Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РИСУНОК
2015 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 54.02.05 Живопись, вид «Станковая живопись».
Организация-разработчик: ГБОУ СПОК СО «Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра»
Разработчики:
Фазлетдинов В.Б., преподаватель ГБОУ СПОК СО «Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра» г. Екатеринбурга
Бабушкина О.В., преподаватель ГБОУ СПОК СО «Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра» г. Екатеринбурга
Майорова Е.Ю., преподаватель ГБОУ СПОК СО «Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра» г. Екатеринбурга
Старцева Н.О., преподаватель ГБОУ СПОК СО «Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра» г. Екатеринбурга
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №______________ от «______»____________2015 г.
ОДОБРЕНА
Предметно-цикловой комиссией специальных дисциплин художественного отделения
Протокол №_____ от «______»____________2015 г.
Председатель ПЦК ________________Крюков М.М.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по учебной работе____________Тапилина Е.С.
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
Протокол №_____ от «______»____________2015 г.
Рецензенты:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рисунок
Область применения учебной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности, входящей в состав укрупненной группы 54.00.00 Искусство и культура, специальность 54.02.05 Живопись (по видам), вид – Станковая живопись.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации).
Место учебной дисциплины в структуре примерной основной образовательной программы
Дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академического рисунка;
использовать основные изобразительные техники и материалы;
применять знания перспективы, пластической анатомии;
наблюдать, видеть, анализировать и обобщать явления окружающей действительности.
знать:
основные изобразительные техники и материалы рисунка;
законы линейной перспективы;
методы анатомических зарисовок;
специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства;
роль и значение рисунка в подготовке художника-живописца.
Обязательная учебная нагрузка студента, включая дополнительную работу над завершением программного задания под руководством преподавателя – 1232 часа, время изучения – 1-8 семестры.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 1196 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 716 часов;
дополнительной работы над завершением программного задания под руководством преподавателя 516 часов;
самостоятельной работы обучающегося 480 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Вид учебной работы | Количество часов |
1. | Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
2. | Обязательная аудиторной учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | ||
практические занятия | ||
контрольные работы | ||
3. | Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя (всего) | |
практические занятия | ||
4. | Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
домашние работы | ||
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | ||
5. | Итоговая аттестация в форме четвертных, семестровых просмотров (экзаменов) |
2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Рисунок»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уро-вень осво-ения | |||
Всего | Обязательные, включая дополнительную работу над завершением программного задания под руководством преподавателя | Самостоя-тельная работа обучаю-щихся | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I курс, 1 семестр | |||||||
1. | Тема № 1. Вводная беседа о рисунке. Зарисовки предметов быта. | Роль и значение рисунка в процессе обучения. Рисунок с натуры, как основа реалистического изображения. Задачи курса рисунка. Распределение материала по годам обучения. Зарисовки предметов быта. Материал – графитный карандаш. Размер ¼ листа. Задача – приобретение навыков рисования с натуры. | - | 1,2 | |||
