Откажись и объясни, предложи и обсуди
Урок развития речи
«Выбирай!»
Автор: Крайнова М.В.,
Учитель русского языка и
Литературы МОУ СОШ №7
Цель:
· Создать мотивацию и условия для обучения школьников навыкам создания текстов публицистического стиля, в основе которых лежит тип речи – рассуждение;
· Создать условия, побуждающие школьников к размышлению о вреде табакокурения и алкоголя.
Задачи:
· Научиться создавать тексты публицистического стиля, в основе которых лежит тип речи – рассуждение;
· Задуматься о вредных привычках и оценить результаты, к которым они приведут.
№ слайда | Действия учителя | Действия учащегося | ||||||
Оргмомент. Актуализация. Целеполагание. Постановка учебной задачи. | ||||||||
Повторим стили речи. Восстановите недостающие звенья схемы. | ||||||||
Повторим типы речи. Восстановите недостающие звенья схемы. Прокомментируйте полученную схему. Чаще всего, работая над сочинением, школьники выбирают в качестве основы повествование или описание. Но рассуждение может быть не менее интересным и захватывающим, как и другие типы речи. Проверим? | Вспоминают известный материал о стилях и типах речи, работают со схемами: - Стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой) Типы речи: описание, повествование, рассуждение | |||||||
Итак, сегодня мы будем учиться создавать тексты, в основе которых лежит тип речи рассуждение. | ||||||||
В каких стилях чаще всего употребляется этот тип речи? | Отвечают на вопрос: - В публицистическом и научном | |||||||
Повторим композицию текста - рассуждение: | Вспоминают композицию текста-рассуждения: 1. Тезис 2. Доказательство (аргументы и факты) 3. Вывод | |||||||
МОТИВАЦИОННЫЙ | ||||||||
Перед вами пословица, которая подскажет тему наших будущих текстов. Как вы понимаете ее смысл? Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. | ||||||||
Что же находится в основании судьбы человека? Когда поступок становится привычкой? Используя антонимы, определите, какие бывают привычки? Кто отвечает за поступок? На ком лежит ответственность за привычки? | Отвечают на вопросы | |||||||
ОПЕРАЦИОННЫЙ | ||||||||
Формирование учебного взаимодействия учителя и учеников | ||||||||
Сформулируйте тезис нашего текста. | Записывают тезис: Пословица. Судьба человека в его собственных руках. Поступок, повторяющийся несколько раз, становится привычкой. И наши разные привычки постоянно ведут между собой войну за собственные права над человеком. | |||||||
Создание рабочих материалов для сочинения. | ||||||||
Какие вредные привычки вам известны? | Вредные привычки – злоупотребление алкоголем и табакокурение. | |||||||
1. Лексическая работа | ||||||||
Угадайте, о каких вредных привычках мы поговорим сегодня. Что это за путешественник? Вот несколько подсказок: 1. Его путешествие началось в 1492 году Америке, затем он попал на побережье Кубы, и только после этого, начиная с XVI века, пошел бродить по Европе. В Россию он попал в 1585 году через Архангельск вместе с английскими купцами. 2. Это нарицательное существительное мужского рода 2 склонения. 3. Оно названо по имени провинции Табаго острова Гаити. | Угадывают слово – табак. | |||||||
Что это? Подсказки: 1. Это напиток, который варили в древности на Руси. 2. Это нарицательное существительное, образованное от нарицательного существительного мужского рода 2 склонения, называющего вещество, вырабатываемое насекомыми. 3. Это вещество вырабатывают пчелы. | Угадывают слово – медовуха. | |||||||
2. Работа над основной частью сочинения (доказательство) | ||||||||
А) Сравните тексты. Найдите общее. Чем они различаются? -Какие аргументы и факты можно привести, опираясь на данные тексты? Учитель зачитывает текст: - Текст 1, Отрывок из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (звучит во время просмотра слайда) -Текст 2 - Текст 3 Запишите аргументы и факты. | Отвечают на вопросы, опираясь на данные тексты Общее в текстах: - тема (курение табака), влияние табака на человека, последствия курения) Различия: - 1текст – отравление никотином; художественный стиль. - 2 текст - влияние табака на человека и последствия этого влияния; научно-популярный стиль - 3 текст - влияние табака на человека и последствия этого влияния; публицистический стиль. Записывают аргументы и факты, используя начало текста. | |||||||
