Почему важно уметь мыслить
Каким будет потенциал образования, если мы активизируем мышление, откажемся от зубрежки и актуализируем программы? Давайте проследим, как мышление — основная функция человеческого мозга — постепенно оказалось вытесненным на задворки обучения.
Да, социальные и технические проблемы, стоящие перед обществом, требуют огромных усилий, однако же складывается впечатление, что человек прорвется в глубь космоса раньше, чем избавится от расовых и этнических предрассудков. Развитие социального мышления — процесс неизмеримо более сложный, чем развитие мышления технического, но, к сожалению, в школах значительно большее внимание уделяется именно последнему. Те учащиеся, которые научились социальной ответственности в школе, умеют помочь другим в решении проблем как на индивидуальной, так и на групповой основе, способны справиться и с более серьезными социальными задачами. Мы должны шире использовать коллективные методы обучения, чтобы дети учились думать и действовать сообща, могли правильно воспринимать возложенную на них меру социальной ответственности.
Будучи неудачником, невозможно научиться социальной ответственности, умению мыслить и самостоятельно решать жизненные проблемы. Школы должны предоставлять реальный шанс на успех всем ученикам без исключения. Жизнь изобилует проблемами, не имеющими однозначного решения, а значит, учащимся необходимо научиться философски воспринимать любую противоречивую ситуацию, а в ряде случаев подобная неоднозначность может стать положительным жизненным стимулом.
Мы должны ставить детей перед необходимостью продумывать всевозможные проблемные ситуации, тем самым значительно снижая роль определенности и заучивания в образовании. Знания, основанные только на запоминании фактов, — всего лишь суррогат образования и ничего не стоят, если не подкреплены идеями и самостоятельностью мышления.
Надо не только поощрять детей безбоязненно расспрашивать обо всем, что им непонятно. Мы должны научить детей принимать решения и этим решениям следовать. Время от времени ко мне обращаются пациенты, потерпевшие неудачу в той или иной области; их угнетает то, что они не могут сделать правильный выбор в неоднозначных ситуациях. Часто человек как будто обладает и внутренней силой, и умением правильно оценивать факты, и способностью делать верные выводы, однако принять решение он все-таки не в состоянии. Я считаю, что причина здесь кроется в недостатке подобного опыта. Раз решение принято, его надо выполнять, а для этого нужна вера в свои силы. Как правило, если человек был неудачником в школе, он не верит в себя. В школе должны проводиться серьезные дискуссии по вопросам, которые требуют от учащихся принятия решений. Например, стоит ли отложить на некоторое время поступление в колледж и поработать в сфере обслуживания; надо ли сочетать обучение в школе с работой; остаться под родительским кровом или уехать учиться, работать, путешествовать. Следует основательно обсуждать и вопросы любви, брака, секса. К сожалению, школа, которая могла бы стать форумом для серьезных дискуссий, мало, а то и вовсе не помогает учащимся находить ответы на эти и другие социальные вопросы, которые в будущем потребуют от них здравых решении, иначе им придется нести тяжелое бремя последствий.
Школа в первую очередь должна оказывать помощь учащимся в оптимальном выборе программы обучения. И хотя в большинстве школ действует институт психологов-консультантов, непосредственная задача которых — помогать учащимся в выборе наиболее подходящих предметов для изучения, нередко выбор этот бывает поспешным и необдуманным. По мнению учеников, беседы с консультантами слишком непродолжительны и поверхностны, что зачастую приводит к торопливым решениям, которые в свою очередь оборачиваются в будущем целой серией ошибок в выборе образования и профессии.
Неспособность планировать и принимать решения частично является следствием того, что в школе людей не научили самостоятельно рассуждать. Неотъемлемой частью принятия решения являются процесс постановки проблемы, анализ различных альтернатив и, наконец, оптимальный выбор, при этом всегда остается возможность переоценки. Когда условия изменяются, а так оно и бывает, надо пересматривать решение, которое не должно быть безапелляционным, в противном случае человека ждут трудности, а порой и несчастья.
В системе, где поклоняются фактам, трудно спорить с учителем, который строит свое обучение на безапелляционной основе. Как правило, в школах, где обучение ведется по схеме факт — ответ, учителя и ученики находятся в конфронтации друг с другом. В этой борьбе учителя неизменно одерживают верх, поскольку им известны ответы на их же собственные вопросы, в то время как ребенок не в состоянии противопоставить их вопросам свои идеи. В любом споре побеждает учитель, как бы ученик ни доказывал несуразность такой практики. Учитель идет на подкуп учащегося, выставляя ему отличные оценки за запоминание фактов. Перед мыслящими учениками встает дилемма: стоит ли проявлять самостоятельность мышления и выступать против рутины или лучше не рисковать и надежно гарантировать себе высокие баллы. Куда проще держать язык за зубами, получив за это «взятку». Бездумное, напичканное фактическим материалом образование— главный источник дисциплинарных проблем, а «надежные» рекомендации административных верхов остаются по-прежнему незыблемыми, несмотря на растущее количество неудачников. До тех пор пока не возникнут сомнения в этом традиционном несостоятельном подходе к делу, все останется по-старому. Ведь учителя бессильны что-либо изменить по своей воле, хотя многие из них видят корень зла в методике преподавания. Но если те, кто определяет принципы образования, осознают опасность сложившегося на сегодняшний день положения, станет возможным прекратить уже ставшее традиционным противостояние учеников и учителей.
И опять нам не избежать проблемы актуальности обучения. Когда преподавателями используется тесно связанный с жизнью материал, а от учеников требуется его осмысление, отпадает необходимость в давлении извне, например запугивание низкими оценками. Самостоятельное мышление способствует тому, что у учащихся возникает чувство причастности и приверженности школе, поскольку они видят в учении смысл. Благодаря возникновению добровольной, внутренней взаимосвязи между учителем и учеником устанавливается подлинний контакт, устраняющий извечные конфликты.
Такой тип образования психологически оправдан, так как связывает со школой положительные эмоции, сопровождающие процесс решения проблем. Учащиеся, которым решение проблем приносит радость и удовлетворение, и которые находятся с учителем в творческом союзе, не причиняют неприятностей школе. Радость и заинтересованность в учебе удерживают их от антисоциальных проявлений и ухода в себя. Однако есть еще немало людей, которые с недоверием относятся к интересному образованию и сотрудничеству между учеником и учителем, а попытки учащихся самостоятельно отвечать на вопросы, поставленные жизнью, вызывают у них подозрительную реакцию. Если этим людям удастся одержать верх, образование не сможет помочь обществу в решении многих сегодняшних проблем.
Неудачников больше всего там, где обучение ведется в отрыве от жизни и не основывается на мышлении. Уже в младшем школьном возрасте происходит деление на слабых и сильных учащихся. Необходимо приложить все усилия, чтобы эта практика стала неприемлемой. И те, кто учится хорошо, и те, у кого на сегодняшний день не все идет гладко, должны учиться с одинаковой заинтересованностью, в противном случае мы не добьемся никаких позитивных перемен.