Порядок оформления итоговой аттестационной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К выполнению итоговой аттестационной работы по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки
«Педагог профессионального образования»
Омск 2017
В соответствии с требованиями части 14 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение дополнительных профессиональных программ должно завершаться итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ (Письмо Зам. министра образования РФ от 30.03.2015 № АК- 820.06) при выполнении итоговой аттестационной работы слушатели должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные знания, сформированные умения, профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современной уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.
В процессе подготовки итоговой аттестационной работы слушатели изучают задание руководителей, рекомендуемую литературу, периодические издания, подбирают необходимый материал в соответствии с выбранной и утвержденной темой.
Итоговая аттестационная работа (ИАР) дополнительной программы профессиональной переподготовки «Педагог профессионального образования» выполняется после изучения курса.
Целью ИАР является формирование умений использования системы психолого-педагогических и методических знаний по решению прикладных методических проблем в области производственного обучения.
Успешное достижение цели будет реализовано посредством выполнения следующих задач:
• углубления и систематизации теоретических знаний в области методики производственного обучения;
• изучения передового методического опыта по разработке и конструированию производственных занятий в системе СПО;
• овладения дидактико-методической группой умений по основам профессиональной деятельности педагога.
Актуальность выполнения ИАР заключается в практической значимости и дальнейшей реализации в профессиональной деятельности педагога (мастера) профессионального обучения и распространении личного опыта.
Общая структура работы
Итоговая аттестационная работа должна содержать следующие структурные части: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных литературы и источников.
Содержание должно соответствовать выбранной теме работы (проекту) и раскрывать основную проблему.
Введение включает основные характеристики квалификационной работы: актуальность, проблему, объект, предмет, цели квалификационной работы, ее задачи (1-2 страницы машинописного текста).
Актуальность разработки может определяться различными факторами: потребностями педагогической науки в новых эмпирических данных; потребностью в использовании более эффективных педагогических методов, технологий и методик обучения, потребностью педагогической практики в разработке современного научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; потребностью во внедрении инновационных методов и технологий обучения в связи с изменением образовательной политики государства и т.п.
Проблема - это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеющихся знаний недостаточно для решений какой-либо задачи. Сущность проблемы – это осознаваемое исследователем противоречие. Обычно проблемы исследовательской работы по профессиональной педагогике вытекают из потребностей общества, особенно из задач, поставленных перед профессиональными образовательными учреждениями, а также из педагогической практики, трудностей в работе педагога или мастера производственного обучения.
Например, в теории педагогики разработана методика программированного обучения, а в практике в учреждениях начального профессионального образования по предметам не разработано методическое обеспечение, осуществляющее программированное обучение.
Объект исследования (изучения) - это некий процесс, некое явление, которое глубоко и всесторонне изучается исследователем. Например, объектом педагогического исследования могут выступать процесс обучения какому-либо предмету или система внеучебной работы.
Предмет исследования (изучения) - это конкретная часть или аспект объекта, который в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Например, предметом исследования могут быть: формирование системы знаний по предмету, формирование компетенций при изучении темы или предмета, формирование умений и навыков выполнения технологических операций и т.п.
Цель исследования (изучения) - это предвосхищаемый, желаемый конечный результат исследования (изучения); то, что требуется достичь в результате исследования. Цели должны формулироваться конкретно и начинаться со слов: разработка, проектирование, обоснование, конструирование, выявление и т.д.
Например: Разработка системы контроля знаний по междисциплинарному курсу (МДК 01.01) «Подготовка металла к сварке».
Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения поставленной цели. Задачи должны быть взаимосвязаны, некоторые из них могут быть решены теоретически, другие - экспериментально, третьи - на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента.
Например: при разработке системы контроля знаний по междисциплинарному курсу (МДК 01.01) «Подготовка металла к сварке» реализация цели будет осуществляться посредствам решения следующих задач:
1. Изучение методологии контроля знаний в педагогической теории и практике;
2. Изучение, анализ и выбор видов контроля знаний;
3. Разработка дидактических материалов для контроля знаний;
4. Апробация разработки.
Основное содержаниеработы должно полностью раскрывать тему. Содержание должно быть разделено на главы (2 главы).
В первой главе,как правило, дается обзор литературы и нормативных источников по теме работы, анализируются различные точки зрения на рассматриваемую проблему, обосновывается собственная точка зрения автора по исследуемой проблеме.
Во второй главеописывается практико-ориентированная разработка автора по теме исследования.
