Перечень теоретических вопросов с программой подготовки. Педагогического колледжа №1 им

ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Педагогического колледжа №1 им. К.Д.Ушинского в 2013 году

по специальности 050711 «Социальная педагогика»

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Экзаменационные материалы

По МЕТОДИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Составитель: Колокольчикова Е.С.

Рассмотрено на заседании ПЦК

психолого-педагогического цикла

Протокол №4 от 14.12.2012 г.

Председатель ПЦК _____________ (Строганова Л.В)

«Согласовано»

Зам. директора по УР ___________ (Зейберт А.М.)

Москва 2012 г.

Пояснительная записка

Контроль знаний и умений студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. Особенно важна правильная организация итоговой государственной аттестации, направленной на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения курса «Методика и технология работы социального педагога». При подготовке к итоговой государственной аттестации происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения студентов поднять на новый уровень.

Таким образом, целью данной программы является – создание условий для систематизации и обобщения знаний и умений по одному из основных курсов предметной профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Задачами программы являются:

- систематизация материала основных разделов дисциплины;

- обобщение содержания основных разделов и тем;

- формулирование основных типов практических заданий;

- систематизация литературы, помогающей при подготовке к государственному экзамену.

Структура экзаменационного билета

Экзаменационный билет по методике и технологии работы социального педагога включает в себя теоретический вопрос и практическое задание.

Наименование разделов курса

1. Основы методики и технологии социально-педагогической деятельности.

2. Социальная диагностика.

3. Методика организации детского досуга.

4. Методика и технология социальной помощи и поддержки.

5. Методика и технология социальной профилактики и коррекции.

6. Методика работы социального педагога с семьёй.

Перечень теоретических вопросов с программой подготовки

1. Основы методики и технологии социально-педагогической деятельности.

1) Структура и основные элементы социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность как процесс. Цель социально-педагогической деятельности. Принципы социально-педагогической деятельности: активность субъектов, их взаимодействие, системность. Обеспечение гуманистического и демократического характера социально-педагогической деятельности.

2) Сущность и содержание методики социально-педагогической работы.

Понятие о «методе». Три уровня классификации, обуславливающие место и роль методов: субъективный, функциональный, предметный. Сущность методики социально-педагогической работы. Характерные особенности содержания методики. Общая характеристика средств, приемов и техники социально-педагогической деятельности.

3) Понятие о социально-педагогической технологии и её характеристика.

Сущность и особенности социально-педагогической технологии. Критерии классификации. Типы социально-педагогических технологий: субъективные, деятельностные, средовые. Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии. Соотношение понятий «технология» и «методика».

2. Социальная диагностика

4) Сущность и принципы социально-педагогической диагностики.

Социальная диагностика и её место и роль в социально-педагогической деятельности. Сущность социальной диагностики. Диагностика как важнейшее условие эффективности социальной работы с детьми и подростками. Объект и предмет социальной диагностики. Цель, задачи и этапы социальной диагностики. Диагноз социальной ситуации, процесса, проблемы. Принципы социальной диагностики: научная обоснованность, объективность, конфиденциальность, ненанесения ущерба, эффективности.

5) Социально-педагогические методы количественной диагностики и технология их использования.

Анкетирование, тестирование, социальная статистика как методы количественной диагностики. Технология составления анкеты и обработки полученных данных. Технология применения тестов в социально-педагогической деятельности. Познавательные возможности социальной статистики. Технология сбора и обработки статистических данных.

6) Понятие об интервью как методе социально-педагогической диагностики и технология его использования.

Интервью как качественный исследовательский метод в социально-педагогической работе. Проблема надёжности данных. Виды интервью: свободное, стандартизированное, полустандартизированное, диагностическое, клиническое, фокусированное. Условия и техника интервьюирования.

7) Понятие о наблюдении как методе социально-педагогической диагностики и технология его использования.