2. | Тема № 2. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 2 геометрических тел (параллелепипед с лежащим цилиндром). | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Передача легкой светотени. Задача – передача взаимного расположения предметов, положения их в пространстве и по отношению к линии горизонта, определение местонахождения собственных и падающих теней, передача конструкции предметов. Доп. работа:Зарисовкиакадемической постановки с различных точек. Задача: развивать у учащихся пространственное мышление, решение пространственных задач. Домашнее задание:Изображение предметов геометрической прямоугольной формы на разных уровнях. Задача: верная передача перспективных сокращений, линии горизонта и точки схода. Самостоятельная работа:Изображение предметов домашнего обихода. Задача: закрепление знаний и навыков, полученных на академическом задании. | |||||
3. | Тема № 3. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 3 геометрических тел (куб, конус, 6-гранник). | Натюрморт, включающий куб, призму, пирамиду или цилиндр ставятся ниже уровня горизонта. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Передача легкой светотени. Задача – передача взаимного расположения предметов, положения их в пространстве и по отношению к линии горизонта, определение местонахождения собственных и падающих теней, передача конструкции предметов. Примечание: предварительно выполнить на полях листа наброски группы предметов для нахождения лучшей композиции. Доп. работа:Изображение тел вращения (конус, шар, цилиндр). Задача: зарисовки группы предметов для лучшего решения композиции натюрморта. Домашнее задание:Изображение предметов круглой формы. Задачи: определение светотеневой градации. Самостоятельная работа: | |||||
4. | Тема № 4. Тональный рисунок натюрморта с гипсовым шаром и небольшим предметом (спичечный коробок). | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное. Задача – тональными средствами вылепить сферическую поверхность шара в пространстве с четким делением на тень, свет, полутень, рефлекс. Примечание: рядом с шаром следует положить спичечную коробку для более точного определения величины шара и его положения на плоскости, ощущения его материальности. В этом задании следует усилить внимание к владению штрихом, умению решить большое пространство фона, не оставляя белых полей и т.д. Доп. работа: Домашнее задание: Самостоятельная работа: | |||||
5. | Тема № 5. Тонально-конструктивный рисунок складок висящей драпировки. | Драпировка прикреплена к стене в двух точках на разной высоте. Рисунку предшествует беседа о складках, о характере складок ткани (свободновисящие, обвертывающие, натяжные и пр.) в зависимости от формы предмета, на котором находится ткань и т.д. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное. Задача – передача характера складок ткани, их формы, провисание складок. Определение плоскости стены, на которой повешена ткань. Выявление пространства в драпировке и объема складок. Доп. работа: Домашнее задание: Самостоятельная работа: | |||||
6. | Тема № 6. Линейно-конструктивный рисунок розетки. | Выполняются два рисунка. 1 задание: линейно-конструктивным методом построить розетку. 2 задание: линейно-конструктивное решение со светотенью. Освещение искусственное. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное со средой. Задача – построение орнамента и передача пластической формы. Доп. работа: Домашнее задание: Самостоятельная работа: | |||||
7. | Тема № 7. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой капители в ракурсе (дорическая капитель). | Капитель ионического или дорического ордера ставится под наклоном, в ракурсе. Рисунок носит кратковременный характер. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – правильное построение капители линейно-конструктивным методом. Умение анализировать сложную форму, согласуя её с наклонной центральной осью. Доп. работа: Домашнее задание: Самостоятельная работа: | |||||
8. | Тема № 8. Тонально-конструктивный рисунок гипсовой вазы с драпировкой. | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное со средой. Задача – закрепление знаний, полученных в процессе рисования геометрических тел и складок ткани. Взаимодействие предметов друг с другом. Доп. работа: Домашнее задание: Самостоятельная работа: | |||||
9. | Тема № 9. Тональный рисунок асимметричного гипсового орнамента растительного характера | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное со средой. Задача – построение асимметричного орнамента, передача красоты и выразительности пластической формы орнамента. Передача объема орнамента с помощью тона. Доп. работа: Домашнее задание: Самостоятельная работа: | |||||
