Лидер должен быть наставником
Мы поставили это качество в конце списка, однако общеизвестно: каждый крупный лидер в истории был прежде всего учителем. Причем важно уяснить, что наставничество не ограничивается прямыми служебными обязанностями. Лидер должен передавать также свой опыт лидерства. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность, решительность - все черты, которые мы выше обсуждали.
Итак, каким образом менеджер обучает искусству лидерства?
Вспомните педагогов, которые оказали на вашу жизнь большое влияние - будь то в школе или дома, на спортивной площадке или на службе. Это был человек, который помог вам осознать, что вас окружает мир более интересный, волнующий, захватывающий и неисчерпаемый, чем вы предполагали. Это был человек, который научил вас решать проблемы самостоятельно. Он заставил вас напрягать и тренировать мускулы, о существовании которых вы не догадывались. И теперь вы можете использовать эту мускулатуру для решения новых проблем.
Слишком сложно быть лидером
Вы правы. Нужно быть святым, чтобы обладать всеми качествами хорошего лидера. Если бы у вас были все эти качества, вы давно бы были председателем правления фирмы и, конечно же, не стали бы читать эту книгу (хотя есть некоторые председатели правления, которые читали...). Но для начала мы составили перечень требований, на которые вам стоит обратить внимание, чтобы сдвинуться с места в нужном направлении. И в сущности, это не такие уж сложные „задания". Это просто советы несколько изменить ваш взгляд на жизнь, ваше отношение к окружающим, причем так незначительно, что вы сами этого почти не заметите. В самом деле, изменения так невелики, что кто-то должен вам периодически напомнить, чтобы вы не забывали придерживаться этих советов. Но последуйте им хотя бы некоторое время и посмотрите, не получите ли вы воистину фантастические результаты.
Изучайте людей
Люди неисчерпаемо интересны. Если вы не верите этому, найдите несколько минут в день и попробуйте изучать их.
Посылайте импульсы ваших симпатий
Дайте людям знать, что они вас интересуют. Намекните об этом взглядом, языком жестов, любым другим способом. Как-то дайте им понять о вашей искренней заинтересованности.
Будьте любезны
Произносите „здравствуйте", „привет" так, как будто вы действительно рады встрече. Спрашивайте:
..Как вы поживаете?", как будто вас действительно заботят жизнь и дела собеседника. Улыбайтесь. Смотрите прямо в глаза.
Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства
Хорошо выполненная работа заслуживает признания, а порой даже работа, выполненная не полностью, но тоже хорошо, заслуживает особого внимания. Вам абсолютно ничего не стоит похвалить сотрудника, а это может дать отдачу в виде всякого рода неожиданных дивидендов.
Признавайте свои ошибки
Мы уже говорили об этом раньше, но имеет смысл повторить. Признание ошибок будет воспринято как свидетельство силы и власти, а не слабости.
6. Устраняйте с пути собственное „я"
Хотя бы на день вычеркните такие слова, как „я", „мне", „мой" из своего лексикона. Это поразительный эксперимент по самоконтролю, и он может открыть в вашей натуре нечто такое, о чем вы никогда не подозревали.
Посещайте рабочие места ваших сотрудников
Так называемый „менеджмент методом обхода". Это вовсе не означает, что вы должны все время околачиваться у своих сотрудников и создавать впечатление, будто вам некуда девать время. Это означает другое -вы доступны для того, чтобы выслушатьих жалобы, предложения, разделить их озабоченность.
Мы все хорошие парни
Начинайте день с мысли, что ваши подчиненные будут сегодня честны, что дело им удастся с первой попытки, что они не проявят нерешительности, не пойдут на приписки, не станут злословить у вас за спиной. Хотя бы начинайте свой рабочий день таким образом.