Подготовка родителей к обучению их ребенка в школе

Курс, 2 семестр

ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ

Необходимо выбрать 1 д\в из предложенных на 2 кредита.

1. «Современная художественная культура» (2 кредита) БУКИНА

Научно-исследовательская и педагогическая деятельность магистра в области развития креативности детей средствами искусства предполагает достаточно свободную его ориентацию не только в художественном наследии прошлого, но и в явлениях современного искусства. Курс призван сформировать у студентов знания об основных этапах развития как отечественной, так и зарубежной современной художественной культуры, наиболее значимых художественных направлениях и субкультурах, сформировавшихся в ее рамках. В процессе освоения курса студенты овладевают теоретическим материалом в изучаемой области, а также навыками анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства (литературы, музыки, живописи, архитектуры, скульптуры, кинематографии) и различным художественным течениям ХХ столетия.

2. «Детская литература в контексте культуры» (2 кредита) (Автор: к.ф.н., доц. А.В. Денисова)

Предлагаемый курс знакомит студентов с особенностями развития детской литературы как части литературы мировой. Для этого на основе типологического анализа предлагается изучение основных закономерностей общеевропейской и русской культуры и литературы. Курс предполагает лекционные и практические занятия, посвященные анализу «стилей эпохи» (Д.С. Лихачев) в преломлении к конкретным произведениям детской литературы. Культурологическая составляющая призвана расширить представления студентов об историко-литературным фоне детской литературы для более успешного понимания ее как части литературного процесса.

При изучении произведений совершенствуются навыки анализа литературного произведения, а предполагаемые письменные работы совершенствуют навыки самостоятельной творческой работы.

Предполагается посещение музеев и использование презентаций.

3. «Культурные измерения образования» (2 кредита) Погосян В.А.

Содержание курса базируется на теории голландского исследователя Геерта Хофстеде, основоположника теории об измерениях культуры, на основе которой можно не только сравнивать, но «измерять» культурные различия. Культурные различия находят отражение в базовых ценностях, менталитете, поведении, в построении взаимоотношений представителей различных культур. Учреждения образования не только отражают определённую культурную специфику, но культивируют её.

Освоение содержания данного курса позволит рассмотреть с точки зрения культурной обусловленности особенности учебной деятельности и обучения, взаимоотношений детей и родителей, учителей и учащихся, преподавателей и студентов.

4. «Философия образования» (2 кредита) Савинова Л.Ю.

Курс позволяет разобраться в исторических корнях различных педагогических теорий и подходов, осмыслить многовековой опыт педагогики и осознать отечественные и зарубежные традиции, найти обоснование современным перспективным идеям в образовании. Это фундамент в получаемом образовании, на котором основывается педагогическое творчество, современные методики и технологии.

В содержание входят такие темы как "Парадигмы в образовании: теоцентрическая, рациоцентрическая и антропоцентрическая","Основные этапы исторической эволюции педагогики","Истоки новых подходов в образовании: синергетический,феноменологический и др. подходы","Кризисы современной педагогики и пути их преодоления" и др.

Основные формы работы - это круглые столы, обсуждение презентаций, коллоквиумы, дискуссии и др.

Курс ориентирована на тех, кому небезразлично современное образование и собственный образовательный маршрут.

5. «Психология педагогического общения» (Онищенко Э.В.)

Дисциплина «Психология педагогического общения» представляет одну из отраслей психологического знания. Процессы, происходящие в сфере образования, подтверждают необходимость владения педагогами психологией общения. Данная дисциплина играет важную роль в образовательном процессе, так как специалист данного профиля должен обладать определенной системой теоретических и практических знаний, создающих представление об особенностях коммуникативного процесса. Курс «Психология педагогического общения» изучается в процессе подготовки магистра образования, в нем соединяются и обобщаются знания, полученные студентом в курсах по психологии человека, психологии развития, социальной психологии.

«Психология педагогического общения» призвана сформировать знания о социально-психологических закономерностях и механизмах педагогического общения; проблемах социальной перцепции, межличностных отношений и взаимодействия в различные возрастные периоды. Предполагается, что в ходе изучения данной дисциплины магистр сможет овладеть навыками:а)диагностики уровня коммуникативной компетентности участников образовательного процесса; б) конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в образовательной среде (системы «ученик – ученик», «ученик – учитель», «учитель – родитель», «родитель – ученик», «учитель – администратор»); в) оптимального использования в педагогической работе эффективных техник общения; г) повышения эффективности вербальной и невербальной коммуникации и социально-перцептивной деятельности в образовательном процессе.