Б) Сравните два текста. Найдите общее. Чем они различаются? - Какие аргументы и факты можно привести, опираясь на данные тексты? Учитель зачитывает текст: -Текст 4 Отрывок из повести Джека Лондона «Джон - Ячменное Зерно» (звучит во время просмотра слайда) -Текст 5 Запишите аргументы и факты. | ||||||||
В) Сравните два текста. Найдите общее. Чем они различаются? -Какие аргументы и факты можно привести, опираясь на данные тексты? -Текст 6 Отрывок из романа В.Шишкова «Угрюм-река». -Текст 7 Запишите аргументы и факты. | ||||||||
Г) Какие ассоциации вызывают у вас слова: алкоголик, заядлый курильщик? Запишите в таблицу:
Используя записанную лексику, создайте портрет: 1группа – алкоголика 2 группа – курильщика Используйте этот портрет в сочинении. | ||||||||
Тебе нравится твой портрет настоящего курильщика? Итак, перед тобой несколько дорог, которые приведут к определенным, довольно предсказуемым результатам. Ты свободен. Выбирай! | ||||||||
Работа над выводом сочинения. | ||||||||
Сколько путей мы предложили для выбора? От кого зависит этот выбор? Как нужно делать этот выбор? Итоги работы учитель вывешивает на листе ватмана, в результате получается стенгазета. | ||||||||
АНАЛИТИЧЕСКИЙ | ||||||||
Подведем итоги нашей работы - Над созданием текста какого типа речи мы сегодня работали? | Отвечают на вопрос. | |||||||
Заполните лист самоконтроля: - Определите свое впечатление от текста, который вы сочинили на уроке. - Заставил ли вас этот урок задуматься о своем будущем? - Расскажите ли вы кому-нибудь о том, что узнали на уроке? | Заполняют лист самоконтроля. | |||||||
Домашнее задание | ||||||||
Создайте текст о других вредных или полезных привычках: Если ты с завистью смотришь на ребят … | Записывают домашнее задание | |||||||
Приложения
Лист самоконтроля
Фамилия | Класс |
1. Твое впечатление от созданного текста | |
2. Заставил ли тебя этот урок задуматься о своем будущем? | |
3. Расскажешь ли ты кому-нибудь о том, что узнал на уроке? |
Текст 2
Табак состоит из более чем 300 химических веществ, из которых 40 – яды. Когда человек курит, эти вещества поступают в кровь. Среди них никотин – сильнодействующий наркотик, который вызывает повышение кровяного давления и сердцебиение; аммиак, оксид углерода, канцерогенные углероды, способствующие замедлению обмена веществ и возникновение злокачественных опухолей. Доказано в табачном дыме и наличие радиоактивного элемента полония, который испуская альфа-лучи, легко проникает через кожу, быстро превращается в аэрозольное состояние, отравляет воздух, вызывая раковые заболевания. Табак содержит ряд веществ, раздражающих клетки дыхательного аппарата. Чтобы предохранить клетки, выделяется мокрота, поэтому курильщики кашляют.
Курение может стать причиной многих заболеваний. От хронического бронхита умирает 30 000 человек в год. Никотин учащает сердцебиение, что приводит к быстрому изнашиванию сердца, 25% смертей от сердечных заболеваний является следствием курения. 90% смертей от рака легких тоже вызваны этой вредной привычкой. Люди, злоупотребляющие табачными изделиями, более подвержены простудам, гриппу и другим инфекциям. Курение может вызвать образование тромбов, поражение кровеносных сосудов нижних конечностей и гангрену ног.
Текст 3
Вот статистика. Курят 20% детей в возрасте от12 до 14 лет. По прогнозам специалистов, из 3000 человек, начавших курить до 15 лет, 250 не доживут до пенсионного возраста. Но каждый третий подросток курит систематически!
Среди молодежи от 9 до 17 лет курят 24% юношей и 20% девушек. Марк Твен говорил: «Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить, чтобы доказать, что ты мужчина» А что можно привести в оправдание юных леди, которые травят свой организм? Знают ли они, что после того как девушка прекращает потребление сигарет, осевший у нее в придатках никотин будет полностью выведен только через 7 лет?
