Тема 1.5 Этиология нарушений речи
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Планируемые результаты обучения дисциплины
3.Тематический план дисциплины
4.Содержание рабочей учебной программы дисциплины
5.Контроль планируемого результата обучения
6.Литература и средства обучения
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа по дисциплине «Основы логопедии» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического или профессионального образования Республики Казахстан (ГОСО РК 4.05.073.-2009) по специальности 0101000-«Дошкольное воспитание и обучение» классификации 0101013-«Воспитатель дошкольных организаций».
Общее-38ч.
Теоретические-27ч.
Практические-11ч.
Настоящая рабочая учебная программа по дисциплине «Основы логопедии» предусматривает рассмотрение формирования у будущих специалистов коммуникативной компетенции, способности решает лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях. Основной целью дисциплины «Основы логопедии» является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушением речи, а так же предупреждения речевых расстройств.
При реализации рабочей учебной программы в целях подготовки конкурентоспособных специалистов, рекомендуется использовать традиционную систему обучения ,новые технологии(модульная, кредитная и т.д.) дидактические и наглядные пособия: плакаты, модели, учебные видеофильмы, электронные учебники, учебные и учебно-методические пособия.
Для реализации рабочей учебной программы по дисциплине «Основы логопедии» рекомендуется следующие формы организации обучения: беседы, дискуссии, решение ситуационных задач, анализ производственных ситуаций, ролевые и деловые игры, презентации материалов, работа в микрогруппах ,лекции, семинары, практических занятиях( лабораторные работы), контрольные работы и др. Для закрепления теоретических знаний и приобретение необходимых практических навыков и умений программой дисциплины предусматривается проведение лабораторных работ.
Типовая рабочая программа базируется на знаниях умениях и навыков обучающих по дисциплинам:
-Казахский язык и литература;
-Русский язык и литература;
При изучении дисциплины проводить интеграцию с дисциплинами:
-Педагогика;
-Психология;
-Детская литература;
-Развитие речи;
-Выразительное чтение;
-Анатомия,физиология и гигиена детей.
При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии ,обозначений принятых международными организациями в области логопедии.
Содержание рабочей учебной программы дисциплины
Содержание типовой учебной программы дисциплины
Раздел 1.Теоретические и методологические основы логопедии
Тема 1.1.Предмет и задачи логопедии
Основные задачи развития речи. Воспитание звуковой культуры речи .
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Работа по формированию грамматического строя речи..Методы обучения развития речи детей старшего дошкольного возраста. Закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи. Работы по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей. Формирование синтаксической стороны речи . Развитие связной речи.
Тема 1.2.Связь логопедии с другими науками
Связь логопедии с другими науками .Методы науки логопедии. Значение науки логопедии. Проблемы современной науки логопедии.
Тема 1.3.Методологические основы логопедии .Принципы и методы логопедии как науки.
Методологические основы логопедии. Принципы и методы логопедии как науки. Значение логопедии. Проблемы нарушения речи и их коррекции.
Тема 1.4.Актуальные проблемы современной логопедии
Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Унификация категориального аппарата. Механизмы и методы коррекции нарушений речевой деятельности. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся многонациональной и зарубежной теории и практике.
Тема 1.5 Этиология нарушений речи
Основы причины речевых нарушений. Наследственных факторов в возникновении речевых расстройств. Причины системных речевых расстройств коркового генеза (алалии, афазии) с учетом локализации, характера и времени поражения мозга. Определение роли наследственного фактора в возникновении различных видов нарушений речи. Статистических сведений о распространенности речевых нарушений и их причин.