Место учебной дисциплины в структуре опоп во

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины Психолого-педагогические основы конструктивного общенияявляется формирование у будущего бакалавра психолого-педагогического образования коммуникативной готовности к самостоятельному решению профессиональных задач, успешно применять навыки межличностного общения, а также совершенствование личностных качеств в практике социально-педагогической деятельности и в других функциональных сферах деятельности бакалавра.

Задачи дисциплины:

1. Формировать у педагога отношение к устной речи как средству воздействия, определяющему его успех в решении педагогических задач.

2. Способствовать раскрытию коммуникативных возможностей педагога, развивать его речевую эрудицию, тренировать речевые способности.

3. Способствовать формированию профессиональных культурно-речевых и риторических умений у будущих бакалавров психолого-педагогического образования.

4. Развивать умение пользоваться средствами и способами гармонизации речевого общения в различных коммуникативных ситуациях.

5. Формировать умение строить конструктивное речевое поведение в различных сферах взаимодействия людей.

6. Вырабатывать установку, необходимую для индивидуальной самостоятельной работы по речевому совершенствованию.

7. Формировать умение выстраивать эффективное взаимодействие с педагогами, администрацией учебного заведения и родителями.

8. Повысить уровень социально-психологической компетентности (культуры) студентов.

9. Способствовать развитию социально-психологической адаптации студентов.

10. Создать благоприятную, психологически комфортную среду инновационной деятельности для участников образовательного процесса.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Психолого-педагогические основы конструктивного общения» входит в раздел учебного плана «Вариативная часть. Дисциплины по выбору» направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование с квалификацией (степенью) <бакалавр>.

Изучение курса рассчитано на один семестр – 5й.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и владения, формируемые у обучающихся в результате освоения предшествующих учебных дисциплин:

2.1. Из курса «Социальная педагогика»:

Знания: специфики профессиональной деятельности социального педагога, функций и видов деятельности социального педагога; образовательной среды, субъектов образовательного пространства; категорий детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.

2.2. Из курса «Общая психология»:

Знания: основных понятий: понимание как механизм сознания и как способ овладения смыслами; мотивация, интерпретация; типов трудных в общении людей.

Умения: организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; уметь устанавливать контакт с другим человеком; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.

Владения: способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся

2.3. Из курса «Конфликтология»:

Знания: основных понятий: конфликт; сущность и формы конфликтов, типы, виды конфликтов, особенности и характеристики конфликтов различного типа; социокультурных закономерностей и особенностей межкультурных взаимодействий; закономерностей и особенностей возникновения и развития социальных конфликтов в российском обществе; способов профилактики и разрешения конфликтов.

Умения: выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; осуществлять технологии посредничества в конфликте; проводить мониторинг конфликтности локальных социумов и социальной напряженности в них; владеть общими правилами и технологией диагностики конфликтов; учитывать психолого-педагогические особенности субъектов образовательной среды.

Владения: технологией выстраивания отношений между различными субъектами образовательного пространства в социально-педагогической деятельности; способами регуляции поведения и деятельности человека.

2.4. Из курса «Стилистика научной речи»

Умения: логически строить тексты различных жанров; варьировать языковые средства в зависимости от стиля и жанра текста.

Владения: языковыми средствами научного стиля; навыками анализа научного текста; навыками построения учебного монолога, научного текста.

2.5. Из курса «Культура речи»:

Знания: основных понятий: коммуникация, общение, взаимодействие, языковая норма, культура речи, коммуникативная ситуация, речевой (коммуникативный) акт, коммуниканты, субъект речи (адресант, коммуникатор), адресат (реципиент), текст, текстовая деятельность, межличностная коммуникация, диалог, монолог, цели и функции коммуникации, невербальные средства общения, речевой этикет.

Умения: анализировать тексты различных стилей; работать с текстом – анализировать, составлять в соответствии с целью, замыслом, типом и стилем речи; умение логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь.

Владения: нормами русского литературного языка, навыками выступления перед аудиторией, построения учебного диалога с педагогом и студентами; пользования толковыми и другими нормативными словарями.

2.6. Из курса «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»:

Знания: специфики этики и культуры межличностного общения в психолого-педагогической деятельности; основных правил культуры общения и поведения социального педагога в психолого-педагогической деятельности.

Умения: учитывать общие, специфические и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения человека в психолого-педагогической деятельности; организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; соблюдать принципы профессиональной этики; применять на практике правила профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности; владеть приемами психической саморегуляции; устанавливать контакт с другим человеком; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.

Владения: способами выявления интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в психолого-педагогической деятельности; навыками профессиональной и личностной рефлексии в психолого-педагогической деятельности.

2.7. Из курса «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»:

Знания: основ психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса; психолого-педагогические средства и способы взаимодействия участников образовательного процесса.

Умения: устанавливать контакт с другим человеком; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.

Владения: методами, средствами конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса; владеть приемами бесконфликтного поведения.

2.8. Из курса «Иностранный язык»:

Знания: основных понятий: коммуникация, коммуниканты, текст, диалог, значение, смысл.

Владения: пользоваться словарем.

2.9. Из курса «Информатика»:

Владения: владеет основными способами и средствами получения, хранения и переработки информации, имеет навыки работы на компьютере как средством управления информацией.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· «Поликультурное образование»,

· «Профессиональные коммуникации».

Приобретенные знания, умения и владения в процессе изучения дисциплины «Психолого-педагогические основы конструктивного общения» являются базовыми для последующей социально-педагогической и комплексной практик, а также необходимы для коммуникативной деятельности в процессе подготовки и проведения итоговой государственной аттестации.

Наши рекомендации