Наблюдение как метод качественной диагностики, характеристики научного наблюдения. Виды наблюдения. Условия достоверности информации, полученной при помощи наблюдения. Протоколирование как основной исследовательский инструмент наблюдения: способы организации и техника ведения протоколов (формы регистрации данных).

8) Социально-педагогическое документирование и способы анализа текстовой информации.

Социально-педагогическое документирование как качественный метод социальной диагностики. Основные характеристики и виды документов. Техника анализа документов и обработки полученных данных. Контент-анализ как способ оценки текстовой информации.

9) Методика социально-педагогического прогнозирования и оценка эффективности социально-педагогической деятельности.

Прогностический метод и его применение в социально-педагогической работе. Технология и методы социального прогнозирования. Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования. Технология оценки эффективности деятельности социального педагога. Анализ результатов и их дальнейшее использование в работе.

3. Организация детского досуга.

10) Понятие и сущность социально-педагогической деятельности по организации досуга детей и подростков.

Понятие и сущность досуговой деятельности детей и подростков. Структура досуга. Цели, задачи, принципы, основные направления и содержание работы социального педагога по организации детского досуга. Классификация форм организации детского досуга.

11) Технология организации и проведения досугового занятия.

Понятие о «досуговом занятии». Общая схема организации и проведения досуговых занятий. Технология подготовительного этапа досугового занятия. Технология проведения досугового занятия.

12)Понятие об игре как форме досуговой деятельности и технологии её использования в социально-педагогической работе.

Сущность игры и роль в социальном воспитании детей и подростков. Виды игр. Технология организации и проведения различных видов игр с детьми и подростками. Требования к организации игры. Алгоритм объяснения игры детям. Структура и технология игрового досугового занятия.

13)Методика культурно-просветительской работы.

Содержание и формы культурно-просветительской работы (экскурсия, лекция, диспут, дискуссия. Диспут как одна из форм досугового занятия. Сущность и технология организации диспута. Экскурсия как форма досуговой работы. Технология организации и проведения экскурсии.

14)Технология организации и проведения соревнований.

Понятие о соревновании как форме досуговой работы. Значение и виды соревнования. Технология подготовки к соревнованию: приемы деления на команды, составление законов соревнования, определение формы оценивания. Технология проведения соревнования. Требования к организации соревнований.

4. Социальная помощь и поддержка.

15)Система социальной защиты населения.

Сущность социальной защиты населения. Цель и принципы социальной защиты населения. Основные уровни органов социальной защиты. Требования к реализации социальной защиты. Социальная защищенность. Социальная политика.

16)Понятие о социально-педагогической помощи и поддержке и их характеристика.

Сущность социальной помощи и поддержки. Виды и формы социальной помощи и поддержки. Принципы и критерии предоставления социальной помощи и поддержки. Роль социального педагога в оказании социальной помощи и поддержке детям и подросткам.

17)Сущность и содержание социального обеспечения.

Сущность, основные принципы и задачи социального обеспечения. Право детей и подростков на социальное обеспечение и государственные гарантии. Характеристика системы социального обеспечения. Его виды: пенсии, пособия, компенсационные выплаты, льготы, социальное обслуживание. Технология и организационно-правовой механизм осуществления социального обеспечения детей и подростков.

18)Понятие о социально-педагогическом патронаже и технология его организации. Сущность социально-педагогического патронажа. Этические принципы и цели социально-педагогического патронажа. Методика социально-педагогического патронажа семей «группы риска» (основные этапы и их содержание).

19) Понятие о социально-педагогической реабилитации и технология её организации.

Понятие о социальной реабилитации. Функции и уровни (виды) социальной реабилитации: медико-социальная, социально-психологическая, профессионально-трудовая, социально-ролевая, социально-бытовая, социально-правовая, социокоммуникативная реабилитации. Основные направления реабилитационной деятельности социального педагога. Технология реабилитационной работы с различными категориями детей и подростков.

