Тема 1: Диагностика уровня речевого развития детей: разбор детских случаев.
Программа курсов повышения квалификации
Преподаватель курса:Елена Евгеньевна Китик – логопед-дефектолог; к.пед.н., доцент, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО;
Общий стаж профессиональной деятельности: 25 лет (практикующий логопед, преподаватель логопедии в вузе, старший научный сотрудник в научно исследовательском институте).
Сфера практических интересов:диагностика речевых нарушений; дифференциальная диагностика в команде специалистов – невролога, специального психолога, психиатра; коррекция речевых нарушений у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста; консультирование специалистов по планированию и проведению логопедической работы в сложных случаях; консультирование родителей по налаживанию взаимодействия и коммуникации, развитию речи детей в семье.
Преподавательская деятельность:чтение лекций и проведение практических занятий в вузе, на курсах повышения квалификации по всем дисциплинам курса «Логопедия», по курсам «Информационные технологии в специальном образовании», «Онтогенез речевого развития».
Научные интересы:проектирование и разработка виртуальных инструментов для профессиональной подготовки логопедов; применение специализированных компьютерных программ в логопедической работе с детьми.
Тема: Современные логопедические технологии диагностики и коррекции речевых нарушений.
Тема 1: Диагностика уровня речевого развития детей: разбор детских случаев.
Для кого:логопеды и дефектологи, работающие в системе образования, здравоохранения и социальной защиты; преподаватели высших учебных заведений, осуществляющие подготовку логопедов и дефектологов; магистранты и аспиранты по направлениям «специальная психология» и «коррекционная педагогика»; педагоги и психологи общего образования, работающие с детьми с ОВЗ.
Программа курса:
· Мы рассмотрим современные технологии диагностики уровня речевого развития детей разного возраста;
· Сделаем акцент на вопросах дифференциальной диагностики: речевых нарушений и схожих состояний (интеллектуальных нарушений, расстройств аутистического спектра и др.), отдельных видов речевых нарушения (алалии и дизартрии и др.)
· Обсудим особенности проведения диагностики речевого развития ребенка в условиях реализации ФГОС: подбор диагностических методик, оценка уровня общего и речевого развития, формулировка заключения, выбор образовательного маршрута.
· Познакомимся с компьютерными программами для диагностики устной и письменной речи детей.
Вы научитесь:
· Определять уровень речевого развития ребенка, квалифицировать отклонения и прогнозировать примерные сроки логопедической работы;
· Отличать речевые нарушения первичного характера от нарушений речи при интеллектуальных нарушениях, расстройствах аутистического спектра;
· Проводить дифференциальную диагностику внутри группы речевых нарушений: стертых форм дизартрии и дислалии, дизартрии и моторных форм алалии, афферентной и эфферентной моторной алалии;
· Проводить диагностику речевого развития детей раннего возраста, выявлять причины возникновения задержки в развитии речи.
· Проводить диагностику устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, анализировать полученные результаты и формулировать логопедические заключения;
Вы получите:
· Практический опыт по выявлению уровня речевого развития детей разного возраста на материале анализа видеофрагментов логопедического обследования детей;
· Практический опыт диагностики речевых нарушений в виртуальной среде, при работе с компьютерными программами для профессиональной подготовки логопедов;
· Перечень дифференциальных признаков, позволяющий в процессе диагностики отграничивать речевые нарушения от сходных состояний;
· Перечень рекомендуемых диагностических методик и методических материалов для проведения логопедического обследования;
· Форматы логопедических заключений, ориентированные на выбор образовательных маршрутов в условиях реализации ФГОС;
· Рекомендации по повышению эффективности диагностики устной и письменной речи детей за счет применения в процессе логопедического обследования специализированных компьютерных инструментов.