Охота за денежным потоком, или как перестать бояться денег

Представляете каково это, когда боишься прикасаться к деньгам? Когда с любой попадающей тебе в руки купюрой приходит мысль: а имеешь ли ты право ее брать? Заслужила ли? И ты робко отвечаешь себе: но ведь я это заработала! - А достаточно ли ты поработала за нее? Может все-таки недостаточно? Может ты просто взяла чужое??? И в этот момент становится страшно. Голова вжимается в плечи, хочется вернуть деньги, спрятаться, испариться. И так каждый раз. Каждый раз я либо отказываюсь от денег, либо бьюсь до изнеможения, чтобы убедить себя и окружающих, что все-таки я их заработала, заслужила. И так всю жизнь, до встречи с психотерапевтом ИРП.

И вот я на горячем стуле и мне нужно сформулировать запрос. Я хочу... я хочу... я хочу, чтобы денежный поток проходил мимо меня! (Смогу ли я кому-то теперь доказать, что имела-то я в виду, чтобы деньги наконец повалили ко мне неиссякаемым потоком). Одна я не слышу, что говорю. А все вокруг слышат и смеются. А я пока ничего не понимаю. Мне только предстоит процесс, полный откровений; увлекательное путешествие в чащу моего подсознания, настоящее волшебство Интегративно-ресурсной психотерапии.

И начинается работа. Почему же я боюсь денег, почему я делаю все, чтобы они обходили меня стороной? И ведь они слушаются, покорно проходят мимо. Терапевт интересуется: а почему боишься? Что в них страшного? Неожиданно отвечаю: А вдруг окажется, что они не мои? И в голове всплывает картина. Мне семь. За окном март. Я стою перед классом. Внимание тридцати пар детских глаз приковано ко мне. Мне очень страшно и стыдно. И защитить меня некому...

Наш первый «А» был очень престижным классом. Все родители стремились отдать своих чад именно сюда, ведь группу набирала Полина Федоровна, заслуженный учитель России. Но титулованный педагог как-то сразу невзлюбила самую младшую ученицу, меня. Я быстро пересела за дальнюю парту, частенько приносила домой двойки и с завидной регулярностью стояла у доски, спиной к остальным, то за опоздание, то еще за какую-нибудь провинность.

Моей нелепой детской местью за растоптанные мечты о школе стало воровство кошелька у обидчицы. Именно в этот день учителям раздавали зарплату за месяц. Полина Федоровна небрежно кинула на стул сумку с маячившим оттуда набитым кошельком, и ушла с другими детьми, оставив меня с еще одним двоечником убирать класс за остальными. Я просто не смогла пройти мимо этой сумки. Когда учительница вернулась, она сразу заметила пропажу. Разоблачение было моментальным. Но этим она не ограничилась. На следующий день она поставила меня перед всем классом, показала на меня пальцем и сказала: «Смотрите дети, это воровка. Она украла у меня кошелек». И тогда я очень испугалась, сжалась, застыла и осталась в этой позе, в этом классе на долгие 30 с лишним лет. Уже на следующей перемене на меня показывала пальцем вся школа, началась настоящая травля, каждый шаг мне давался с огромным трудом, мне хотелось испариться, стать невидимой, чтобы не чувствовать этого позора.

А что страшного в том, чтобы взять за свою работу чуть больше? - спрашивает терапевт - Это значит что ты …? Воровка, - выдавливаю я из себя и из глаз брызгают слезы.

Простить себя, оправдать, реабилитировать. Как долго я в этом нуждалась. Как долго я оставляла эту часть своего прошлого нетронутой. Неприкасаемой. Как я сама для себя была в этой части своей жизни - неприкасаемой. Все время я жила в этом наказании, стыде и страхе. И это определяло мои взаимоотношения с людьми и с деньгами. Я стала бояться денег. Они ведь приносят столько неприятностей! За них мою маленькую девочку казнят, прибивают к позорной доске. А кто собственно казнит? Теперь уже я сама! Потому что не смогла ответить той взрослой почтенной тёте, а за спиной в нужный момент не оказалось защитника. Я решила, что раз такая уважаемая учительница так делает, значит так и надо поступать. И с тех пор я продолжаю каждый раз называть себя воровкой и казнить себя за любые деньги, попадающие мне в руки.

Сидя на горячем стуле, я привела туда, в этот класс, своих защитников. Папу и маму. Я сказала Полине Федоровне все, что надо было ей сказать в тот момент. А сказать надо было по-детски просто: «Сама ты воровка! Кто как обзывается, тот сам так называется!» И ведь правда, она воровка, ведь она отобрала у меня мое счастливое детство, отобрала уважение одноклассников, растоптала мои ожидания от школы, растоптала такую маленькую и доверчивую девочку.

Эту маленькую девочку я забрала из класса к себе, в свое сердце. Оживила ее, согрела своим теплом и пообещала всегда защищать и беречь. И никогда больше не отдавать на растерзание незрелым личностям. Баловать и позволять ей прикасаться к деньгам, брать, а иногда и требовать.

И самая сложная часть работы. Принять и поблагодарить. Эту ситуацию, вот эту вот учительницу... За что? Какая же это сложная душевная работа! Но все же я и здесь нашла свои плюсы. Ведь с того момента я, как никто другой, усвоила урок, что чужое брать нехорошо. Благодаря этому случаю я ушла из этого класса и попала к другому очень чуткому и доброму педагогу, в хороший и дружный класс. Много лет спустя я также узнала, что мои родители впоследствии сражались и с Полиной Федоровной и со всей школой, отстаивая мои интересы. И они победили! Полину Федоровну лишили звания Заслуженного учителя.

Метод интегративно-ресурсной терапии — это не просто психо-терапевтическая техника. Это настоящая магия, позволяющая сложить картину собственных неудач буквально по пазлам, добраться до истоков и вскрыть механизм, заставляющий снова и снова принимать неверные решения, действовать себе в ущерб. Именно ИРП помогает исцелиться, прозреть, собрать и сбалансировать в себе своего ребенка, родителя и взрослого.

Надежда Фадеева

1 курс школы ИРП

07.03.2017 г.

Наши рекомендации