Приложение Б. Методическая и дидактическая работа
Приложение А. Примерная схема анализа занятия
Общие сведения
Учебное заведение. Группа/класс; специальность. Дисциплина (учебный курс, спецкурс). Фамилия, имя, отчество преподавателя, ученая степень, должность.
Тема занятия. Цели занятия.
Классификация лекции
Проклассифицируйте занятие:
– по форме обучения;
– по способам подачи учебного материала;
– по месту в лекционном или предметном курсе:.
Структура занятия
Указать основные структурные элементы проведенного занятия.
Можно ли говорить о четкости структуры данного занятия?
Содержание занятия
Научность и информативность (современный научный уровень) материала занятия; доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях? Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи.
Соответствие содержания занятия дидактическим принципам высшего образования: профессиональной направленности, связи теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалиста; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.
Методика проведения занятия
Какие методы использовались для проведения занятий?
Методическая обработка излагаемого материала – выведение главных мыслей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках, изложение материала доступным и ясным языком. Разъяснение вновь вводимых терминов и названий.
Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всего занятия.
Применение наглядных пособий и технических средств обучения.
Использование преподавателем плана занятия (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов. Охарактеризуйте особенности проведения занятия по конспекту и без опорных материалов.
Выдержан ли регламент занятия? Какие вопросы преподаватель не успел рассмотреть? Почему?
Руководство работой учащихся
Как осуществлялась активизация познавательной деятельности учащихся, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия. Каким образом вовлекал преподаватель слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала (проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д.)?
Создавал ли преподаватель возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал ли изложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрация иллюстративного материала и т.д.)?
Как усваивали учащиеся новый материал? Вели ли записи в конспектах? Реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, совсем не слушали занимались посторонними делами, шумели, уходили и т. д.).
Разрешал ли преподаватель заданные вопросы (когда и в какой форме)? Как отвечал на них?
Мастерство преподавателя
Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.
Речевое мастерство: голос (сила, полетность, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д., синтаксических (умение правильно строить предложения, не нарушая норм сочетаемости и согласования и т. д.).
Результативность знятия
Реализованы ли образовательная и развивающая цели занятия?
Информационно-познавательная ценность занятия. Воспитательный и социокультурный аспект занятия. Мотивационно-стимулирующая ценность занятия. Будет ли способствовать занятие дальнейшей самостоятельной работе учащихся по изучаемой теме?
Общие выводы и рекомендации. Пожелания преподавателю.
Приложение Б. Методическая и дидактическая работа
Изучить методическую и дидактическую литературу с учетом специфики учебного заведения.
Изучить документы планирования, организационного и методического характера по проведению занятий: учебные планы, программы, программно-методические комплексы дисциплин, график учебного процесса и т.д.
Документы учета успеваемости: журналы, дневники и т.д.