Текст 5
Как алкоголь действует на организм?
Если человек выпил, он быстро чувствует действие спиртного. Через 10-15 минут алкоголь из желудка попадает в кровеносную систему. После этого он начинает циркулировать по всему организму.
Воздействие алкоголя на центральную нервную систему человека вызывает состояние опьянения. Становится жарко, лицо краснеет. Происходит это потому, что под действием алкоголя кровь начинает быстрее циркулировать по телу, отдавая тепло коже. К этому времени алкоголь уже достигает мозга, который контролирует работу всех органов.
Всякий раз, когда человек принимает дозу спиртного, вызывающую опьянение, у него происходить отравление алкоголем клеток и нарушение деятельности всех органов организма. Следствием злоупотребления алкоголем становится развитие энцефалопатии и слабоумия, атрофия яичек и снижение детородной функции, гепатит и цирроз печени, инсульты и инфаркты, синдром отмены алкоголя: дрожание рук, тела, тошнота, рвота, бессонница, судороги.
Текст 7
Как развивается алкоголизм?
При первой стадии возникает психическая зависимость от алкоголя: навязчивая потребность в алкоголе. Контроль за количеством выпитого и своим поведением снижается. Человек забывает некоторые эпизоды состояния опьянения. При этом у него начинает нарушаться сон, появляются тревога, головные боли.
При второй стадии формируется зависимость от алкоголя. Это значит, что алкоголь включается в биохимические процессы организма. Человек не может обходиться без алкоголя и при его отсутствии у него развивается состоянии е абстиненции: тяжелого самочувствия с тревогой, страхом, сердечными и сосудистыми нарушениями. В абстиненции у человека развиваются алкогольные психозы, при которых у человека бывают галлюцинации, бред (белая горячка). В этой стадии становятся выраженными нарушения внутренних органов.
При третьей стадии у человека снижается способность переносить алкоголь в связи с нарушениями работы организма. В поисках алкоголя человек уже не останавливается перед суррогатами и техническими жидкостями. Он совершенно не контролирует свое поведение, становится слабоумным.
Портрет курильщика
Ты с завистью смотришь на ребят с сигаретой? Тебе нравится эта привычка? Молодец! Начинай курить как можно раньше. Первая затяжка обязательно вызовет тошноту, головокружение, но ты не сдавайся, терпи. Скоро ты привыкнешь, тебя уже не будет тошнить, правда, появится навязчивый кашель, который, вероятнее всего, перейдет в хронический бронхит. Это не должно тебя остановить. Кури чаще и больше. Если у тебя будут неметь ноги, не бойся, это гангрена. Ноги ампутируют, но ведь можно ходить на протезах. Так что не останавливайся, кури дальше. Тебе 30 лет? Это здорово, что ты дожил до этого возраста!
Вокруг тебя появились ползучие гады? Ты слышишь голоса? Тебе хочется бежать сломя голову, выпрыгнуть в окно с десятого этажа? Вот теперь ты дошел до нужной точки! Сколько тебе лет? Не помнишь? Уже 30. И это здорово, что ты дожил до этого возраста.
Теперь посмотри на себя в зеркало. Кого ты видишь? Человека с желтой сухой кожей, с сигаретой, зажатой коричневыми остатками зубов. От него за несколько метров тянет резким табачным перегаром. Он нервничает, если не может найти в кармане сигарету, постоянно кашляет и сплевывает на землю. Ему всего 30 лет, а он похож на дряхлого старика
Портрет алкоголика
Ты с завистью смотришь на ребят с бутылкой пива? Тебе нравится эта привычка? Молодец! Попробуй алкогольный напиток как можно раньше. Первый глоток обязательно вызовет тошноту, головокружение, но ты не сдавайся, терпи. Скоро ты привыкнешь, тебя уже не будет тошнить, правда, тебя начнут мучить беспричинные страхи, головная боль, но тебя это не должно остановить. Обязательно пей каждый день в компании таких же, как ты пристрастившихся к алкоголю. Результат не задержит себя ждать: появятся боли в сердце, которые могут вызвать инфаркт, боли в печени, связанные с циррозом. Потерпи, ты еще не достиг самого главного удовольствия.