Предложения автора могут носить как теоретико-методологическую, так и практическую направленность, что предопределяется целью исследования и наличием тех материалов, которыми располагает слушатель при написании итоговой работы.
Каждая глава должна состоять минимум из 2-х параграфов и заканчиваться частными выводами. Объем каждой из глав не должен быть менее 10-13 страниц, общий объем содержания работы - 35-50 страниц.
Работа завершается Заключением,в котором формулируются основные выводы и полученные автором результаты, списком использованной литературы и источников по ГОСТ7.1.-2003, приложениями (если последние имеются).
Приложение(при наличии) содержит фактический и справочный материал, все приложения должны быть пронумерованы. Приложение имеет цель не загружать основной текст итоговой работы большим количеством иллюстративного материала. При этом в основном тексте следует оставлять только тот графический материал, который позволяет непосредственно отразить сущность и раскрыть содержание излагаемой темы. Материал же, являющийся иллюстрацией к теме, целесообразно выносить в приложение. Это могут быть таблицы показателей, доказательства, варианты схем организационной структуры управления, должностные инструкции, описания различных методик и др.
Порядок оформления итоговой аттестационной работы
Итоговая аттестационная работа выполняется на отдельных листах формата А4 с применением компьютера, должна быть сброшюрована. Листы должны иметь поля: правое - 15 мм, левое - 30 мм, верхнее и нижнее - по 20 мм. Гарнитура (шрифт) - Times New Roman, высота шрифта - 14. Интервал - полуторный. Страницы работы должны быть пронумерованы.
К оформлению итоговой аттестационной работе предъявляются следующие требования:
1. На титульном листе (приложение 1) итоговой аттестационной работ указываются название образовательной организации, тема работы, фамилия, имя, отчество слушателя.
2. На второй странице указывается содержание итоговой аттестационной работ с указанием страниц.
3. Текст итоговой аттестационной работы должен сопровождаться ссылками на использованные источники в квадратных скобках. Например, «... представлено в работе Иванов А.С.[24].» - цифра в квадратных скобках означает номер позиции в списке литературы, представленной в конце работы.
4. По ходу изложения в тексте выделяются все заголовки, указанные в плане итоговой аттестационной работы. Введение, каждая глава, заключение начинается с нового листа. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общепринятых, которые обычно при первом употреблении сопровождаются расшифровкой, например, система управления персоналом (СУП).
Весь иллюстративный материал должен иметь название и соответствующий номер. На каждую иллюстрацию необходима соответствующая ссылка в тексте.
5. Заголовки строк и граф таблиц начинают с прописной буквы, подзаголовки - со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных букв, если они самостоятельны.
Таблицу размещают после первого упоминания в тексте так, чтобы ее было удобно читать без поворота записки или с поворотом по часовой стрелке. Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах разделов, например "Таблица 1.2" (вторая таблица первого раздела). Эту надпись размещают над таблицей справа. На строку ниже печатают название таблицы.
6. Нумеруют рисунки в пределах раздела, например: Рис. 2.3. На каждый рисунок должна быть ссылка из текста, например: "... приведено на рис.2.3" или "... составим схему модели (рис.3.5)". При повторной ссылке на рисунок указывают сокращенно слово "смотри", например: (см. рис.2.3). Рисунки выполняют компьютерными средствами. Рисунки размещают на отдельных листах возможно ближе к соответствующему тексту. Они должны удобно читаться без поворота страницы или с поворотом по часовой стрелке. Страницы с рисунками учитывают в общей нумерации страниц. Рисунки небольшого размера помещают по 2 - 3 штуки на странице. Рисунок должен иметь номер и название и может иметь поясняющие надписи. Последние размещают выше номера и названия и ниже собственно рисунка.
Для представления результатов ИАР слушатель готовит краткий доклад и презентацию по теме работы. Подготовленная презентация должна соответствовать общим требованиям к подготовке данных электронных ресурсов, обязательно содержать название работы, фамилию, инициалы автора. Количество слайдов презентации произвольно и определяется полнотой раскрытия темы и визуализации представляемого материала.
Вариант оформления литературы (по ГОСТ7.1-2003)
Список литературы
1. Горбовцов, Г. Я. Управление проектом [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс / Г. Я. Горбовцов. - М. : Евразийский открытый институт, 2009. - 288 с. - URL : www.biblioclub.ru/book/90748/.
