Организационно-методические рекомендации по проведению практики
Государственное образовательное учреждение
Высшее профессиональное образование
Башкирский государственный университет
Факультет философии и социологии ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ Рабочая программа Уфа РИЦ БашГУ Педагогическая практика студентов: Рабочая программа. – Уфа: РИО БашГУ, 2008. – 16 с. Рекомендовано к изданию на заседании кафедры теории и истории социологии ФФиС, протокол № 16 от 23 июня 2008 г. Программа предназначена для студентов 5 и 6 курсов специальности «Социология» Составители: Асылгужин Х.Б., к. филос. н., доцент Зубаерова Е.В., ассистент Общие положения Программа педагогической практики студентов выпускных курсов составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020300 «Социология». Педагогическая практика является частью учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает соединение теоретической подготовки с педагогической, практической деятельностью Педагогическая практика студентов-социологов организуется с целью выработки навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекционных, семинарских и практических занятий) по социологическим дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы. В период прохождения практики создаются условия для интеграции психолого-педагогических и специальных знаний. |
Организационно-методические рекомендации по проведению практики
Педагогическая практика студентов организуется выпускающей кафедрой при участии преподавателя кафедры педагогики.
Педагогическая практика предполагает совместную работу студента и преподавателя направленную на формирование профессиональных навыков. Перед началом практики проводится установочная конференция на базе университета совместно с кафедрой педагогики и преподавателями, курирующими ее прохождение. Наряду с презентацией образовательных учреждений (БГАУ, УГАТУ), на базе которых также будет проходит практика, студентам разъясняют порядок прохождения практики и ее содержание.
Первый этап – методический, теоретический; посещение лекций, практических, семинарских занятий преподавателя-куратора с целью ознакомления с методами и формами проведения занятий, распределением времени и т.д. Затем, изучается методика работы преподавателей-предметников, ведется дневник наблюдения. Под руководством методиста и преподавателя-куратора составляется план по изучению темы пробных и зачетных занятий, намечаются темы воспитательных мероприятий и время их проведения, а также осуществляется сбор материалов для научно-педагогической работы.
Второй – практический. Студенты проходят практику в реальных условиях вуза. Работа практиканта организуется в соответствии с общим планом педагогической практики и утвержденным индивидуальным планом, составленным на каждую неделю на основе планов и графиков работы факультета, преподавателя-куратора и с учетом указаний методистов по учебной и воспитательной работе.
На данный этап практики отводится – работа в аудитории, а именно посещение занятий других студентов-практикантов (методический анализ одного из занятий, проведенного другим студентом), разработка конспектов (при необходимости наглядный и раздаточный материалы) лекций, проведение пробных, зачетных занятий, внеклассных мероприятий и самостоятельных работ обучающихся.
По итогам практики проводится завершающая конференция, на которой студенты подводят итоги полученного теоретического и практического опыта. При подготовке к конференции студенты готовят отчеты об итогах прохождения практики.
Цели педагогической практики
Целью научно-педагогической практики является освоение студентами методики преподавания учебных дисциплин социологического направления в студенческих аудиториях высшей школы и формирование профессиональных умений преподавателя социологии в педагогической деятельности на основе анализа учебного процесса, государственного стандарта специальностей факультетов вуза.
Задачи педагогической практики
Основные задачи практики:
• анализировать обучающую деятельность преподавателя-предметника и учебную деятельность студентов на основе полученных теоретических знаний с помощью преподавателя, руководителя практики;
· планировать учебный процесс (тематическое и поурочное планирование);
· методически грамотно формулировать цели и задачи каждой конкретной лекции, семинара, практического занятия;
· выбирать методически целесообразные формы, приемы и способы обучения для достижения поставленных целей;
· совершенствовать профессиональные умения, сформированные на методическом этапе практики;
· самостоятельно осуществлять функции преподавателя социологии;
· освоить способы организации внеурочной деятельности студентов
Ожидаемые результаты
В ходе педагогической практики студент обретает уверенность в своих теоретических и практических знаниях, умениях, чувство ответственности и возможность правильно оценивать результаты учебной деятельности обучающихся.
Формы отчетности
По окончании педагогической практики студенты представляют следующую отчетную документацию:
· отчёт о научно-педагогической практике;
• индивидуальный план;
· план-конспект занятия;
· научно-педагогическую работу, выполненную по заданию кафедры педагогики;
• протоколы взаимопосещений занятий студентов;
• список литературных источников;
• разработанные тесты по учебному разделу дисциплины
Дневник отражает весь процесс прохождения студентом педагогической практики и заполняется студентом ежедневно.
В дневнике практики в обязательном порядке делается запись преподавателя-куратора, преподавателя кафедры педагогики руководителя практики о прохождении студентом практики и краткий отзыв (характеристика). Дневник практики подписывается принимающей стороной.
Конспект занятия, который составляется студентом самостоятельно, включает в себя:
- хронометраж проведения занятия;
- подробный текст лекции;
- опорные понятия;
- задания для самостоятельного изучения темы;
- список персоналий;
- список используемой в подготовке темы литературы.
Кроме этого, в качестве отчетного материала могут быть представлены наглядные и раздаточные материалы.
Критерии оценки практики
По итогам педагогической практики выставляется зачёт/незачёт.
Для аттестации «зачет» студент должен продемонстрировать умение:
- планировать лекционное, семинарское занятие: формулировать цели занятия, распределять учебный материал по этапам, рационально время, подбирать дополнительный материал и использовать примеры, выбирать формы, средства и приемы работы, адекватные целям лекции, определять объем и форму его выполнения;
- реализовывать цели лекционного, практического занятия: взаимосвязь образовательных, развивающих аспектов. Соответствие плана и конспекта лекции поставленным целям. Степень достижения намеченных целей;
- поддерживать дисциплину, распределять внимание к учащимся, вовлечь всех учащихся в работу и интерес к предмету.
Итоговая оценка является комплексной и выставляется на основе отзывов преподавателя- куратора, преподавателя кафедры педагогики, руководителя практики, ведения дневника, план- конспекта и зачетов по методическому и практическому этапу.