Вокруг тебя появились ползучие гады? Ты слышишь голоса? Тебе хочется бежать сломя голову, выпрыгнуть в окно с десятого этажа? Вот теперь ты дошел до нужной точки! Сколько тебе лет? Не помнишь? Уже 30. И это здорово, что ты дожил до этого возраста.
Теперь можешь посмотреть на себя в зеркало. Кого ты видишь?
Грязного, опустившегося человека с бутылкой в дрожащих руках. Его лицо опухло, под глазами синяки. Взгляд бессмысленный, а иногда злобный. От него за несколько метров тянет винным перегаром. Ему всего 30 лет, а он похож на дряхлого старика. Тебе нравится твой портрет настоящего алкоголика?
Урок биологии
«Все в твоих руках»
(или «Влияние наркотических веществ на потомство»)
Автор: Пугачева С.В.,
Учитель биологии
МУ СОШ №1
Цель занятия:
· способствовать пониманию учащимися влияния наркотических веществ на потомство, осознанию своей ответственности за свое будущее и будущее своих детей.
Задачи:
· Выяснить действительно ли наркотические вещества влияют на развитие зародыша, плода и как.
· Обсудить социальные, психологические и экономические последствия для индивида, семьи, общества рождения детей в семьях наркоманов.
Жизненные навыки:
· Умение говорить и слушать
· Работа в группе
· Осознание опасности
· Выражение чувств
· Рефлексия
Оборудование:
· Карточки с историями
· Бумажные листы, фломастеры
· Презентация по теме
· Компьютер, проектор, экран
Ход урока.
1. Рассадить учащихся в круг, настроить на работу. Определить тему и задачи урока. Для этого выполнить упражнение. Попросить учащихся разделить предложенные понятия на группы: счастье, страдания, крепкая семья, алкоголизм, здоровый образ жизни, горе, умственное отставание, наркотики, здоровье, ВИЧ, врожденные уродства, преждевременные роды, болезни.
Определив тему урока, «Влияние наркотических веществ на потомство», совместно поставить задачи:
Выяснить:
· Действительно ли наркотические вещества, ВИЧ влияют на потомство
· Как влияют
· Каковы последствия этого влияния
2. Разделить учащихся на группы по 4-5 человек. В каждой группе распределить роли. Раздать группам карточки с историями для выполнения задания «Большие трагедии маленьких людей». После прочтения историй попросите учащихся обсудить их в группе и ответить на вопросы:
1) Почему истории названы «Большие трагедии маленьких людей»?
2) В чем причина рождения детей с патологиями или их смерти?
3) Каковы последствия этих историй?
Необходимо наблюдать за работой групп, поощрять дискуссии, отвечать на вопросы только фактического характера.
3. Результаты этой групповой работы записать на плакате или на доске. Последовательно заслушать докладчиков, не комментируя, поблагодарить за работу. Предложить учащимся высказаться, не комментируя и не давая оценки. Завершая дискуссию, попросите учащихся обобщить работу всех групп.
4. Обратиться к учащимся: мы проанализировали конкретные ситуации, высказали свои суждения по данному вопросу. Но каково мнение специалистов? Выслушать мнение врача, который сталкивается с такими ситуациями в своей практической деятельности или зачитать его. Обязательно обратить внимание на то, что и в полностью нормальных семьях иногда встречаются такие случаи, а алкоголизм и наркомания только увеличивают этот риск.
5. Обратиться к учащимся: мы с информацией по данной проблеме сталкиваемся часто. Но для того, чтобы лучше представить эти страшные последствия, посмотрим фотоснимки, подтверждающие данные. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Демонстрируем презентацию, следим за состоянием учащихся.
6. Подводим итоги занятия, исходя из поставленных задач. Делаем вывод: ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ! Благодарим всех за работу.
7. Рефлексия. Предложить учащимся по очереди закончить одно из предложений:
«Я понял/а…»
«Я почувствовал/а…»
8. Эмоциональный накал занятия идет по возрастающей. Для снятия стресса проводим энергизатор: или «Фруктовый салат», или «Зоопарк».
