Особенности проявления типа в деятельности
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ |
Наблюдательность, восприимчивость | Неуверенность |
Точность, скрупулезность | Большая зависимость от условий, в которых протекает деятельность |
Интуиция и чутье | Ранимость |
Постоянная ориентировка на окружение | Внушаемость |
Чувство меры, такт | Отсутствие отрицательных качеств |
ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
1.Одобрение при предъявлении требований.
2.Моральная поддержка в процессе предъявления требований. Постоянное побуждение к преодолению строго дозированных препятствий.
3.В ходе оценки результатов формировать уверенность в том, что при настойчивости могут быть преодолены любые трудности.
СМЕШАННЫЕ ТИПЫ
Возможны самые распространенные варианты в зависимости от уровня проявления силы, уравновешенности, подвижности. Каждое из этих качеств может быть выражено относительно. Каждый вариант комбинации будет иметь свои внешние, тоже комбинированные проявления, свои условные качества, которые должны учитываться при предъявлении требований, при осуществлении контроля и при оценке результатов.
Следует иметь в виду, что деловые и нравственные качества, являются социально-обусловленным и подлежат формированию и совершенствованию деятельности. Развивающийся характер деятельности обеспечивается реализацией следующих требований:
1.Надо обеспечить четкое осознание цели, на достижение которой направлена деятельность. Целенаправленности надо учить.
2.В центре внимания должно быть формирование устойчивых личностно-значимых и социально-ценных мотивов, побуждающих к деятельности.
3.Развитие обеспечивается осознанным выбором средств, используемых для достижения результатов. К средствам относятся: знания и способы деятельности.
4.Развитие личности осуществляется и в процессе критического осознания результата. Следует обеспечить, во-первых, удовлетворение результатом, во- вторых, критическое отношение к достигнутому результату, что будет побуждать к совершенствованию.
ВЫЯВЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ
На уроке ученикам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, различающиеся по:
· сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);
· практической или теоретической направленности познавательной деятельности;
· характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).
Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
1.Желание себя испытать.
2.Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3.Интерес к предмету.
4.Желание как можно больше узнать из данной области науки.
5.Полезно, пригодится в будущей работе.
6.Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
7.Уверенность в успехе по данному предмету.
8.Легко учиться.
9.Желание преодолеть трудности.
10.Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
11.Желательно иметь авторитет среди товарищей, т.к. этот предмет престижен в данном коллективе.
12.Нравится учитель.
13.Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
14.Желание быть готовым к самостоятельной жизни.
15.Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
16.Чтобы не ругали родители, учителя.
Все названные мотивы учения учитель распределяет по восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛИ
1.Самоопределение — 5, 14, 15
2.Познавательные — 3, 4
3.Узкопрактические — 5,6
4.Саморазвитие — 1,2,9
5.Общение с учителем — 12
6.Общение со сверстниками — 10
7.Самоутверждение — 13
8.Избежание неприятностей — 8, 17
Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учащихся на три группы:
Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.