Определение перспектив на следующий год

В следующем году мы планируем включиться в практику к ученым психологам, социологам. С одной стороны, нам это необходимо для того, чтобы выделить организацию постановки исследовательской задачи, с другой – определить, какие задачи решает психолог, с третьей – установить, какая подготовка осуществляется перед постановкой исследовательской психологической задачи.

На интенсивной школе хотелось бы апробировать разработанное методическое сопровождение школьников в процессе постановки исследовательской задачи. Содержание образовательной интенсивной школы «Экспедиция к успеху» должно быть направлено на закрепление базовых исследовательских умений, необходимых для выполнения исследовательской работы.

Педагогам–организаторам, руководителям, необходимо освоить методы математической статистики. С одной стороны, это необходимо для того, чтобы педагоги могли решать разные задачи: обрабатывать фактический материал, получать новые дополнительные объективные данные, с другой – обучать школьников данным методам.

Мы определили малый теоретический аспект следующего года – реконструкция научного мышления, выделить методологию науки.

Одной из основных задач в следующем учебном году, на данный момент мы видим процесс проектирования организации гуманитарной лаборатории на интенсивной школе «Экспедиция к успеху».

Мы видим необходимым установление связей учебного и внеучебного пространства. Для этого необходимо сконструировать внеучебного пространство, спроектировать событийность. Результатами нашей работы мы видим в следующем:

· Школьники умеют наблюдать

· Описывать свои наблюдения

· Владеют аналитическими способностями

· Владеют методами эмпирических исследований

· Умеют сопоставлять научные работы со своими работами

· На базовом уровне владеют методом моделирования

· При работе с текстом: умеют выделять главное, анализировать, сравнивать, сопоставлять, осуществляют попытки к интерпретации текста

Образовательным результатом исследовательской деятельности, являются новые знания об окружающем мире, о себе. Новыми они являются только для юных исследователей

Важно определить перспективы нашей работы в следующих направлениях:

1) Включение в практику профессионалов, для понимания процесса постановки исследовательской задачи ученых

2) Апробация разработанного методического сопровождения школьников в процессе постановки исследовательской задачи.

3) Освоение методов математической статистики педагогами

4) Реконструкция научного типа мышления

5) Процесс проектирования гуманитарной лаборатории интенсивной школы «Экспедиция к успеху»

6) Проектирование досугового пространства, как пространства событийности, т.е ситуации развития.

С детальным описанием замысла нашей дальнейшей работы, Вы можете ознакомиться в Приложении А.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного теоретического анализа и экспериментальной пробы постановки исследовательского задания, была достигнута цель - спроектированы педагогические условия, способствующие началу решения исследовательской задачи и переходу от отказа от решения к продуктивному действию.

К этим условиям мы относим:

1) Конструирование внеучебного пространства;

2) Особая организация учебного пространства, основой которой служит исследовательская задача;

3) Подготовка учителей позволяет сопровождать учебно-исследовательскую работу школьников;

Переход от отказа от решения к продуктивному действию будет возможен, если:

– исследовательская задача будет содержать вариативность решения;

–условие задачи будет содержать специфику исследовательских действий внутри предмета;

–внеучебное пространство будет содержать ситуации «проживания» исследования

На школе не удалось обнаружить спроектированного внеучебного пространства, в котором бы происходило обсуждение ресурсов, дефицитов школьников, где бы осуществлялись ситуации затруднений, связанные с преодолением социальных, коммуникативных ограничений на интенсивной школе «Экспедиция к Успеху», поэтому можно считать гипотезу частично подтвержденной.

Школьникам, которые впервые приехали на интенсивную школу «Экспедиция к успеху», мотивации оказалось недостаточно. Некоторые формы заданий, которые оказались непривычными школьникам, должны были по нашим полаганиям усилить интерес учащихся, а в результате «отпугнули» их. К сожалению, учащиеся часто не видят возможности саморазвития и самообразования, которые предлагают им педагоги – руководители. Поэтому педагогам, необходимо мотивировать учащихся, указывать на образовательные результаты учебно-исследовательской деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аронов А. М., Баженова К. А. Очерки об исследовательской деятельности: учебно-методические материалы для курсов повышения квалификации «Нормы и требования к процессу и результату учебно-исследовательской деятельности школьников». – Красноярск, КДПиШ, КРДМОО «Научное общество учащихся», 2008. – 42 с.

2. Баженова К.А. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов – руководителей исследовательской деятельностью школьников: дис…канд.пед.наук: 13.00.08 Чита, 2009.

3. Баженова К.А., Ермаков С.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников второй ступени: базовый тип действия//Сб.материалов конференции «Педагогика развития», Красноярск, 2012.

4. Бурдье П. Социология социального пространства. М., СПб., 2007. С. 87—96.

5. Жоголева Е.Е. Исследовательская работа школьников// научно-методический журнал. 2012. № 2. С.30-31

6. Иванова Н.С. Исследовательская работа школьников// научно-методический журнал. 2012. № 4. С.23-25

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.

8. Медведева М.В. Формирование экологической культуры подростков: из опыта работы регионов России. – М., Издательство ИКАР, 2009.-304с.