20)Социально-педагогическая деятельность с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей.

Понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «дети-сироты». Государственный и региональный банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Семейные формы устройства: усыновление, опека и попечение, приёмные и патронатные семьи. Государственная опека и попечительство. Технология оформления различных видов устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

21)Понятие о социально-педагогическом посредничестве и консультировании и технология их организации.

Понятие о социально-педагогическом посредничестве и консультировании. Их место роль системе социальной защиты детей и подростков, основные функции и задачи. Виды и формы посредничества и консультирования. Технология оказания посреднических услуг социальным педагогом. Технология социально-педагогического консультирования.

22)Сущность и содержание социального страхования.

Понятие о социальном страховании. Функции социального страхования и его роль в социальной защите детей и подростков. Виды социального страхования. Организационно-правовые основы страховой деятельности. Основные условия страхования. Технологи я социального страхования детей и подростков.

5. Социальная профилактика и коррекция.

23)Понятие о социально-педагогической профилактике и её характеристика.

Сущность социальной профилактики и её роль в социальном воспитании детей и подростков. Цели, задачи, уровни и содержание профилактической работы. Принципы работы социального педагога по осуществлению профилактической деятельности. Формы и методы профилактической деятельности. Основные направления социальной профилактики.

24) Профилактики девиантного поведения.

Организация и меры профилактики девиантного поведения. Личностный фактор социального педагога как действенный инструмент в решении проблемы различных девиаций. Консультирование как направление социальной профилактики отклоняющегося поведения. Технология работы с группой самопомощи и взаимопомощи. Профилактическая работа с детьми и подростками из семей «группы риска».

25)Убеждение как метод социально-педагогической профилактики.

Убеждение как метод профилактики. Структура процесса убеждения, характеристики коммуникатора, аудитории, убеждающих сообщений. Основные типы логической аргументации. Средства наглядной агитации в профилактике курения и употребления алкоголя среди детей и подростков.

26)Тренинг как метод социально-педагогической профилактики и коррекции.

Понятие о профилактическом тренинге. Структура тренинга. Методика и принципы организации и проведения профилактического тренинга. Технология организации и проведения коррекционного тренинга.

27) Понятие о социально-педагогической коррекции и её характеристика.

Сущность социальной коррекции и её роль в социальном воспитании детей и подростков. Цель, задачи и содержание коррекционной работы с детьми и подростками. Основные направления социальной коррекции. Основные методы социальной коррекции.

7. Методика работы с семьей.

28)Семья как объект деятельности социального педагога.

Понятия «семья» и «брак». Типология семей и их функции. Социальные проблемы современной семьи. Кризис института семьи.

29)Социальная защита семьи и технология её организации.

Государственная семейная политика. Нормативные документы в отношении женщин и детей, семей. Функционал социального педагога в работе с семьёй. Технология организации социальной защиты женщин и детей.

30)Сущность и технология работы социального педагога с семьями «группы социального риска».

Понятие «семья группы риска». Классификация семей группы риска. Направления социально-педагогической работы с семьями «группы риска». Технология оказания различных видов помощи семьям «группы риска».

31)Сущность и технология работы социального педагога с неблагополучными семьями.

Понятие «неблагополучная семья». Классификация неблагополучных семей. Направления социально-педагогической работы с неблагополучными семьями. Технология оказания различных видов помощи неблагополучным семьям.

32)Понятие об информационно-консультационной помощи семье и технология её организации.

Понятие об «информационно-консультативной помощи». Специфика социально-педагогического консультирования семьи. Виды консультаций. Технология организации информационно-консультативной помощи разным типам семей.

33)Делопроизводство как вид профессиональной деятельности социального педагога.

Сущность понятия «делопроизводство» и «документирование». Виды документов. Основные реквизиты документов, требования к их оформлению. Технология работы социального педагога с информационно-справочными документами. Технология работы социального педагога с организационно-распорядительными документами.

Наши рекомендации