Мониторинг и критерии оценки работы СППС учреждения образования
Оценка деятельности СППС дается на основе глубокого анализа реальных результатов, результа-тов работы, фактов, мнения участников образовательного процесса учреждения.
Основой для оценки ее деятельности является выполнение специалистами СППС функциональных обязанностей и задач службы учреждения образования.
В ходе контроля и анализа результатов работы СППС и ее специалистов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблем, ранее достигнутые результаты, особенности жизни кол-лектива учреждения и социальной среды, динамику результативности работы СППС.
Основными методами изучения деятельности СППС и ее специалистов являются: анализ отчетности и документации службы, общих отчетных документов учреждения образования, прак-тического опыта специалистов СППС и беседы с воспитанниками, их родителями и педагогами.
Собранная информация является первичной основой для выводов, замечаний и предложе-ний. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, выявление резервов повышения качества и эффективности работы.
Основными критериями оценки работы СППС и ее специалистов является соответствие со-держания деятельности основной цели СППС:
• содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, в семье и социальном окружении;
• кадровый состав и профессиональный рост специалистов (участие в работе регио-нальных методических объединений, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства, и т. д.); участие специалистов службы в информационно-просветительской работе (выступления перед общественностью, в периодической печати и других средствах массовой информации по вопросам профессиональной деятельности, развития науки и практики);
• создание условий для эффективной работы (материально-техническое и методиче-ское обеспечение рабочих кабинетов, сохранность вверенного имущества);
• наличие и состояние документации (ее качество, регулярное и четкое ведение, дос-таточность и системность данных о воспитанниках и их семьях, составление социально-педагогических характеристик образовательного учреждения и его микрорайона в полном объеме и т. д.);
• обоснованность, актуальность, качество и эффективность оказываемой социально-педагогической и психологической помощи;
• работа в системе семейно-общественного воспитания (взаимодействие с родителями, опекунами, организациями); качественные изменения в работе с посетителями (учащимися, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов положитель-ных изменений в поведении, личностных характеристиках;
• действенность профилактической работы;
• развитие социальных инициатив детей и взрослых, успешная деятельность их обще-ственных объединений;
• динамика включенности воспитанников и родителей в социально значимые виды деятельности;
• динамика социально-педагогических и психологических условий жизнедеятельности коллектива учреждения образования;
• наличие системы психолого-педагогического просвещения воспитанников, родите-лей, педагогов (формы и активные методы этой работы);
• участие специалистов службы в психолого-педагогических экспертизах принимае-мых в учреждении образования решений и программ, в конкурсных комиссиях, выпускных и при-емных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в аттестациях педкадров;
• взаимодействие специалистов с центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогическими учреждениями и другими центрами помощи детям и их родителям, с общественными организациями, институтами повышения квалификации и т. п.
Учитывая специфику работы СППС, ее приоритетности, следует помнить, что количест-венный и регламентированный подход к оценке качества работы специалистов СППС может ока-заться слишком общим и далеким от объективности. В то же время и чисто качественный подход в оценке трудно осуществим ввиду невозможности разработки исчерпывающих объективных измерителей.