Раздел 1. Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-й СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

(образовательная программа для учителей начальных классов

муниципальных образовательных учреждений)

Авторы-составители:

методисты

МОУ «ЦТР И ГО «Перспектива»

Барсукова Т.Н., Волторнист С.Л.

Рецензент:

Мурзина Н.П., к.п.н.,

доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления ОмГПУ

Омск, 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход образовательных учреждений в режим развития предполагает построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода. С позиций А.В. Хуторского компетентностный подход предлагает содержание образования представить как «опыт образовательной деятельности и эмоционально-ценностных отношений к реальной изучаемой действительности». В качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования системы универсальных умений, то есть ключевых компетентностей. Концепция модернизации российского образования определяет ключевые компетентности как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

В современной педагогической практике наблюдается стремление учителей к проведению уроков, на которых обеспечиваются условия для самореализации, самостоятельности каждого ученика, для раскрытия и максимального использования личного опыта ребенка, для стимулирования потребности учащихся в использовании разнообразных способов выполнения заданий. Учителя понимают, что сформированность ключевых компетентностей позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть успешным в дальнейшей жизни. Деятельность педагога в образовательном процессе меняется, он стремится к иным результатам. В качестве результата образования рассматривается не только сумма усвоенной ребенком информации, а его способность действовать в различных проблемных ситуациях. Возникает необходимость выстроить новую модель повышения профессиональной квалификации учителя начальных классов. Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт социально-профессиональной деятельности педагога.

Актуальной становится проблема методического сопровождения учителей начальных классов по формированию ключевых компетентностей учащихся.

Данный курс разработан с целью оказания методической помощи учителям начальных классов, работающих над проблемой формирования ключевых компетентностей у учащихся. Освоение курса может быть полезным для педагогов, работающих в рамках традиционной дидактической системы и использующих элементы развивающего обучения.

Целью курса является овладение учителями начальных классов способностью к проектированию ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени обучения.

Основные задачикурса:

- углубить знания педагогов об основах компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы;

- формировать умения по проектированию и реализации уроков на основе компетентностного подхода в образовательном процессе;

- способствовать развитию диагностических умений педагогов (по выявлению уровня сформированности ключевых компетентностей младших школьников).

Программа разработана согласно следующим принципам:

· принцип согласовательности, совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения;

· принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности учителя);

· принцип саморазвития (создание условий для появления у всех педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);

· принцип рефлективности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления и взаимодействия коллектива);

· принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности учителя);

· принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);

· принцип единого концептуального поля (приоритетности конструктивно-деятельностных форм образования педагогов).

В процессе освоения программы педагог демонстрирует знания и умения с позиций компетентностного подхода в образовании на уровнях:

Когнитивный уровень (знание основных понятий):

- компетентностный подход;

- профессиональная компетентность;

- понятия «компетентность» и «компетенция»;

- ключевые компетентности, виды ключевых компетентностей;

- критерии сформированности ключевых компетентностей;

- возрастные и психологические особенности младших школьников.

Технологический уровень (владение умениями):

- выделять и определять ключевые компетентности, формируемые у младших школьников;

- конструировать урок на основе компетентностного подхода в образовательном процессе;

- создавать условия по формированию ключевых компетентностей младших школьников на уроке;

- развивать умения определять уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся.

Эмоционально-ценностный уровень:

- мотивационная готовность к инновационной деятельности;

- интеллектуальная, познавательная, профессиональная активность педагогов;

- удовлетворенность педагогической деятельностью.

Программа рассчитана на 72 часа, может быть освоена педагогами без отрыва от основной деятельности.

Реализация программы проходит в три этапа:

1. Теоретический этап - осмысление идей компетентностного подхода; изучение технологий, основанных на деятельностно ориентированном обучении; анализ существующих программ начальной школы в рамках компетентностного подхода.

2. Практико-ориентированный этап – проектирование и проведение педагогами уроков на основе компетентностного подхода в соответствии с индивидуальным планом.

3. Аналитико-экспертный этап -совместный анализ полученных результатов деятельности на заседании «круглого стола».

Реализация программы предполагает следующие формы: постоянно действующий научно-практический семинар, мастер–классы педагогов, представление опыта педагогов по данной проблеме на педагогических чтениях.

Для определения уровня освоения заявленных умений педагогами используется диагностическая карта достижений.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов Всего часов Из них
Теорет. Практ.
1. Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе    
1.1 Особенности компетентностного подхода в системе образования
1.2 Компетенции и компетентности. Виды компетентностей
1.3 Ключевые компетентности
2. Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-й ступени образования      
2.1 Формирование ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей младших школьников
2.2 Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников
2.3 Формирование общекультурной и социально-трудовой компетентностей младших школьников
2.4 Проблема формирования компетентности личностного самосовершенствования у младших школьников      
2.5 Развивающие возможности традиционных уроков по формированию ключевых компетентностей младших школьников      
2.6 Диагностика сформированности ключевых компетентностей у учащихся начальной школы
3. Проектирование и реализация уроков на основе компетентностного подхода    
3.1 Формирование ключевых компетентностей в разных образовательных областях на 1-й ступени обучения
3.2 Подготовка к презентации и публикации разработанных уроков и методических рекомендаций к ним
3.3 Анализ уроков, разработанных на основе компетентностного подхода
ВСЕГО

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Теоретические основы компетентностного подхода в образовательном процессе

Цель:владение педагогами основными психолого-педагогическими положениями и понятиями компетентностного подхода к образованию и технологиями деятельностно ориентированного обучения.

Знать:основы компетентностного подхода в образовательном процессе, понятие о компетенции и компетентности, характеристики профессиональной компетентности педагога, характеристики ключевых компетентностей, образовательные технологии на основе деятельностного подхода.

Уметь:определять ключевые компетентности в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, обосновывать свой выбор; уметь распознавать виды ключевых компетентностей, формулировать цели развивающего урока.

Тема 1. Особенности компетентностного подхода в системе образования

Компетентностный подход в образовательном процессе, его принципы, условия реализации. Современные образовательные технологии в логике компетентностного подхода. Профессиональная компетентность педагога.

Вопросы для самоконтроля

1. С чем связано появление компетентностного подхода в образовании?

2. Традиционное и компетентностно ориентированное обучение.

Назовите их отличительные характеристики.

3. В чем сущность компетентностно ориентированного обучения?

4. Каковы показатели профессиональной компетентности педагога?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Проблема реализации компетентностного подхода в образовательном процессе

На занятии организуется работа в микрогруппах. Содержанием работы является анализ и коллективное обсуждение основных характеристик традиционного и компетентностно ориентированного обучения, составление сравнительной таблицы «Традиционное и деятельностно ориентированное обучение». Определение классификации современных образовательных технологий в логике компетентностного подхода.

Самостоятельная работа

Изучить литературу и подготовиться к обсуждению темы «Проблема реализации компетентностного подхода в системе образования»:

1. Предпосылки возникновения компетентностного подхода в образовании.

2. Профессиональная компетентность учителя начальных классов.

3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика традиционного и компетентностно ориентированного обучения».

Литература:1, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19

Тема 2. Компетенции и компетентности

Понятия «компетенция» и «компетентность», их взаимовлияние. Характерные признаки и составляющие компетентности. Условия формирования компетентностей. Группы компетентностей, их характеристика. Виды компетентностей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте смысл понятий «компетенция» и «компетентность». Назовите их отличительные особенности.

2. Назовите виды компетентностей.

3. Каковы условия формирования компетентностей?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Наши рекомендации