Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

Тема 6. Возрастная динамика развития человека в процессе обучения

План

1.Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

2.Учёт индивидуальных особенностей.

Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

1.Младший школьный возраст (6-10 лет).

В 6-летнем возрасте начинаются крупные перемены в жизни ребёнка. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми.

Ведущей деятельностью становится учение, появляются новые обязанности.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению. Идёт интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребёнок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц.

В этом возрасте совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга достигает почти веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 140 г.

Развивается психика ребёнка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения (процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения).

Познавательная деятельность младшего школьника проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Младший школьник может путать цифры ( и 6, мягкий и твёрдый знаки с буквой «р».

Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируются эмоциональностью восприятия. Опираясь на неё, необходимо приучать школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Весь процесс обучения и воспитания ребёнка данного возраста подчинён воспитан7ибю культуры внимания. Необходимы постоянные упражнения в произвольном внимании и волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями (с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности и т.д.).

Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас 4-классника насчитывает около 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что обогащается словарный запас ребёнка, но и в приобретении умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Необходимо в этом возрасте вырабатывать умения самоконтроля при заучивании, навыки самопроверки, знания рациональной организации учебного труда.

Данный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, её роль в процессе социализации личности огромна.

2.Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет) совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX Кл.), характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Данный период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Крупская писала, что в своём развитии подросток уже «ушёл» от детей, но ещё не «пристал» к взрослым.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Значительно возрастает сила мышц. Развитие внутренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов отстаёт от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Неравномерность физического развития подростков оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения их порывисты и плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков с 12-13 лет. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Процессы возбуждения всё ещё преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает поверхностью.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков. Лёгкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится причиной непроизвольного переключения внимания.

В этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность. Подросток стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям.

Средний школьный возраст благоприятный для развития творческого мышления. Необходимо предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. Речь становится образной и выразительной, заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям.

В подростковом возрасте идёт интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своём поведении, ещё не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Свои чувства они проявляют очень бурно, иногда аффективно. Сильно проявляется гнев. Психологи считают подростковый возраст периодом тяжёлого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков очень разнообразны. У нынешних подростков немало ложных идеалов. Мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей, но притягательными могут быть и местные хулиганы. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые и даже антисоциальные.

Некоторые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, тунеядство.

Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют.

3.Старший школьный возраст (15-18 лет).

В этом возрасте завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета. Увеличивается мышечная сила. Завершается первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий.

Это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения.

Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам.

Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определённый характер и крайне необходима для самоутверждения личности.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуальные качества. Ценятся живость ума, находчивость, умение чувствовать проблему, быстро ориентироваться.

В этом возрасте развивается умение комплексной оценки человека.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Более отчётливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрослости становится глубже. Появляется стремление выразить свою индивидуальность: у некоторых это стремление приобретает гипертрофированные размеры (т.е.любым способом им хочется обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений.

Наши рекомендации