10. | Тема № 10. Тональный рисунок натюрморт с гипсовым орнаментом и драпировкой. | Контрольное задание учащиеся выполняют самостоятельно в присутствии педагога. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное со средой. Задача – определение уровня подготовленности учащихся для перехода ко 2-му семестру. Примечание: это задание должно вмещать в себя все задачи, поставленные на первом курсе. Доп. работа: Домашнее задание: Самостоятельная работа: | |||||
Итого: | |||||||
I курс, 2 семестр | |||||||
11. | Тема № 11. Зарисовки предметов быта. | Материал – графитный карандаш. Размер ¼ листа. Задача – закрепление навыков рисования с натуры. | |||||
12. | Тема № 12. Тональный рисунок натюрморта в интерьере мягким материалом. | Предметами натюрморта могут быть: крупная гипсовая ваза, драпировка со складками, книга, скрипка, домбра, ноты и драпировка. Материалы – соус, сепия. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное. Задача – композиционное решение натюрморта в пространственной среде с выявлением главного. | |||||
13. | Тема № 13. Тональный рисунок тематического натюрморта из бытовых предметов с фактурой. | Предметы, входящие в натюрморт, должны быть различны по форме, тону и материалу, но объединены смыслом. Материалы – соус, сепия, графитный карандаш?! Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное. Задача – композиционное решение натюрморта в пространственной среде с выявлением главного. Передача общего состояния и материальности. | |||||
14. | Тема № 14. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой маски льва или тигра. | Материалы – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – построение маски линейно-конструктивным методом с введением светотени, подчеркивающей большую форму, рисунок является переходным этапом к рисованию гипсовой головы человека. | |||||
15. | Тема № 15. Гипсовая голова, беседа. Линейно-конструктивный рисунок обрубовочной головы и черепа. | Необходимо провести беседу о строении, пропорциях и методах рисования гипсовой головы. Беседа о строении головы человека и о её изображении. Беседа проводится с показом черепа, гипсовых античных слепков, выполненных рисунков и других пособий. Большая форма головы. Профильная линия. «Крестовина» - линия, идущая сверху в низ и делящая голову на две симметричные части и пересекающая её линия, идущая через слезники. В процессе объяснения учащиеся выполняют кратковременный рисунок голов, зарисовывают принципиальную схему её построения. Размер ¼ листа. Рисунок обрубовочной головы и черепа на одном листе. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Задача – линейно-конструктивным методом с введением светотени построить обрубовочную голову и череп. Примечание: это задание необходимо также выполнить по памяти, чтобы учащиеся не только умели рисовать с натуры, но и запоминать анатомическое строение черепа и сокращение планов в пространстве. | |||||
16. | Тема № 16. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой греческой головы. | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – искусственное, верхнее – боковое. Решение конструктивное с легкой светотенью. Задача – передача большой формы и характера головы. | |||||
17. | Тема № 17. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой греческой головы в 2-3 поворотах. | На одном листе бумаги нужно скомпановать два – три рисунка. При рисовании головы следует акцентировать внимание учащихся на конструктивно-анатомическом анализе формы. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное с передачей легкой светотени. | |||||
18. | Тема № 18. Тонально-конструктивный рисунок женской гипсовой греческой головы. | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – искусственное, верхнее – боковое. Решение конструктивное с легкой светотенью. Задача – передача большой формы и характера головы. | |||||
Итого: | |||||||
II курс, 3 семестр | |||||||
19. | Тема № 19. Наброски | Материал – графитный карандаш. Размер ¼ листа. Задача – ознакомление с головой человека, анализ большой формы. | |||||
20. | Тема № 20. Рисунок гипсовой античной головы в двух поворотах | На одном листе бумаги выполняются два рисунка с натуры. Учащиеся, рисуя голову, периодически пересаживаются так, чтобы попеременно видеть голову в фас и в профиль. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение конструктивное с легкой светотенью. Задача – проследить за сокращением формы в зависимости от поворота, передать пропорции головы, её характер. Третий рисунок рекомендуется сделать в третьем ракурсе по представлению. | |||||
