Глава 21. образовательный туризм
Одним из неформальных видов образования является туризм. В конце XVIII в. молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования стали совершать так называемые гранд-туры, 2 - 3-летние путешествия в континентальную Европу. Их можно считать первыми образователь ными турами. Во времена Просвещения Ж. Ж. Руссо и Дж.Локк провозгласили путешествия одной из необходимых составляющих воспитания.
С термином "турист" познакомил своих читателей англичанин Педж, издав в 1800 г. книгу "Анекдоты английского языка", в которой рассказывал о "путешественнике, называемом туристом". В то же время во Франции вышел Толковый словарь французского языка со статьей, где объяснялось, что турист - это "тот, кто путешествует из любопытства или для того, чтобы убить время". В России формирование традиции ознакомительных путешествий связано с именем Петра I, посылавшего дворян в Европу на учебу.
Экскурсионной деятельности большое внимание стали уделять со второй половины XIX в. В 1885 г. в Петербурге было открыто "Предприятие для общественных путешествий во все страны света" Липсона. Начинает свою деятельность Общество любителей естество знания, которое создает свои филиалы в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе. ВозникаютКрымский горный клуб в Одессе, Кавказское горное общество : Пятигорске. С 1895 г. действуют Ялтинское экскурсионное бюр< Крымско-Кавказского горного клуба и первое туристическое об щество - Русский туринг-клуб, объединявший вначале туристов велосипедистов. Последний имел отделения в нескольких крупных городах России (Москва, Киев, Рига и др.). В 1901 г. клуб бьи преобразован в Российское общество туристов, которое поставило своей целью использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа.
Многие общества и клубы выпускали специализированные журналы, например "Экскурсионный вестник", "Русский экскурсант", литературу педагогического характера, а также занимались подготовкой руководителей экскурсий. В деятельности обществ и клубов принимали участие известные ученые, путешественники, писатели, общественные деятели, в том числе Д. Н. Мамин-Сибиряк, К.А.Тимирязев, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, Н.М.Пржевальский, В.И.Вернадский. Развитие экскурсионной деятельности проходило на фоне открытия различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. Двадцатый век приносит в образовательный туризм массовость.
Всемирная туристская организация, основанная в 1975 г., объединяет свыше 100 стран. В законе Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм определяется как "временный выезд (путешествие) гражданина с постоянного места жительства в любых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания". Исходя из этого определения, сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:
- учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
- ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
- научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
- участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
- экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.
В большинстве из перечисленных видов сочетаются профессиональные и познавательные интересы. Культурно-познавательными программами всегда сопровождают проведение семинаров, конференций, стажировок и других подобных мероприятий. Особенно много разнообразных экскурсионных программ, связанных с посещением музеев, выставок, осмотром достопримечательностей, предлагается в языковых школах для иностранных слушателей.
Современные туристические фирмы, осваивая рынок образовательных услуг, стремятся расширить спектр предлагаемых клиентам образовательных поездок: от летних курсов иностранного языка до докторантуры в зарубежных университетах. Некоторые образовательные учреждения также начинают заниматься образо- вательным туризмом. Туристическим фирмам, подразделениям образовательного туризма учебных заведений становится все более необходимой методическая помощь. Важно иметь информацию о качестве образования в зарубежных учебных заведениях с точки зрения национальных интересов. Целесообразно создание единого информационного банка образовательных программ. Эффективность работы зависит и от знания прогнозных оценок, мониторинга образовательных потребностей. Методики разработки индивидуальных образовательных программ также способствуют развитию этого направления туризма. Роль андрагогов в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательного туризма трудно переоценить.
Андрагогическое сопровождение туризма предполагает целенаправленную работу по формированию тематических туристических маршрутов. Принцип их построения мо-
Андрагогические может быть разным. В одном случае в комплекс аспекты туризма нормативных образовательных программ вводится дополнительная, например по истории
искусства или архитектуры. В другом - туристическая поездка будет носить исследовательский характер, например с целью пополнения коллекции растений или минералов. В третьем - путешествие может эмоционально предшествовать изучению крупного раздела науки или искусства. Вариантов множество. Но, как правило, содержание туристической и образовательной (просветительской) деятельности будут взаимодополняться и интегрироваться.
Путешествие обычно предваряется достаточно длительным этапом подготовительного обучения. Это могут быть опережающая информация о стране или регионе, спортивная подготовка, ос- воение прикладных навыков работы с фотоаппаратом, видеокамерой, разработка сценария будущего фильма. В ходе изучения или составления маршрута по карте открываются интересные возможности для группового проектирования. В андрагогические функции руководителя на подготовительном этапе входит сплочение сформированной для поездки или пешеходного маршрута группы.
Во время поездки андрагогические аспекты находят свое выражение в экскурсионной работе гида или проводника, его влиянии на межличностное общение в группе, организацию форм активного отдыха. Иногда это далеко не просто и требует знания основ конфликтологии. Руководитель группы или гид постоянно сочетает информационно-просветительскую функцию с любым другим видом деятельности, что, безусловно, должно подкрепляться особыми профессиональными умениями, чувством меры. Информационное и эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывают мастерство экскурсовода в подаче материала, эрудиция и артистизм, его личностное отношение к теме. По данным психологов, экскурсионная информация, хорошо продуманная и умело преподанная, запоминается лучше, чем только увиденное, прочитанное или услышанное. Любая экскурсия - знакомство с памятником культуры, с произведениями искусства, с интересными объектами природы или с промышленными предприятиями, учреждениями медицины; образования, культуры и пр. - может служить развитию общей культуры человека, если в ней заложена возможность узнать что-то новое или по-новому, с новой точки зрения посмотреть на уже известное.
Образовательный туризм вносит в жизнь взрослого человека событийность, что само по себе становится поучительным, давая повод для смены жизненных стереотипов. Обогащая впечатления, экскурсия может дать человеку эмоциональный заряд, пробуждая или углубляя интерес к явлениям, событиям, объектам или личностям, и тем самым послужить толчком к дальнейшему, самообразованию.
Самообразовательная деятельность, связанная с туризмом, включает ведение дневника путешествия, составление фотоальбомов, подготовку слайдо- и видеофильмов с последующей их демонстрацией. Каждая из этих форм требует рефлексии, интерпретации полученного опыта, эмоциональной ретроспективы, что стимулирует личностное развитие.
Задание для самоконтроля
В перечень российских объектов, внесенных в список Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, входят: исторический центр Санкт-Петербурга и относящиеся к нему группы памятников; Погост Кижи; Кремль и Красная площадь; исторические памятники Новгорода и окрестности; культурный и исторический ансамбль Соловецких островов; Белые памятники Владимира и Суздаля; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде; Церковь Вознесения в Коломенском; Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье; девственные леса Коми; озеро Байкал; вулканы Камчатки; Золотые горы Алтая; необычайная природа западного Кавказа.
Разработайте проект образовательно-туристской программы по ознакомлению с одним из памятников (по выбору) для российских и иностранных туристов.
Рекомендуемая литература
Гебель П. Природное наследие человечества. - М., 1999.
Квартальной В. А., Романов А. А. Международный туризм: Политика развития. - М., 1998.
Котлер Ф., БоуэнДж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Под ред. проф. Р. Б. Ноздревой. - М., 1998.
Мерникова Н. "...Для удовольствия соотчичей и чужестранцев" (из истории туризма) // Управление персоналом. - 2001. - Љ 2.
Соломин В. П., Финаров Д. П. и др. Всемирное культурное и природное наследие // География в школе. - 1999. - Љ 2.
Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. - М., 1997.