Университет есть собрание ученых людей, которые наукам вы- соким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и

Философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых

Людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попече- ния не имеют.

Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, однакож де обои сии здания в иных государствах для множества уче-

Ных людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого со- общения между собой не имеют, дабы Академия, которая токмо о про- ведении художеств и наук в лучшее состояние старается, учением в спекуляциях (размышлениях) и разысканиях своих, отчего как профес- соры в университетах, так и студенты пользу имеют, помешатель- ства не имела, а Университет некоторыми остроумными разыскани- ями и спекуляциями от обучения не отведен был и тако младые люди оставлены были.

Понеже ныне в России здание к возращению художеств и наук учи- нено быть имеет, того ради невозможно, чтоб следовать в прочих

Государствах принятому образцу, но надлежит смотреть на состоя-

ние здешнего государства как в рассуждении обучающих, так и обуча- ющихся, и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешнем временем распро- странялась, но и чрез обучение и расположение оных пользы в народе впредь была … .

И токо потребнее всего, чтобы здесь таковое собрание заведено было, ежели бы из самолучших ученых людей состояло, которые до-

вольны суть:

Науки производить и совершить, однакож де, чтоб они тем нау- кам

Младых людей (ежели которые из оных угодны будут) публично

Обучали и чтоб они

Некоторых людей при себе обучали, которые бы младых людей первым фундаментам (основательствам) всех наук обучать

Могли.

§6. И таким бы образом одно здание с малыми убытками тое же бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные со- брания чинят, ибо оная:

Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудилось;

Егда оные же члены те художествы и науки публично учить бу-

Дут, то подобна оная будет Университету и такую ж прибыль произведет;

Когда данные академикам младые люди, которым от е.и.в. до- вольно жалованье на пропитание определено будет, от них нау-

Ку принявши и пробу искусству учинивши, младых людей в пер- вых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж по-

лезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум».

История педагогики в России: Хрестоматия. - М., 1999. - С. 71-73.

5. Проанализируйте выдержку из «Наставления касательно знания и того, что потому от детей требуется», написанного Екатериной II. Какие педагогические идеи, заложенные в нем, актуальны, с вашей точки зрения, для современной педагогики?

«И для того наивящее дело приставников есть питомцам дать об- ращение учтивое, здравое понятие о вещах, поваживать их к обычаям добрым при всяком случае, вложить в них правила добродетели, послу- шание к Нам, почтение к родителям, любовь к истине, благоволение к роду человеческому, снисхождение к ближнему; исподволь показывать им вещи, каковы суть и каковы быть должны. Поощрять в них охоту

перенимать лучшее, любить достойное, почитать заслуживающее по- чтения, вселять в них стремление и прилежание, нужное к получению успехов и к преодолению препятствий, без чего счастливо достигнуть ни до чего не можно … .

Буде в детях способность духа не будет угнетаема приставниками, то от игры к учению приступать они будут столь же охотно, как к

игре … .

Когда учиться будут непринужденно, но добровольно, тогда тако- жде охотно учиться будут, как играть … .

Страхом научить нельзя: ибо в душу, страхом занятую, не более

Вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

Наши рекомендации