Место учебной дисциплины в структуре опоп во
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины Психолого-педагогические основы конструктивного общенияявляется формирование у будущего бакалавра психолого-педагогического образования коммуникативной готовности к самостоятельному решению профессиональных задач, успешно применять навыки межличностного общения, а также совершенствование личностных качеств в практике социально-педагогической деятельности и в других функциональных сферах деятельности бакалавра.
Задачи дисциплины:
1. Формировать у педагога отношение к устной речи как средству воздействия, определяющему его успех в решении педагогических задач.
2. Способствовать раскрытию коммуникативных возможностей педагога, развивать его речевую эрудицию, тренировать речевые способности.
3. Способствовать формированию профессиональных культурно-речевых и риторических умений у будущих бакалавров психолого-педагогического образования.
4. Развивать умение пользоваться средствами и способами гармонизации речевого общения в различных коммуникативных ситуациях.
5. Формировать умение строить конструктивное речевое поведение в различных сферах взаимодействия людей.
6. Вырабатывать установку, необходимую для индивидуальной самостоятельной работы по речевому совершенствованию.
7. Формировать умение выстраивать эффективное взаимодействие с педагогами, администрацией учебного заведения и родителями.
8. Повысить уровень социально-психологической компетентности (культуры) студентов.
9. Способствовать развитию социально-психологической адаптации студентов.
10. Создать благоприятную, психологически комфортную среду инновационной деятельности для участников образовательного процесса.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Психолого-педагогические основы конструктивного общения» входит в раздел учебного плана «Вариативная часть. Дисциплины по выбору» направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование с квалификацией (степенью) <бакалавр>.
Изучение курса рассчитано на один семестр – 5й.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и владения, формируемые у обучающихся в результате освоения предшествующих учебных дисциплин:
2.1. Из курса «Социальная педагогика»:
Знания: специфики профессиональной деятельности социального педагога, функций и видов деятельности социального педагога; образовательной среды, субъектов образовательного пространства; категорий детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.
2.2. Из курса «Общая психология»:
Знания: основных понятий: понимание как механизм сознания и как способ овладения смыслами; мотивация, интерпретация; типов трудных в общении людей.
Умения: организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; уметь устанавливать контакт с другим человеком; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.
Владения: способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся
2.3. Из курса «Конфликтология»:
Знания: основных понятий: конфликт; сущность и формы конфликтов, типы, виды конфликтов, особенности и характеристики конфликтов различного типа; социокультурных закономерностей и особенностей межкультурных взаимодействий; закономерностей и особенностей возникновения и развития социальных конфликтов в российском обществе; способов профилактики и разрешения конфликтов.
Умения: выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; осуществлять технологии посредничества в конфликте; проводить мониторинг конфликтности локальных социумов и социальной напряженности в них; владеть общими правилами и технологией диагностики конфликтов; учитывать психолого-педагогические особенности субъектов образовательной среды.
Владения: технологией выстраивания отношений между различными субъектами образовательного пространства в социально-педагогической деятельности; способами регуляции поведения и деятельности человека.
2.4. Из курса «Стилистика научной речи»
Умения: логически строить тексты различных жанров; варьировать языковые средства в зависимости от стиля и жанра текста.
Владения: языковыми средствами научного стиля; навыками анализа научного текста; навыками построения учебного монолога, научного текста.
2.5. Из курса «Культура речи»:
Знания: основных понятий: коммуникация, общение, взаимодействие, языковая норма, культура речи, коммуникативная ситуация, речевой (коммуникативный) акт, коммуниканты, субъект речи (адресант, коммуникатор), адресат (реципиент), текст, текстовая деятельность, межличностная коммуникация, диалог, монолог, цели и функции коммуникации, невербальные средства общения, речевой этикет.
Умения: анализировать тексты различных стилей; работать с текстом – анализировать, составлять в соответствии с целью, замыслом, типом и стилем речи; умение логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь.
Владения: нормами русского литературного языка, навыками выступления перед аудиторией, построения учебного диалога с педагогом и студентами; пользования толковыми и другими нормативными словарями.
2.6. Из курса «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»:
Знания: специфики этики и культуры межличностного общения в психолого-педагогической деятельности; основных правил культуры общения и поведения социального педагога в психолого-педагогической деятельности.
Умения: учитывать общие, специфические и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения человека в психолого-педагогической деятельности; организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; соблюдать принципы профессиональной этики; применять на практике правила профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности; владеть приемами психической саморегуляции; устанавливать контакт с другим человеком; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.
Владения: способами выявления интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в психолого-педагогической деятельности; навыками профессиональной и личностной рефлексии в психолого-педагогической деятельности.
2.7. Из курса «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»:
Знания: основ психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса; психолого-педагогические средства и способы взаимодействия участников образовательного процесса.
Умения: устанавливать контакт с другим человеком; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.
Владения: методами, средствами конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса; владеть приемами бесконфликтного поведения.
2.8. Из курса «Иностранный язык»:
Знания: основных понятий: коммуникация, коммуниканты, текст, диалог, значение, смысл.
Владения: пользоваться словарем.
2.9. Из курса «Информатика»:
Владения: владеет основными способами и средствами получения, хранения и переработки информации, имеет навыки работы на компьютере как средством управления информацией.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· «Поликультурное образование»,
· «Профессиональные коммуникации».
Приобретенные знания, умения и владения в процессе изучения дисциплины «Психолого-педагогические основы конструктивного общения» являются базовыми для последующей социально-педагогической и комплексной практик, а также необходимы для коммуникативной деятельности в процессе подготовки и проведения итоговой государственной аттестации.