2. Троцкий, М. Управление проектами [Электронный ресурс] / М. Троцкий, Б. Груча, К. Огонек. - пер. с пол. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 302 с. - URL : http://www.biblioclub.ru/book/86093/.
3. Дипроуз, Д. Управление проектами / Д. Дипроуз. - пер. с англ. - М. : Эксмо, 2008. - 240 с.
4. Попов, Ю. И. Управление проектами : учеб. пособие для слушателей, обучающихся по программе МВА и другим программам подготовки упр. кадров / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко; Ин-т экономики и финансов «Синергия». - М. : Инфра-М, 2007. - 208 с.
5. Хэлдман, К. Управление проектами. Быстрый старт. [Электронный ресурс] / К. Хэлдман. - М. : ДМК Пресс, 2008. - 352 с. - URL : http://www.biblioclub.ru/book/47473/.
6. Управление проектами [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Менеджмент организации» / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, А. В. Полковников ; под общ. ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро. - 6-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2010. - 960 с. - URL : http://www.biblioclub.ru/book/54707/.
Примерная тематика итоговой аттестационной работы (ИАР) по программе профессиональной переподготовки «Педагог профессионального образования»
Тематика ИАР предлагается с учетом внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов в практику профессионального образования. Выполнение работы предполагает необходимость изучения современной учебно-нормативной документации, теории педагогических технологий, основ дидактического проектирования учебного занятия, включая содержание, формы, методы и средства обучения.
Как правило, ИАР обобщает опыт полученный слушателем в процессе обучения и личный опыт педагогической деятельности. В связи с этим тема ИАР может перекликаться с выполненными заданиями по отдельным учебным модулям изучаемой программы профессиональной переподготовки. Зачетные контрольные работы по отдельным разделам программы могут быть использованы слушателем в качестве элементов итоговой аттестационной работы.
Темы ИАР
(Наименование и шифр выбранной специальности (профессии) и наименование выбранной дисциплины, ПМ, МДК следует указывать в соответствии с действующим ФГОС СПО).
1. Разработка учебно-методического обеспечения уроков теоретического обучения по дисциплине « … » для специальности 00.00.00 «… ».
2. Разработка учебно-методического обеспечения уроков практического (производственного) обучения по ПМ.00 « … » для специальности (профессии) 00.00.00 « … ».
3. Разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания дисциплины « … » (или профессионального модуля « … ») для специальности (профессии) 00.00.00 «…».
4. Разработка и обоснование применения инструкционных (инструкционно-технологических) карт на уроках практического (производственного) обучения по профессии (специальности) 00.00.00
« … ».
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения дисциплины « … » ( или профессионального модуля « … ») по профессии (специальности) 00.00.00 « … ».
6. Применение инновационных форм организации обучения в процессе преподавания дисциплины « … » (или профессионального модуля « … ») по профессии (специальности) 00.00.00 « … ».
7. Применение педагогических технологий (уточнить каких) в процессе преподавания дисциплины « … » (или профессионального модуля « … ») по профессии (специальности) 00.00.00 « … ».
8. Разработка системы контроля освоения дисциплины « … » (или профессионального модуля « … ») для профессии (специальности) 00.00.00 «…».
(Может быть выбрана тестовая форма, «портфолио» обучающегося и др.)
9. Разработка контрольно-оценочных материалов по дисциплине « … » (или профессиональному модулю « … ») для профессии (специальности) 00.00.00 «…».
10. Применение «метода проектов» в процессе преподавания дисциплины « … » (или профессионального модуля « … ») для профессии (специальности) 00.00.00 « … ».
11. Разработка и обоснование применения дидактических средств обучения для преподавания дисциплины « … » (или профессионального модуля « … ») для профессии (специальности) 00.00.00 « … ».
(Могут быть разработаны: листы рабочей тетради; инструкционные или инструкционно-технологические карты; различные педагогические задания - ситуационные задания, проблемные задания.)
12. Разработка и обоснование применения технических средств обучения в процессе преподавания дисциплины « … » (или профессионального модуля «…») для профессии (специальности) 00.00.00 «… ».
13. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплины « … » (или профессионального модуля « … ») для профессии (специальности) 00.00.00 « … ».
14.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт развития территориальных систем профессионально-педагогического образования
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.02.01.ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)
Пояснительная записка к итоговой аттестационной работе
Выполнил(а) слушатель Группа ППО-10 | Иванов Н.А. | |
Проверила к.б.н., доцент | Мельникова О.Ю. |
Омск 2017