Структура материалов для работы студентов
Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Факультет прикладной психологии
Кафедра «Педагогической антропологии, гендерологии и фамилистики»
Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу
«Педагогика»
Для студентов очной, очно – заочной, заочной формы обучения
Автор Соколова Г.И., Башун А.Л.
Санкт-Петербург
Структура материалов для работы студентов
1. Вопросы к итоговому контролю знаний
1. Педагогика как отрасль знания в системе гуманитарных наук: объект, предмет и функции. Связь педагогики с другими науками.
2. Основные этапы формирования педагогической теории.
3. Задачи современной педагогической науки.
4. Методологии и методы педагогических исследований.
5. Педагогическая деятельность как категория педагогики.
6. Гуманистический подход в воспитании и образовании в современных условиях (Закон об образовании РФ – 1992г.)
7. Исторические аспекты развития теории детства и педагогической практики.
8. Взаимосвязь наследственности, среды и воспитания в развитии человека.
9. Положительные тенденции образовательных реформ в России (20в.).
10. Образовательные системы России и основные направления совершенствования образовательной деятельности в современных условиях.
11. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.
12. Структура педагогической науки. Философский смысл гуманистической педагогики.
13. Дидактика: понятие, сущность и основные направления развития отрасли.
14. Принципы обучения.
15. Методы обучения и их классификация.
16. Основания и условия, определяющие выбор методов и форм обучения.
17. Активные методы обучения и их характеристика.
18. Нетрадиционные обучающие педагогические технологии. Особенности их использования в образовательно-воспитательном процессе.
19. Система контроля и оценки результатов обучения в образовательной деятельности.
20. Закономерности и принципы обучения в учебно-педагогической работе учителя.
21. Закономерности педагогического процесса: понятия и движущие силы
22. «Игра» как активный метод обучения, особенности ее организации на занятии.
23. Процесс обучения и воспитания как целостная система становления личности.
24. «Педагогика сотрудничества» как метод обучения и воспитания.
25. Дидактические формы и средства обучения.
26. Организационные формы обучения (на примере планирования урока в школе).
27. Компьютерные технологии обучения и их приоритеты в современном образовании.
28. Нормативные положения и принципы формирования образовательных стандартов общего, специального и высшего образования.
29. Особенности управления образовательными системами.
30. Особенности индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании.
31. Воспитание как социальное явление.
32. Взаимосвязь воспитания с развитием индивидуальности человека.
33. Принципы воспитания.
34. Понятие и сущность методов воспитания и их классификация. Взаимосвязь методов и средств воспитания.
35. Студенческие диалоги о воспитании – педагогическая культура, этика. Понятие воспитанности и образованности.
36. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
37. Методы поощрения и наказания в воспитании. Особенности их применения в педагогической практике.
38. Концепция гуманистического воспитания ребенка в исследованиях зарубежных психологов и педагогов.
39. Коллектив и его функции в воспитании личности ребенка.
40. Организация учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
41. Личность педагога: профессионализм, педагогическая этика и мастерство в трудах Л.Толстого, А. Сухомлинского, Я. Корчака, А. Макаренко и др.
42. Использование элементов народной педагогики в воспитании.
43. Семья как институт воспитания и субъект педагогического взаимодействия.
44. Особенности формирования родительского поведения в различных типах семейного воспитания.
45. Новые педагогические технологии и их использования в образовательно-воспитательном процессе.
46. Концепция развития ребенка в исследованиях отечественных психологов и педагогов.
47. Сущность педагогического эксперимента.
48. Воспитание, образование и обучение как категории педагогики.
49. Педагогическая деятельность: понятия, структура и сущность.
50. Мониторинг образования и обучения.
2. Список основной и дополнительной литературы
Список обязательной литературы
- Педагогика: Учеб. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 201-.
- Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2005.
Список дополнительной литературы
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов – педагогов и учителей. – М.: Пед. Общество РФ, 2001.- 192с.
3. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996
4. Добсон Дж. Исчерпывающие ответы: Родителям о детях. – СПб., 2000
5. Закон Российской Федерации (Об образовании». – Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. – М., 1996
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М, 2003
7. Звягинцев В.И. Теории обучения: современная интерпретация. – М, 2001
8. История педагогики. Хрестоматия. – М, 2001
9. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М, 2001
10. Морозова О.П. Педагогический практикум. – М, 2002
11. Педагогика. /Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007
12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / с.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шлоянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М., 2000
13. Семейное воспитание. Хрестоматия/ сост. Лебедев П.А.. – М, 2001
14. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. – М, 2003
Перечень иных информационных источников
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php
http://www.pedlib.ru/
http://www.gnpbu.ru/
http://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html
http://libfor.ru/readytepo.html
http://www.zavuch.info/
3. Задания для самостоятельной работы по модулям
Задания к модулю 1:
- законспектировать и прокомментировать статью №2 раздела 1 Закона РФ «Об образовании» 1992г.
- предложить модели становления образования в современных условиях (по материалам периодических изданий по выбору студента);
Задания к модулю 2:
· раскрыть и обосновать основные механизмы учебного процесса;
· описать модели преподавания, с использованием нетрадиционных методов обучения: ассоциативно-рефлекторного, развивающего, проблемного, программированного, дистанционного и т.д. по материалам научных и литературных источников по выбору студента:
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М, 2003
2. Звягинцев В.И. Теории обучения: современная интерпретация. – М, 2001
Задания к модулю 3:
- Подготовить эссе на тему «Нравственные постулаты и система ценностей воспитания практике работы педагогов-классиков: Л. Толстого, В.Сухомлинского, Я. Корчака, Ш. Амонашвили и других» (по выбору студента).
Рекомендуемая литература к самостоятельной работе студентов:
- Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. – М., 1987.
- Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы. – М., 2001.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие. – М., 1999
- Закон РФ «Об образовании» Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию – М., 1992).
- Закон РФ «Об образовании». – Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. – М., 1996
- Кларич М.В. Инновационные модели образования в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
- Корчак Я. Педагогическое наследие. – М.,1991.
- Купцов В.И. Особенности современного этапа развития образования в мире. – М..1994.
- Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов МО РФ. – М., 1994.
10. Педагогика Под ред. П.И. Пидкасистого Педагогическое общество России, 1998, - С. 640
11. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с
12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. —Процесс воспитания. — 235 с.
13. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.,1996.
- Русинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. – М., 1994.
15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т.- М.,1979.
- Управление развитием школы./ Под ред. B.C. Лазарева, М.М. Поташника. – М., 1995.
17. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза.- М., 1991.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998
4. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов предусматривает решение практических ситуаций в деятельности социально-педагогических служб образовательно-воспитательных учреждений с использованием различных моделей и технологий педагогической деятельности с учащимися, занятия проводятся по группам с использованием вариативных заданий по обозначенным темам. Кроме того, по отдельным темам в первом и втором разделах курса проводятся письменные блиц-опросы (тематические коллоквиумы) по актуальным проблемам воспитания и образования. На семинарских занятиях предусмотрены сообщения по указанной теме на основе самостоятельной работы студентов со специальной литературой, предлагаемой преподавателем.
с целью эффективного выполнения самостоятельной работы, рекомендуем:
§ Активно участвовать в освоении материала на лекциях;
§ самостоятельно работать с учебниками и научной литературой по рекомендации преподавателя в конкретной теме семинара и заданиях по самостоятельной работе студентов, делая при этом записи и конспекты или тезисы по прочитанному материалу, которые используются в различных видах отчетов и при подготовке к семинарам;
§ уметь подкреплять свое мнение убедительными аргументами, внимательно слушать выступление других, умело соотносить и сопоставлять их высказывания со своим мнением, что позволит развивать навыки научной аргументации и мышления;
§ прорабатывать материалы по предложенному списку основной и дополнительной литературы при подготовке к промежуточному, текущему, модульному и итоговому контролю, что позволяет в совокупности оценить работу каждого студента, насколько успешно и на каком уровне им освоен материал курса.