Внеклассное занятие
«Откажись и объясни, предложи и обсуди»
Автор: Е.Р. Чистякова,
Социальный педагог
МОУ лицея №6
Цели:
· способствовать формированию навыков эффективного общения, умению договариваться, неагрессивно отстаивая свою позицию;
· тренировка диалогового общения;
· тренировка навыков безопасного поведения в рискованных ситуациях.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя:
Упражнение «Откажись и объясни, предложи и обсуди» посвящено тренировке навыков безопасного поведения в рискованных ситуациях - эффективному общению и умению договариваться, неагрессивно отстаивая свою позицию.
Знания и поведение - разные вещи. И хотя люди знают, что такое безопасное поведение, заговорить об этом с другими людьми может быть нелегко. Недаром считается, что одно из самых трудных дел в жизни - это полностью выразить себя и быть понятым. Умению строить диалог надо учиться.
Опыт поколений показывает, что в любой сложной ситуации только открытый и честный разговор позволяет поступать рационально и, в тоже время, устранять недомолвки и непонимание. Поэтому тренировка того, как следует договариваться, пригодится каждому.
Написать на доске 4 этапа диалога о рискованном поведении:
Откажись
Объясни
Предложи
Обсуди
Учитель: Этих этапов следует придерживаться в рискованных ситуациях.
Ознакомьтесь с подробным описанием этапов диалога в рабочем листке (раздать Приложение 1, прокомментировать все этапы)
Последовательность этапов не имеет большого значения. Однако принципиально важно, чтобы все 4 этапа в разговоре присутствовали.
В ролевой игре в парах каждому представится возможность диалога с партнером о воздержании от рискованного поведения. Каждый окажется на месте одного из участников диалога. Это позволит понять, как чувствуют и ведут себя люди в подобных ситуациях, а также тренировать навыки рационального и безопасного поведения.
Ознакомьтесь с таблицей для наблюдения за ролевой игрой (раздать Приложение 2). Оцените по пятибалльной шкале каждый этап диалога персонажа, предлагавшего воздержаться от рискованного поведения. Занесите свои оценки в таблицу. Оценивать нужно только того, кто уговаривает вести себя безопасно.
Разделить группу на пары.
Раздать каждой паре карточки с ролями (Приложение 3).
Учитель: вам нужно разыграть ситуации. Старайтесь говорить, чувствовать и поступать так, как тот человек, роль которого вы исполняете.
Разыгрывание ситуаций. По ходу игры не надо давать ролевой игре слишком долго «зацикливаться» на несогласии одного партнера с другим, не должен выиграть тот, кто играет роль человека, предлагающего рискованное поведение.
Дать время заполнить таблицу.
Вопросы партнерам по ролевой игре:
-Что вы думали о ситуации, в которой оказались?
- Как вы себя чувствовали?
Вопросы наблюдателям:
-Правдоподобен ли диалог партнеров? Да? Нет? Почему?
-Естественно ли поведение партнеров? Да? Нет? Почему?
-Если нет, то что нужно изменить, чтобы диалог и поведение партнеров выглядели более реалистично?
-Все ли этапы присутствовали в диалоге?
Закончите предложения: «Я хочу…», «Я знаю…».
Похвалить участников за работу.
Провести энергизатор.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Откажись и объясни, предложи и обсуди
Внимательно прочтите этапы диалога
1 этап «ОТКАЖИСЬ»
Откажись от опасного поведения, не агрессивно отстаивая свое право на безопасное и рациональное поведение в рискованной ситуации.
Как отказать?
-произнеси ключевое слова «НЕТ»
-говори громким голосом
-произноси фразы отчетливо
-говори деловым тоном
-сохраняй серьезное выражение лица
-смотри собеседнику в глаза
- следи за своей осанкой - держись прямо
подкрепляй то, что ты говоришь жестами и мимикой
Спасибо, нет! Нет, нет и еще раз нет! Нет, этого я делать не буду! Ни в коем случае!
2 этап «ОБЪЯСНИ»
Объясни, почему ты не хочешь рисковать. Объяснение поможет понять собеседнику, что ты заботишься о своем здоровье.
Как объяснить?
