Интерпретация результатов теста. Определение интегрального показателя общих способностей.
Назначение теста
Определение интегрального показателя общих способностей.
Инструкция к тесту
Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.
Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:
- "Быстрый" является противоположным по смыслу слову:
1 - тяжелый, 2 - упругий, 3 - скрытный, 4 - легкий, 5 - медленный.
Правильный ответ: 5
- Бензин стоит 44 цента за литр. Сколько стоит 2,5 литра?
Правильный ответ: 110центов или 1,1 доллар.
- Минер-минор. Эти два слова являются:
1 - сходными, 2 - противоположными, 3 - ни сходными, ни противоположными по значению.
Правильный ответ: 3.
Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо - пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут.
После команды «Начали!» переверните страницу и начинайте работать.
Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку.
Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды.
Начали!
Тестовый материал
- Одиннадцатый месяц года - это:
1 - октябрь, 2 - май, 3 - ноябрь, 4 - февраль. - "Суровый" является противоположным по значению слову:
1 - резкий, 2 - строгий, 3 - мягкий, 4 - жесткий, 5 - неподатливый. - Какое из приведенных ниже слов отлично от других:
1 - определенный, 2 - сомнительный, 3 - уверенный, 4 - доверие, 5 - верный. - Ответьте Да или Нет.
Сокращение "н.э." означает: "нашей эры" (новой эры)? - Какое из следующих слов отлично от других:
1 - петь, 2 - звонить, 3 - болтать, 4 - слушать, 5 - говорить. - Слово "безукоризненный" является противоположным по своему значению слову:
1 - незапятнанный, 2 - непристойный, 3 - неподкупный, 4 - невинный, 5 - классический. - Какое из приведенных ниже слов относится к слову "жевать" как обоняние и нос:
1 - сладкий, 2 - язык, 3 - запах, 4 - зубы, 5 - чистый - Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
Sharp M.C. Sharp M.C.
Filder E.H. Filder E.N.
Connor M.G. Conner M.G.
Woesner O.W. Woerner O.W.
Soderquist P.E. Soderquist B.E.
- "Ясный" является противоположным по смыслу слову:
1 - очевидный, 2 - явный, 3 - недвусмысленный, 4 - отчетливый, 5 - тусклый. - Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов заработав при этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?
- Слова "стук" и "сток" имеют:
1 - сходное значение, 2 - противоположное, 3 - ни сходное, ни противоположное. - Три лимона стоят 45 центов. Сколько стоит 1,5 дюжины.
- Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?
5296 5296
66986 69686
834426 834426
7354256 7354256
61197172 61197172
83238224 83238234
- "Близкий" является противоположным слову:
1 - дружеский, 2 - приятельский, 3 - чужой, 4 - родной, 5 - иной. - Какое число является наименьшим:
6 0,7 9 36 0,31 5 ? - Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.
одни ухода они гостей после наконец остались
- Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?
- Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?
- "Восходить" и "возродить" имеют:
1 - сходное значение, 2 - противоположное, 3 - ни сходное, ни противоположное. - Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно - Н.
Мхом обороты камень набирает заросший.
- Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их:
1. Держать нос по ветру.
2. Пустой мешок не стоит.
3. Трое докторов не лучше одного.
4. Не все то золото, что блестит.
5. У семи нянек дитя без глаза. - Какое число должно стоять вместо знака «?»:
73 66 59 52 45 38 ? - Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:
1 - июне, 2 - марте, 3 - мае, 4 - ноябре. - Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:
1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.
Все передовые люди - члены партии.
Все передовые люди занимают крупные посты.
Некоторые члены партии занимают крупные посты.
- Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?
- Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
- Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 доллара. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 центов?
- Расстилать и растянуть. Эти слова:
1 - схожи по смыслу, 2 - противоположны, 3 - ни схожи, ни противоположны. - Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат:
- Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:
1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.
- Автомобиль стоимостью 2400 долларов был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
- Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция:
- На платье требуется 2 1/3м. ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
- Значения следующих двух предложений:
1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.
Трое докторов не лучше одного.
Чем больше докторов, тем больше болезней.
- Увеличивать и расширять. Эти слова:
1 - сходны, - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны. - Смысл двух английских пословиц:
1 - схож, 2 - противоположен, 2 - ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.
- Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
- Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению:
1 - схожи, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны. - Если бы полкило картошки стоило 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов?
- Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили:
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6. - Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются:
1 - сходными, 2 - противоположными, 3 - ни сходными. ни противоположными. - Сколько соток составляет участок длиною 70 м и шириной 20 м?
- Следующие две фразы по значению:
1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.
- Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить се сто раз?
- Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место:
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14? - Три партнера по акционерному обществу (АО) решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 долларов, К. - 3500 долларов, П. - 2000 долларов. Если прибыль составит 2400 долларов, то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
- Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл:
1. Куй железо, пока горячо.
2. Один в поле не воин.
3. Лес рубят, цепки летят.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Не по виду суди, а по делам гляди? - Значение следующих фраз:
1 - сходно, 2 - противоположно, 3 - ни сходно, ни противоположно.
Лес рубят щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
- Какая из этих фигур наиболее отлична от других?
- В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?
Примечание редактора
Некоторые задания в вопросах могут быть изменены на аналогичные. Корни этого в различных модификациях теста (Э.Ф.Вандерлик, В.Н.Бузин и, возможно, другие). Например:
- 16: есть соль любовь жизни.
- 24:Все предметы из камня тонут в воде.
Данный предмет не утонул в воде.
Данный предмет не из камня.
Ключ к тесту
Чтобы увидеть материал целиком вам необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.
Интегральный показатель общих умственных способностей (Ип) равен количеству правильно решенных задач.
Интерпретация результатов теста
Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.
Величина показателя Ип | Уровень общих умственных способностей |
13 и меньше | низкий |
14-18 | ниже среднего |
19-24 | средний |
25-29 | выше среднего |
30 и больше | высокий |
Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей. Данная методика позволяет выделить эти параметры и проанализировать их.
Способности обобщения и анализа материала устанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы. Эти задания требуют абстрагирования от конкретной фразы и перехода в область интерпретации смыслов, установления их пересечений и нового возврата к конкретным фразам.
Гибкость мышления как компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы. Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления (например, такие задания, как №11).
Инертность мышления и переключаемость - это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.
Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (24, 27, 31 и др.). Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.
Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями №8 и 13. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.
Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком. Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).
Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни испытуемые решают все задачи подряд. Другие - только те, которые для них легки и решаются ими быстро. Определение легкости решения очень индивидуально. Здесь к тому же проявляются склонности тестируемых. Некоторые из них просматривают напечатанные на данном листе теста задания и выбирают сначала задачи математические, имеющие числовое содержание, а другие, пользуясь этой стратегией, предпочитают задачи вербальные.
Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве.
Таким образом, методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.
Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания.
- Например, если испытуемый не выполнил задания №10, 13, то ему нужно рекомендовать упражнения, развивающие концентрацию и распределение внимания.
- Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа №2, 5, 6, то в этом случае ему поможет чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей, а также полезно решать лингвистические задачи.
- Если испытуемый плохо выполнил числовые задачи, то для развития соответствующего свойства полезны сборники головоломок.
- В случае, когда у испытуемого вызывали проблемы задачи, требующие пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении.
Источники