21. | Тема № 21. Рисунок гипсовой анатомической головы и черепа в том же повороте | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение конструктивное с легкой светотенью. Задача – изучение черепа и мышц лица путем конструктивного анатомического анализа формы. | |||||
22. | Тема № 22. Рисование гипсовых слепков частей лица (нос, губы, ухо, глаза) | На одном листе бумаги нужно скомпановать два – три рисунка. При рисовании частей лица следует акцентировать внимание учащихся на конструктивно-анатомическом анализе формы. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное с передачей легкой светотени. | |||||
23. | Тема № 23. Рисунок античной гипсовой головы | Дорифор, Диадумен, Апоксиомен. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – искусственное, верхнее – боковое. Решение конструктивное с легкой светотенью. Задача – решение большой формы головы с ясно выраженными пропорциями. Увязка частей лица с общей формой головы. Детальная проработка формы. | |||||
24. | Тема № 24. Рисунок гипсовой головы Гомера | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – тональное. Освещение – верхнее, боковое. Задача – размещение головы в листе бумаги – композиционное решение; умение подчеркнуть детали в большой форме; передача характера и гипса. Рисунок выполняется с фоном. | |||||
25. | Тема № 25. Рисунок крупной гипсовой головы (Зевс, Геракл) | Контрольное задание. Этим заданием учащиеся заканчивают знакомство с гипсовой головой. Поэтому рисунок должен отвечать всем требованиям рисования гипсовой головы, тональными средствами. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное. Задача – это задание должно вмещать в себя все задачи, поставленные в 3 семестре. | |||||
26. | Тема № 26. Рисунок фрагмента интерьера | Предметами изображения фрагмента могут быть: стол, ваза, драпировка и т.д., характерные предметы на фоне окна или угла комнаты. Материал – выбирается в зависимости от поставленной задачи (тушь, перекись, сангина, уголь, акварель; один – два цвета), можно употреблять гуашевые белила. Размер ½ листа. Задача – передача пространства и предметов в перспективе, создание воздушной среды средствами графики. Умение пользоваться различными материалами. | |||||
27. | Тема № 27. Рисунок крупной гипсовой головы (Зевс, Геракл) | Контрольное задание. Выполняется в присутствии педагога под его руководством, но без практического показа. Этим заданием учащиеся заканчивают знакомство с гипсовой головой. Поэтому рисунок должен отвечать всем требованиям рисования гипсовой головы, тональными средствами. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное. Задача – это задание должно вмещать в себя все задачи, поставленные в 3 семестре. | |||||
28. | Тема № 28. Вводная беседа. Голова человека (наброски) | Провести беседу о строении и характере живой головы. Для беседы подобрать две модели разнохарактерного строения. Объяснить учащимся сходство и различие моделей. Материал – графитный карандаш. Задача – передача строения и характера живой головы. | |||||
29. | Тема № 29. Рисунок головы натурщика в двух поворотах | На одном листе выполняются два рисунка с натуры. Учащиеся попеременно рисуют голову в фас и в профиль. Материал – графитный карандаш. Решение – конструктивное, без фона. Задача – передача характера модели в двух поворотах, проследить за сокращением основных форм головы и сокращением их в перспективе. | |||||
Итого: | |||||||
II курс, 4 семестр | |||||||
30. | Тема № 30. Рисунок черепа человека в трех поворотах | На одном листе выполняются три рисунка черепа в разных поворотах (фас, три четверти, профиль). Проводится беседа о его конструкции. Два часа отводится на наброски черепа. Материал – графитный карандаш. Решение – конструктивное, без фона. Задача – уметь рисовать череп человека в любом ракурсе и повороте. Конструктивное понимание строение черепа человека в основных характеристиках. Светотеневое решение пластической формы черепа. Практическое закрепление материала, пройденного в курсе пластической анатомии. | |||||