9. Мехонцева Д.М. Самоуправление и управление: Вопросы общей теории систем: Монография / Предисловие С.С. Волкова. – Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. 248 с.

10. Павлов С. В., Баженова К. А. Постановка исследовательской задачи в образовании // Концепт. – 2012. – № 12 (декабрь). – ART 12170. – 0,5 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12170.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

11. Переслегин, С. О соотношении гуманитарного и естественнонаучного познания в междисциплинарных исследованиях / С. Переслегин // О себе, о родных, друзьях и учителях и проблемах современной науки / сайт С. П. Курдюмова / Центр "Стратегии динамического развития". - Москва. - 2007.

12. Плюснин Ю.М.Пространственное поведение человека (методы проксемических исследований). – Новосибирск: Институт философии и права Сибирского отделения РАН, 1990. - 45 с.

13. Розин В.М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке.– M.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.–208с

14. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления.– M.: Эдиториал УРСС, 2000.–248с.

15. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

16. Файн Т.Н. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников// Практика административной работы в школе.2003. №7. С.35-40

17. Шейнов В.П.Психологическое влияние. – М.: Харвест, 2007. - 640 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

Этапы Работа Ресурсы Примечания Сроки Результат
Работа с источниками 1)Реконструкция образа науки 2)Реконструкция научного мышления 3)Построение образа «успешного» школьника, студента 1)А.И.Ракитов курс лекций по логике науки 2)Э.Г.Юдин – «методология науки» 3)П.Г.Щедровицкий «Роль методологического мышления в становлении современных «сквозных» («пронизывающих») компетенций и капитализации человеческих ресурсов» При возникновении трудностей с материалом обращаться к научному руководителю, организовывать встречи при возможностях руководителя и эксперта в области образования Павлова С.В. Июль – сентябрь (2013г) Сформированный образ современной науки; создание образа школьника, студента, умеющего решать задачи
Подготовительный этап Разработка диагностической методики Семинар с К.А. и С.В. Ключевые вопросы: «Что целесообразно знать школьникам о социальной психологии, исследовательской задаче, что ее решить?»; Минимальный барьер, позволяющий «взять» задачу, т.е.начать ее решать. Форум – проведение опроса с целью диагностики.   Анкета должна отражать уровень остаточных знаний школьников. Для этого необходимо предъявить требования к анкетированию, т.е.к знаниям школьников. Август – сентябрь (2013г) Выделение критериев (знаний), позволяющих начать решать исследовательскую задачу в гуманитарной области.
  Проектирование внеучебного пространства. 1)Вводный семинар 2) Обсуждение заданий 3)Работа с собой Вводный семинарс К.А. вопросы: -как организовать собственный опыт телесной практики, на что следует обращать внимание - организация телесной практики с детьми - что необходимо уметь делать руководителю (навыки, умения, знания) Семинар с обсуждением заданий (К.А. и С.В.) - категория игр - типы заданий (Игры и задания должны способствовать развитию определенных качеств, навыков) Включаться в телесные практики. При необходимости взять группу детей и под свою ответственность поставить небольшой номер, для упражнения и закрепления телесных навыков. Посещение конструктивных семинаров, целью которых является развитие мелкой моторики и творческих навыков (август 2013г.) Август – октябрь (2013г) - знания об организации телесной практики; - разработанное примерное содержание внеучебного пространства

Реализация - Апробирование методического курса (педагогическое сопровождение групп школьников 7-11кл. при выполнении исследовательского задания по направлению социальная психология) «на местах» в г.Красноярске. -апробация курса на интенсивной школе «Экспедиция к успеху», коррекция   Необходима помощь в поиске групп школьников. Ограничение: школы не ориентированные на занятие учебно-исследовательской деятельностью; курс предполагает несколько занятий, а не одно, необходимо организовывать встречи, контролировать присутствие школьников. Апробирование в г.Красноярске необходимо для того, чтобы обнаружить дефициты детей – это станет основой для проектирования и уточнения содержания «внеучебного пространства» на интенсивной школе «Эку» Октябрь – ноябрь (2013г.) Апробация курса, его коррекция
Включение в практику профессионалов. Наблюдение за тем, как осуществляется постановка исследовательской задачи в гуманитарной области. Н.В.Горлова (?); О.Г.Баландин (?).   Акцентирование внимания на: -подготовку руководителя, педагога -организация (мероприятия), руководство (коммуникация), управление (устройство исследовательского процесса) введенияшкольников в предметность Сентябрь – ноябрь (2013г) - рефлексия полученных знаний; -адаптация знаний и их использование в собственной практике.

Моделирование - зафиксировать феномены на интенсивной школе «Экспедиция к Успеху»; -конструирование ограниченной рамки, в которой будет функционировать модель; - построить модель С.В. Павлов и К.А.Баженова. Семинары, рефлексивные встречи.   1)Определить тип модели (функциональная, организационная) 2)Новизна Предполагается нами опробование структуры известных моделей (где происходит постепенное усложнение модели, соотносятся ожидания с результатами проб) Ноябрь-январь (2013-2014г) Спроектированная модель педагогического сопровождения групп школьников 7 -11 классов при выполнении исследовательского задания

Наши рекомендации