Раздел 1. Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-й СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
(образовательная программа для учителей начальных классов
муниципальных образовательных учреждений)
Авторы-составители:
методисты
МОУ «ЦТР И ГО «Перспектива»
Барсукова Т.Н., Волторнист С.Л.
Рецензент:
Мурзина Н.П., к.п.н.,
доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления ОмГПУ
Омск, 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход образовательных учреждений в режим развития предполагает построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода. С позиций А.В. Хуторского компетентностный подход предлагает содержание образования представить как «опыт образовательной деятельности и эмоционально-ценностных отношений к реальной изучаемой действительности». В качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования системы универсальных умений, то есть ключевых компетентностей. Концепция модернизации российского образования определяет ключевые компетентности как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
В современной педагогической практике наблюдается стремление учителей к проведению уроков, на которых обеспечиваются условия для самореализации, самостоятельности каждого ученика, для раскрытия и максимального использования личного опыта ребенка, для стимулирования потребности учащихся в использовании разнообразных способов выполнения заданий. Учителя понимают, что сформированность ключевых компетентностей позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть успешным в дальнейшей жизни. Деятельность педагога в образовательном процессе меняется, он стремится к иным результатам. В качестве результата образования рассматривается не только сумма усвоенной ребенком информации, а его способность действовать в различных проблемных ситуациях. Возникает необходимость выстроить новую модель повышения профессиональной квалификации учителя начальных классов. Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности педагога.
Актуальной становится проблема методического сопровождения учителей начальных классов по формированию ключевых компетентностей учащихся.
Данный курс разработан с целью оказания методической помощи учителям начальных классов, работающих над проблемой формирования ключевых компетентностей у учащихся. Освоение курса может быть полезным для педагогов, работающих в рамках традиционной дидактической системы и использующих элементы развивающего обучения.
Целью курса является овладение учителями начальных классов способностью к проектированию ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени обучения.
Основные задачикурса:
- углубить знания педагогов об основах компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы;
- формировать умения по проектированию и реализации уроков на основе компетентностного подхода в образовательном процессе;
- способствовать развитию диагностических умений педагогов (по выявлению уровня сформированности ключевых компетентностей младших школьников).
Программа разработана согласно следующим принципам:
· принцип согласовательности, совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения;
· принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности учителя);
· принцип саморазвития (создание условий для появления у всех педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
· принцип рефлективности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления и взаимодействия коллектива);
· принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности учителя);
· принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
· принцип единого концептуального поля (приоритетности конструктивно-деятельностных форм образования педагогов).
В процессе освоения программы педагог демонстрирует знания и умения с позиций компетентностного подхода в образовании на уровнях:
Когнитивный уровень (знание основных понятий):
- компетентностный подход;
- профессиональная компетентность;
- понятия «компетентность» и «компетенция»;
- ключевые компетентности, виды ключевых компетентностей;
- критерии сформированности ключевых компетентностей;
- возрастные и психологические особенности младших школьников.
Технологический уровень (владение умениями):
- выделять и определять ключевые компетентности, формируемые у младших школьников;
- конструировать урок на основе компетентностного подхода в образовательном процессе;
- создавать условия по формированию ключевых компетентностей младших школьников на уроке;
- развивать умения определять уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся.
Эмоционально-ценностный уровень:
- мотивационная готовность к инновационной деятельности;
- интеллектуальная, познавательная, профессиональная активность педагогов;
- удовлетворенность педагогической деятельностью.
Программа рассчитана на 72 часа, может быть освоена педагогами без отрыва от основной деятельности.
Реализация программы проходит в три этапа:
1. Теоретический этап - осмысление идей компетентностного подхода; изучение технологий, основанных на деятельностно ориентированном обучении; анализ существующих программ начальной школы в рамках компетентностного подхода.
2. Практико-ориентированный этап – проектирование и проведение педагогами уроков на основе компетентностного подхода в соответствии с индивидуальным планом.
3. Аналитико-экспертный этап -совместный анализ полученных результатов деятельности на заседании «круглого стола».
Реализация программы предполагает следующие формы: постоянно действующий научно-практический семинар, мастер–классы педагогов, представление опыта педагогов по данной проблеме на педагогических чтениях.
Для определения уровня освоения заявленных умений педагогами используется диагностическая карта достижений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Теорет. | Практ. | |||
1. | Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе | |||
1.1 | Особенности компетентностного подхода в системе образования | |||
1.2 | Компетенции и компетентности. Виды компетентностей | |||
1.3 | Ключевые компетентности | |||
2. | Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени образования | |||
2.1 | Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей младших школьников | |||
2.2 | Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников | |||
2.3 | Формирование общекультурной и социально-трудовой компетентностей младших школьников | |||
2.4 | Проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников | |||
2.5 | Развивающие возможности традиционных уроков по формированию ключевых компетентностей младших школьников | |||
2.6 | Диагностика сформированности ключевых компетентностей у учащихся начальной школы | |||
3. | Проектирование и реализация уроков на основе компетентностного подхода | |||
3.1 | Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения | |||
3.2 | Подготовка к презентации и публикации разработанных уроков и методических рекомендаций к ним | |||
3.3 | Анализ уроков, разработанных на основе компетентностного подхода | |||
ВСЕГО |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе
Цель:владение педагогами основными психолого-педагогическими положениями и понятиями компетентностного подхода к образованию и технологиями деятельностно ориентированного обучения.
Знать:основы компетентностного подхода в образовательном процессе, понятие о компетенции и компетентности, характеристики профессиональной компетентности педагога, характеристики ключевых компетентностей, образовательные технологии на основе деятельностного подхода.
Уметь:определять ключевые компетентности в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, обосновывать свой выбор; уметь распознавать виды ключевых компетентностей, формулировать цели развивающего урока.
Тема 1. Особенности компетентностного подхода в системе образования
Компетентностный подход в образовательном процессе, его принципы, условия реализации. Современные образовательные технологии в логике компетентностного подхода. Профессиональная компетентность педагога.
Вопросы для самоконтроля
1. С чем связано появление компетентностного подхода в образовании?
2. Традиционное и компетентностно ориентированное обучение.
Назовите их отличительные характеристики.
3. В чем сущность компетентностно ориентированного обучения?
4. Каковы показатели профессиональной компетентности педагога?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Проблема реализации компетентностного подхода в образовательном процессе
На занятии организуется работа в микрогруппах. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение основных характеристик традиционного и компетентностно ориентированного обучения, составление сравнительной таблицы «Традиционное и деятельностно ориентированное обучение». Определение классификации современных образовательных технологий в логике компетентностного подхода.
Самостоятельная работа
Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Проблема реализации компетентностного подхода в системе образования»:
1. Предпосылки возникновения компетентностного подхода в образовании.
2. Профессиональная компетентность учителя начальных классов.
3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика традиционного и компетентностно ориентированного обучения».
Литература:1, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19
Тема 2. Компетенции и компетентности
Понятия «компетенция» и «компетентность», их взаимовлияние. Характерные признаки и составляющие компетентности. Условия формирования компетентностей. Группы компетентностей, их характеристика. Виды компетентностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте смысл понятий «компетенция» и «компетентность». Назовите их отличительные особенности.
2. Назовите виды компетентностей.
3. Каковы условия формирования компетентностей?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.