31. | Тема № 31. Кратковременный рисунок головы натурщика и черепа человека в том же повороте | Выполняются на одном листе бумаги в том же повороте. Желательно моделью иметь натурщика с ясно выраженной формой – глубокими глазничными впадинами, без бороды и усов. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное. Освещение – сверху, спереди, не дающее больших падающих теней. Задача – композиционное расположение головы и черепа на листе. Построение головы живой модели и черепа. Определение основных плоскостей, создающих поверхность черепа и её частей. Нахождение светотенью границ перелома формы (гребень формы). Учащиеся рисуют живую модель все время сверяясь с черепом, учитывая выход костей на поверхность. Кратковременный рисунок не ставит своей целью детальное рассмотрение головы, но большая форма и характер модели должны быть намечены. Для облегчения задачи, натурщика можно ставить с опущенными глазами. | |||||
32. | Тема № 32. Рисунок головы натурщика | Модель подбирается с крупными чертами лица. Материал – графитный карандаш. Решение – конструктивное, с легкой светотенью. Задача – передача большой формы головы без лишних деталей, конструктивно-объемным методом с введением светотени. | |||||
33. | Тема № 33. Рисунок головы натурщика в ракурсе (2 задания) | 1 задание: голова натурщика ставится выше уровня глаз рисующих – вид снизу; 2 задание: вид сверху. Следует обратить внимание на положение головы в пространстве, на её местоположение и отношение к плечевому поясу. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное, с легкой светотенью. Задача – передача ракурса с учетом построения головы и уходящих плоскостей в ракурсе. | |||||
34. | Тема № 34. Рисунок головы натурщика в платке или головном уборе | Платок или косынка помогают учащимся увидеть большую форму головы без лишних деталей. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – тональное. Задача – передача характера модели и складок платка, подчеркивающих большую форму головы. | |||||
35. | Тема № 35. Рисунок анатомической полуфигуры человека | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное, с передачей легкой светотени. Освещение – верхнее – боковое. Задача – изучение мышц, связь головы и шеи с плечевым поясом. | |||||
36. | Тема № 36. Рисунок головы натурщика с плечевым поясом | Модель ставится обнаженной по пояс или в майке. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное, с передачей легкой светотени. Освещение – естественное. Задача – связь головы и шеи с плечевым поясом. Изучение мышц методом конструктивно-аналитического анализа формы. | |||||
37. | Тема № 37. Портрет с руками. | Модель ставится таким образом, чтобы выявить голову и кисти рук. Материалы – соус, сепия. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное. | |||||
Итого: | |||||||
III курс, 5 семестр | |||||||
38. | Тема № 38. Вводная беседа. Фигура человека | Модель ставится обнаженной по пояс или в майке. Беседа о строении и пропорциях человеческого тела. Наброски с обнаженной мужской фигуры человека с натуры. За отведенное время учащиеся должны выполнить два кратковременных рисунка по 1 часу, ряд набросков – от 5 до 15 минут. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Задача – найти движение фигуры, определить основные пропорции человека. | |||||
39. | Тема № 39. Рисунок скелета человека в 2 положениях | Объект постановки: скелет фигуры человека. Выполняются два рисунка на одном листе: вид спереди – 10 часов, вид со спины – 10 часов. Материал – графитный карандаш. Размер – 1 лист. Освещение – естественное. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – практическое закрепление знаний по пластической анатомии. | |||||
40. | Тема № 40. Рисунки частей тела человека (верхние конечности, нижние конечности) | Рисунок верхних конечностей. На одном листе нужно скомпоновать руку натурщика и в том же положении скелет руки. В случае, когда педагог не может найти модель с достаточно ясно выраженной формой, он может использовать гипсовые слепки. Рисование стопы, голени и коленного сустава. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – основная задача направлена на изучение скелета и мышц человека, а также их рисование в дальнейшем по памяти. | |||||
41. | Тема № 41. Анатомическая фигура Гудона без вытянутой руки (2 задания) | Выполняются 2 задания: вид спереди, вид со спины. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное. Задача – пластическое построение фигуры, изучение мышц, лепка формы основных масс фигуры. | |||||
42. | Тема № 42. Гипсовая фигура (Германик) в 2 положениях | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее - боковое. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – найти движение. Определить основные пропорции и грамотно построить фигуру конструктивным методом. | |||||
