Сущность приема ГИПЕРТРОФИЯ
Прием БУМЕРАНГ
Шестой класс явно демонстративно не прекращал шум на первом уроке
Учительница никак не выражала свой протест, спокойно сидела за столом, смотрела на детей
На следующий день она пришла и предложила проверочную работу: «По тому материалу, который я вам вчера рассказала»
Нетрудно было представить реакцию детей...
Сущность приема БУМЕРАНГ
Педагог проявляет находчивость, а не давление авторитета (необходимости)
Лицом к лицу столкнуть воспитанников с последствиями тех условий, которые они сами создали
Представить наглядно всю невыгодность для них таких условий
Задача педагога состоит не в том, чтобы наказать учащихся, а в том, чтобы вызвать у них чувство понимания, сочувствия, сопереживания педагогу в учителю в ситуации выбора, который он должен сделать, переживания за него в случае, если он сделает неверный шаг.
Прием ГРОТЕСК
Cемиклассник демонстративно для учителя ударил на уроке слабого, беззащитного соседа.
Учительница заявила: «Ты сильный, а бьешь слабого!» И предложила подойти и ударить другого одноклассника, гораздо более сильного...
Прием ГРОТЕСК
Любой гротеск не должен быть злой пародией, а «бумеранг» не должен поражать тех, кто его запустил.
Школьники не могут быть жертвой педагогической техники, а должны быть объектом заботы и уважения педагога, который видит в приемах педагогического воздействия прежде всего наставления в правильных действиях.
Гротескное усиление действий учащихся может носить порой характер доброй иронии, имеющей целью выставить поведение некоторых ребят в смешном свете
Сущность приема ГРОТЕСК
Представить действия школьника в таком шаржированном, гротескно преувеличенном виде, чтобы отчетливо обнаружилась их неприемлемость с точки зрения общепринятых норм поведения
Наиболее целесообразен этот прием в ситуациях, когда поступок отдельного подростка задевает интересы, достоинство коллектива и личности, когда надо показать ребенку, что, унижая других, он сам оказывается униженным, а подавляя других, подавляет лучшее в себе
Доводя действие подростка до гротеска, важно добиться, чтобы он увидел себя в ином свете, чтобы недостойный поступок вызвал у него чувство раскаяния, сожаления, сострадания к тому, кто обижен.
Прием ГИПЕРТРОФИЯ
Описание приема гипертрофированного ограничения прав дает А.С. Макаренко. Один из его воспитанников опоздал в столовую и, чтобы не встречаться с начальником, влез в окно. В специальном приказе этому воспитаннику предлагалось впредь пользоваться не дверью, а только окном, чтобы попасть в это помещение.
Прием ГИПЕРТРОФИЯ
В одной из школ ученик 7 класса демонстративно встречал новую учительницу английского языка в шапке, варежках и с шарфиком на шее. В присутствии класса директор приказал этому школьнику и впредь сидеть в этом обмундировании на всех остальных уроках. По реакции окружающих подросток понял всю нелепость своего положения и избранного способа самоутверждения.
Сущность приема ГИПЕРТРОФИЯ
Суть приема заключается в таком гипертрофированном расширении или ограничении прав учащихся, которое показывает несовместимость его действий, поступков с нормами коллектива, нравственности, с честью и достоинством окружающих
Разумеется, этот прием требует точной оценки ситуации, правильного прогноза реакций школьника и его окружающих. В подобных ситуациях всегда присутствуют элементы риска. Без риска творчество невозможно, но он должен быть построен на правильном расчете, подкрепляться знанием детской психологии и накопленным педагогическим опытом. Впрочем, все это никогда не дает полной гарантии успеха. Здесь уместно перефразировать известное дорожное правило: «Не уверен - не применяй».
[1] Описание приемов по Белкину А.С. (Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.)