решать в течение жизни ,в качестве вершины необходимо обозначить самый важный вашей жизни
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Игра: «Угадайка».
(На слайде 1 логические цепочки.)
— Угадайте, кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны указанные предметы.
• Шампунь, ножницы, фен, расческа;
• градусник, скальпель, бинт, зеленка;
• мел, указка, журнал, глобус;
• кирпич, цемент, краска, мастерок;
• диск, дисплей, мышь, модем;
• краски, холст, кисти, мольберт;
• трактор, комбайн, плуг, семена.