43. | Тема № 43. Рисунок обнаженной фигуры человека | Модель ставится в простой спокойной позе с опорой на одну ногу. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее - боковое. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – передача движения, пропорций, конструктивно-анатомический анализ формы, обратить внимание на связь следков с плоскостью пола. | |||||
44. | Тема № 44. Рисунок одетой мужской полуфигуры с руками | Модель ставится таким образом, чтобы выявить голову и кисти рук. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее - боковое. Решение – тональное. Задача – выявление главного с внимательной проработкой головы и кислей рук, выявление характера модели и объема полуфигуры тоном. | |||||
Итого: | |||||||
III курс, 6 семестр | |||||||
45. | Тема № 45. Наброски фигуры человека | Материал – на выбор. Размер – ¼, 1/8 листа. Задача – приобретение навыков рисования фигуры человека с натуры. | |||||
46. | Тема № 46. Рисунок обнаженной фигуры человека с врисовыванием скелета | Натурщик ставится в простой позе с опорой на одну ногу. Примечание: сначала делается рисунок с фигуры натурщика. При рисовании модели нужно акцентировать внимание на те места, где кости скелета подходят к кожному покрову и наиболее полно определяют форму; затем производится врисовывание скелета (основных анатомических узлов). При выполнении этого задания учащиеся должны пользоваться скелетом и анатомическими рисунками. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – учащийся должен изучить, в какой степени взаимосвязь скелета и мышц определяет форму человеческого тела. Подводятся итоги знаний учащихся по пластической анатомии. | |||||
47. | Тема № 47. Рисунок одетой и обнаженной фигуры в одной и той же позе | Для одетой и обнаженной фигуры ставится модель в легком платье типа «туники». Движение фигуры должно быть не сложным, но выразительным, чтобы складки лежали свободно и подчеркивали форму фигуры. В начале учащиеся рисуют обнаженную фигуру, затем выполняют рисунок одетой фигуры в том же положении, проверяя и корректируя его по обнаженной модели. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – искусственное, не контрастное. Решение – тональное. Задача – изучение и расположение складок на фигуре человека. Рекомендуется чередовать рисунок с обнаженной и одетой фигуры. | |||||
48. | Тема № 48. Рисунок головы натурщика | Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное. Задача – закрепление знаний, полученных при рисовании живой головы. Задача может быть усложнена, если натура имеет характерные черты лица. Натурщик не просто модель, а человек с определенным характером. | |||||
49. | Тема № 49. Рисунок обнаженной мужской фигуры | Фигура ставится в простой спокойной позе с опорой на одну ногу. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее. Решение – тональное. Задача – четкая постановка фигуры на плоскости, связав следки с постаментом или полом. Передать движение и живую форму с её пластическими особенностями. | |||||
50. | Тема № 50. Рисунок гипсовой фигуры (Венера, Раб - Микеланджело) | Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное с фоном. Задача – найти движение и пропорции фигуры, выявить крупные формы тональными средствами. | |||||
51. | Тема № 51. Рисунок обнаженной женской фигуры | Фигура ставится в простой спокойной позе с опорой на одну ногу. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное. Задача – внимательная проработка основных узлов человеческого тела. Передача пластических особенностей женской модели. | |||||
52. | Тема № 52. Рисунок одетой фигуры человека в неглубоком пространстве | Материал – графитный или угольный карандаш. Размер – по указанию педагога. Освещение – верхнее. Решение – тональное с фоном. Задача – проверка всех знаний и практических навыков за 3 курс. Итоговое задание. | |||||
Итого: | |||||||
IV курс, 7 семестр | |||||||
53. | Тема 53. Наброски и кратковременные рисунки обнаженной фигуры человека | ||||||
54. | Тема № 54. Рисунок обнаженной фигуры в ракурсе | Выполняется кратковременный рисунок фигуры в сильном ракурсе. В работе над композицией, особенно при зарисовках и в набросках, учащимся приходится часто сталкиваться с ракурсом. Модель должна быть или положена в простой позе или посажена на низкой скамейке на полу. Следует обратить внимание на выбор места рисующих. Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – естественное. Решение – конструктивное с намеченной светотенью. | |||||