6. Детская литература в контексте культуры(Автор: Е.О. Путилова)

Предлагаемый курс знакомит студента с многообразием направлений и стилей отечественной и зарубежной детской литературы. Знакомые с детства произведения рассматриваются в контексте мировой культуры. Историко-литературный процесс осмысляется в его диалектической сложности: демонстрируется преемственность и новаторство в творчестве детских писателей. Студент знакомится с современными научными понятиями о литературных направлениях и основных этапах развития литературы, вехами творческого пути ведущих детских писателей, их идейными и эстетическими исканиями, учится анализировать особенности поэтики и стилистики конкретного произведения.

7. Использование СМИ в образовании ребенка (Автор: Т.В.Рыжкова)

Предлагаемый курс знакомит студентов со средствами распространения информации, с ребенком как потребителем информации, с возможностями использования СМИ в процессе образования и культурного развития ребенка. Кроме того, в курсе рассматриваются телевизионные и радиопередачи для детей, их виды и жанры, их структура и специфика. Курс поможет студентам научиться анализировать образовательные и культурно-познавательные передачи и программы для детей, созданные в различных СМИ, раскрывать образовательный потенциал этих передач и программ и адаптировать их для работы с младшими школьниками как на уроке, так и во внеурочное время. Курс предполагает активное использование информационных технологий и электронных образовательных продуктов, игровых методик и технологий контекстного обучения.

8. Восприятие книги ребенком от рождения до 10 лет(Автор – канд. филол. наук, доцент М.Б.Елисеева)

Содержательное наполнение курса обусловлено его связью с другими науками: с психологией, литературоведением и лингвостилистикой.

В курсе предполагается рассмотрение общих особенностей художественного восприятия, заключающихся в двуплановости художественного произведения, – в синтезе "практического" и "условного". На основании данных дневниковых записей родителей, результатов интервьюирования детей, а также результатов анкетирования родителей анализируются особенности восприятия книги детьми раннего возраста, обусловленные тем, что книга является единством трех составляющих: это предмет игровой деятельности ребенка, собрание иллюстраций, а также текст, опосредованно воспринимаемый ребенком благодаря взрослому. Выясняются специфические особенности детского восприятия художественных текстов, обусловленные прежде всего преобладанием у ребенка "практического" плана художественного восприятия над планом "условным" (недифференцированность вымысла и реальности, активность восприятия и др.). Анализируются пути освоения ребенком специфики художественных произведений, "второго плана" искусства: вопросы ребенка взрослому во время и после чтения, творческое воспроизведение прочитанного, сочинение собственных текстов и др.

Рассматривается зарождение эстетической грамотности читателя – старшего дошкольника: представления о художественной условности и художественном вымысле, о создателе произведения, об особом языке художественной литературы, о единстве формы и содержания, об особенностях композиции и героев, о целостности текста.

Изучается различная роль иллюстраций в книгах для детей и книгах для взрослых, особенности восприятия текста и иллюстраций детьми.

Анализируются особенности трех взаимосвязанных процессов в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: слушания ребенком чтения взрослых, самостоятельного чтения вслух и чтения про себя.

ИГРОВАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

(Преподаватель: Костина Л.М. к.пс.н., доцент)

Спецкурс поможет студентам освоить основные направления современной игровой терапии. Позволит освоить технологии конструирования программ игровой терапии директивного типа и проекты проведения с семьей игровой терапии недирективного типа. Студенты получат навыки организации и проведения авторского метода интегративной игровой терапии.

Формы проведения занятий: лекции, семинары, практикумы, просмотры видеопродукции, встречи с интересными людьми.

ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

(Преподаватель: Хоменко И.А.. зав.каф. возрастной психологии и педагогики семьи

к.пед.н., доцент)

Спецкурс познакомит студентов с современными изменениями в системе образования, в подходах к взаимодействию образовательного учреждения и семьи в вопросах подготовки ребенка и всей семьи в целом к образовательному процессу. Получат навыки определения по авторской методике различных видов готовности родителей к школьному обучению их ребенка. Освоят технологии формирования готовности родителей к обучению их ребенка в школе.

Формы проведения занятий: лекции, семинары, практикумы, просмотры видеопродукции, встречи с интересными людьми.

Наши рекомендации