-сначала реши для себя, почему ты отказываешься, а затем основывай свои ответы на вопросы собеседника на этом решении
-хорошо обосновывай причину своего отказа
-объясняя причину отказа, говори с собеседником честно и открыто
Я не буду этого делать, потому что я забочусь о своем здоровье! Есть другие способы расслабиться!
3 этап «ПРЕДЛОЖИ»
Предложи собеседнику безопасные альтернативные занятия.
Как предлагать?
-предложи сделать что-нибудь другое на выбор
Мы не будем с тобой пить, пойдем в спортивный зал, тренировка поможет снять напряжение.
4 этап «ОБСУДИ»
Открыто скажи собеседнику о своих чувствах
Как обсуждать?
- скажи о своих чувствах
- говори о них прямо и открыто
Мне неприятно говорить с тобой о выпивке. Мне противно курить. Я себя плохо потом буду чувствовать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рабочий листок к упражнению «Откажись и объясни, предложи и обсуди»
Оцените по пятибалльной шкале каждый этап диалога
персонажа, предлагавшего отказаться от употребления ПАВ
Персонажи | Этапы | балл | балла | балла | балла | 5 баллов |
Настя | ||||||
Николай | ||||||
Игорь | ||||||
Антон | ||||||
Иван | ||||||
Ренат | ||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ситуация 1: Аля и Настя
Аля и Настя очень долго готовились к важному экзамену. Они этот экзамен благополучно сдали. Теперь можно отдохнуть! Аля предложила расслабиться, выпив немного пива. Насте надо отказаться от этого предложения.
Ситуация 2: Николай и Тема
Николай поругался с родителями, из-за его девушки. Родители считали, что Николай еще недостаточно взрослый и не может встречаться с девушкой. Из-за ссоры он поздно вечером ушел из дома. Прогуливаясь, зашел на дискотеку, там встретил своего друга Тему. Тема предложил таблетку. «И тогда все проблемы уйдут!» - сказал он. Николай отказался от предложения.
Ситуация 3: Игорь и Сергей
В школе у Игоря неудачи следовали одна за другой. Вот он опять получил двойку за итоговую контрольную по математике, значит, за четверть опять будет «неуд». С досады Игорь ушел из школы, а в школьном дворе сидела компания, они мирно играли в карты. Когда Игорь подошел поближе, то увидел, что они еще и выпивают. Среди них были знакомые пацаны. Один из них, Сергей, тут же предложили Игорю стакан с водкой. Как Игорь будет отказываться?
Ситуация 4: Антон и Кирилл
У Антона дома неприятности: родители в который раз ругаются, разводятся, а сегодня отец ушел из дома, мать ушла к подруге, чтоб поплакаться в жилетку. Антон дома остался один, к нему зашел его приятель Кирилл. «У тебя есть что-нибудь выпить? Сразу забудешь все неприятности!». В холодильнике стояла бутылка вина, и Кирилл сразу же разлил вино по стаканам. Антон отказался от выпивки, как он это будет делать?
Ситуация 5: Иван и одноклассник
Ивану давно нравилась катя. Она не обращала на него никакого внимания. А сегодня на уроке физкультуры она высмеяла его при всем классе, так как он неуклюже прыгал через «козла». На перемене весь красный от стыда и гнева, он выбежал в школьный двор. Там стояли его одноклассники и курили. Они посочувствовали Ивану, так как давно догадывались о его чувствах к Кате и предложили ему сигарету, по их мнению, сигарета снимет стресс. Иван отказался.
Ситуация 6: Ренат и сосед
Сегодня Ренат поругался с родителями. Он просил денег на новые диски к компьютеру. Родители же сказали, что их не устраивает, что Ренат много времени посвящает компьютеру, лучше бы шел погулять, и вообще, денег на компьютер они больше не дадут. Ренат злился на родителей, ему захотелось сделать им что-нибудь назло. Он позвонил своему соседу, тот быстро прибежал с бутылкой водкой. «Они тебе денег не дали, а ты напейся им назло, они еще пожалеют…» - бубнил сосед, открывая бутылку. Вдруг Ренат четко себе представил, какие будут последствия, если он сейчас выпьет. Ренат отказался от выпивки.
Урок ОБЖ