55. | Тема № 55. Рисунок головы натурщика | Постановка должна носить тематический характер (рыбак, лесоруб, актер и т.д.). Материал – свободный. Размер – ½ листа. Освещение – в зависимости от характера постановки. Решение – тональное. Задача – передача характера, композиционное решение. | |||||
56. | Тема № 56. Рисунок одетой фигуры в интерьере | Фигура может быть поставлена в аудитории, коридоре, вестибюле и должна быть подчинена интерьеру. При решении этой задачи нужно помнить, что фигура является как бы масштабом интерьера. Материал – по указанию педагога. Размер – ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное. Задача – учащиеся должны грамотно нарисовать фигуру и вписать её в пространство интерьера. | |||||
57. | Тема № 57. Рисунок обнаженной женской фигуры | Постановка ставится в сложном движении (Винт). Модель ставится так, чтобы движение её основных осей постепенно закручивалось в одну сторону, кроме головы с шеей, которые уравновешивают движение фигуры. Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное. Задача – объемно-конструктивным методом найти движение фигуры и определить основные оси. Следует также обратить внимание на перекосы таза и плечевого пояса и выделить опорные моменты движения тональной нагрузки. | |||||
58. | Тема № 58. Рисунок одетой полуфигуры с руками | Желательно придать постановке смысловое значение (например: кружевница, каменщик, плотник с аксессуарами, присущими данным профессиям). Постановка не должна перегружаться большим количеством деталей, так как это отвлекает учащихся от основной задачи, в том числе композиционной. Материал – свободный. Размер – до 1 листа. Освещение – по усмотрению преподавателя. Решение – тональное. Задача – композиционно разместить в листе полуфигуру человека с предметом профессионального труда. Подчинить складки одежды строению человеческого тела. Тонально проработать рисунок. Выявить умение учащихся пользоваться графическим материалом. | |||||
59. | Тема № 59. Рисунок мужской обнаженной фигуры (итоговое задание) | Материал – по указанию преподавателя. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее - боковое. Решение – тональное с фоном. Задача – в этом задании учащиеся должны уметь на практике показать итог приобретенных знаний в работе над обнаженной фигурой человека. Композиционное пластическое решение. Лепка формы – конструктивно-анатомический анализ – тональное решение. Завершенность, законченность рисунка. | |||||
Итого: | |||||||
IV курс, 8 семестр | |||||||
60. | Тема № 60. Наброски и кратковременные рисунки одетой и обнаженной модели | Прежде, чем приступить к контрольным заданиям, учащимся представляется возможность обрести профессиональную форму за счет набросков и коротких заданий, а также решить композиционно-пластические задачи: движение, отбор главного, силуэт, контраст, ритм. Во время набросков учащиеся используют графические средства: линия, светотень, пятно, а также умение пользоваться различными материалами: тушь, перо, кисть, карандаш, уголь, сангина, акварель. | |||||
Контрольные задания | |||||||
61. | Тема № 61. Рисунок одетой фигуры | Длительный рисунок. Тематическая постановка: охотник, шахтер, студентка и т.д. Материал, размер и освещение – по усмотрению преподавателя. Решение – тональное с фоном. | |||||
62. | Тема № 62. Рисунок головы натурщика или натурщицы | Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное с фоном. Задача – итог полученных знаний в рисовании головы. | |||||
63. | Тема № 63. Рисунок одетой полуфигуры (портрет с руками) | Характер постановки зависит от модели. Материал – свободный. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное с фоном. Задача – передача характера, связь основных узлов полуфигуры. Композиционное решение. | |||||
64. | Тема № 64. Рисунок обнаженной фигуры человека (итоговое задание) | Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Решение – тональное с фоном. Итоговое задание. Задача – единство всех элементов рисунка: композиционное размещение фигуры; движение, пропорции, постановка фигуры на плоскости; конструктивно-анатомическая связь основных узлов фигуры; лепка формы тоном. В последних итоговых заданиях учащиеся показывают все знания и навыки, приобретенные за время учебы. | |||||
Итого: | |||||||
Итого за весь период обучения: | - |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)