Тема: Симптоматика и классификация заикания.
Лабораторный практикум по логопедии
Составитель: Кочарян А.А.
Тема: «ЗАИКАНИЕ»
Практические занятия (12 часов)
Занятие 1 (2 ч)
Тема: Причины, структура и механизм заикания.
Цель: развивать умение анализировать причины, структуру и механизмы заикания, сформировать представления об аспектах изучения заикания.
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризовать историю развития учения о заикании.
2. Этиология заикания
3. Механизм заикания с позиций:
а) клинико-физиологической;
б) нейрофизиологической;
в) психологической;
г) психолингвистической.
4. Структура проявления заикания, сходства и различия темпо-ритмической организации речевого высказывания несудорожного и судорожного характера.
Практическое задание:
1. Составить таблицу, отражающую историю развития учения о заикании.
Исторический период | Трактовка механизма заикания | Персоналии |
Древнее времена | ||
17-18 век | ||
19-20 век | ||
21 век |
2. Установить соответствия:
А. Предполагающие причины заикания | Б. Производящие причины заикания |
… … … | … … … |
3. Установить наиболее типичные различия тахилалии и заикания:
Фактор | Тахилалия (баттаризм, полтерн) | Заикание |
Задания для самостоятельной работы:
Пользуясь словарями и учебными пособиями, уточните значение терминов (их параметров) «темп речи», «ритм речи», «брадилалия», «тахилалия», «брадикинезия», «тасикинезия», «полтерн», «баттаризм», «физиологические итерации», «клаттеринг», «логоневроз». Выпишите термины и их значения в рабочую тетрадь.
Литература:
Основная:
Дополнительная:
Занятие 2 (2 ч)
Тема: Симптоматика и классификация заикания.
Цели: формировать аналитические умения соотносить клинические критерии разграничения форм заикания как расстройства функционального или органического, невротического или неврозоподобного характера.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ симптоматики заикания с диалектических позиций взаимосвязи биологических (физиологических) и социальных (психологических) составляющих.
2. Характеристика основных внешних симптомов заикания:
а) по форме и длительности судорог;
б) по месту локализации судорог;
в) по характерным нарушениям речевой и общей моторики (насильственные движения – судороги, темп, миоклонусы в мышцах лица и шеи, уловки, общие моторное напряжение);
г) по эмоциональному отношению заикающихся к своему дефекту («болезненная фиксация»);
д) по степени тяжести заикания;
е) по типу течения заикания.
3. Классификация и распространенность заикания.
Практическое задание:
1. Составить таблицу сравнительных показателей различных форм заикания:
Форма заикания | ПОКАЗАТЕЛИ | |||||||
Локали-зация судорог | Темп речи | Просо-дика | Звуко-произ-ношение | Формы судорог | Психо-моторное развитие | Течение заикания | Болез-ненная фиксация | |
Невротическое | ||||||||
Неврозоподобное | ||||||||
Смешанное |
2. Установить соответствия:
Симптоматика заикания
физиологические психологические
Типология судорог
по форме по длительности по локализации по степени тяжести
Факторы, влияющие на появление и усиление судорог
Типы течения заикания
Задания для самостоятельной работы:
1. Уточнить значение терминов: «гипергидроз», «лабильность», «энурез», «вегетодистония», «хезитация».
2. Схематично представить статистику заикания по следующим признакам:
– географический,
– половой принадлежности,
– возрастной,
– наследственной предрасположенности,
– этиологический.
3. Установить соответствия.
Персоналии | Признаки классификации заикания | |
1. | Алистер А., Досужев Ф., Берендес Ю. | |
2. | Никитина Е.С., Брунс М.Ф. | |
3. | Кочергина В.С., Власова Н.А., Герценштейн Э.М. | |
4. | Шельтинг А.Ф. | |
5. | Шуберт М.Е. | |
6. | Лебединский М.С., Янович Ф.П. и др. | |
7. | Асатиани М.Н., Казаков В.Г. и др. |
Литература:
Основная:
Дополнительная:
Занятие 3 (2ч)