Формирование основ нравственной культуры личности. Все мы явл членами соци-ой системы и находясь во множестве общест-ны и личных связей между собой, люди должны быть организованы
Все мы явл членами соци-ой системы и находясь во множестве общест-ны и личных связей между собой, люди должны быть организованы, соблюд. соответ-ие нормы и требования. Вот почему в каждом общесте выраб-ся правила, предписани ф-ей кот. явл. регуляцией поведения людей Такую регулятивную функцию, правовые нормы, разные уставы и инструкции, распоряжения наконец, мораль или нравственность. Нравственностьчел. — совокупн. сознания, навыком и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований. Мораль как форма обществ. сознания есть сумма правил, требований., норм, регулир. отношения и взаимод. людей, их поведение. В нормах, правилах и требованиях морали отраж. те нравственные отношения, кот. должны опред. поведение и дея-сти личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, кажд. чел. должен добр-тно относиться к труду, быть бережливым, скромным, честным,. Чтобы осущ-лять НВ, необх. знать содержание тех отношений, на осн. кот. происходит формир. личностных качеств. Это содержание включ. в себя: *отношение к политике гос-ва, к Родине, (гражд-ность, патриотизм), *отнош к труду (трудолюбие)*отнош к общ. достоянию, и природе (бережливость, забота) *отнош к людям (коллективизм, гуманность, культура общения, *отнош к себе (чес-ть, пра-сть, скромность). Нормы и правила морали такого обязательного хар-ра не носят и поддерживаются силой общ. мнения, сложившимися обычая ми и традициями. Для этого в этике сущ. 2 моральные категории — добро и зло. Соблюд. нравств. требований и их поддержка ассоциируется с добром. Нарушение этих норм моральное зло. Нравств. воспитание (НВ)— целенап-ное и систе-кое возд. на сознание, чувства и поведение восп-ов с целью форм-ния у них нравс качеств, соотве-щих требованиям общ-ной морали. Как результат нравственного воспитания выступает нравственность человека.задачи НВ:1.Формир. нравств. сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совм. дея-сть уч-ля и уча-ся по усвоен. правил и норм поведения.Форми-ние нравс сознания проходит 4 стадии: 1 Представления (реб. знает, что такое хорошо и что такое плохо).2Понятия (реб. может объяснить, что такое; хорошо и что такое плохо).3Убеждения (реб. для себя опред., что такое хорошо и что такое плохо).4Поступок, действие (реб. проявл. свет установки в поступках).2Воспит и разв нрав чувств —воздействие учи-ля на сознание и эмоц. сферу уча-хся с целью развития у них нрав чувств (гордость за что-то, кого-то, стыд, сочувствие, ответственность,. Использ. методы: личный пример, внушение., совет 3Выработка умений и привычек нравс поведения заключ. в форм-ии у уч-ся посредством спец упраж культуры поведения. необх. включ. уч-ся в раз-е виды дея-сти: уч.-познав., гражд.-патриот., обществ., трудовую, природоохранную, Содержание НВ опред. концепцией воспитания детей и уч-ся молодежи в РБ, общими целями воспитания, моралью общества,и отражается в Программе воспит детей и молодежи в РБ. НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-полит. аспекта и к усилению психол. направленности, к формир-ии» потребности шк. в саморазвитии.
Все эти методы исп. как в процессе обуч., так и в свободной деятель-ти детей. К формам НВ, кроме спец. уроков, относятся беседы, лекции, дискуссии, темат. вечера, встречи, заочные путешест. Рез-том этой дея-сти явл. нравст восп-нность, выраж. в след. показателях: знание нрав норм, правил, способн. испытнрав чувства (сострадание, совесть, любовь).