Новое понимание материнской любви.
Предположим, что юная девушка, ставит на первое место духовную жизнь:
она молится, медитирует, выполняет упражнения, чтобы по возможности
приблизиться к высокому идеалу, который она перед собой поставила. Но вот
она выходит замуж, у нее появляется ребенок... И она на первое место ставит
семейную, супружескую жизнь, жизнь ребенка и забывает обо всем остальном.
Проанализируем такое поведение.
Все конечно оправдывают эту молодую женщину и находят нормальным, что
во имя своего ребенка она пожертвовала духовной жизнью;
она мать и это ее ребенок... Все матери и все отцы оправдают ее: в
глазах матери ничто не может быть более важным, чем ее ребенок, ради него
она должна нарушать все божественные законы, и если этот ребенок заболевает
или умирает, она пойдет драться с самим Господом: она обвинит его в
несправедливости и в жестокости. Таким образом понимают любовь и все
восхищаются такой любовью. Но не я, так как если женщина в такой степени
привязана к своему
(57)
ребенку, что забывает даже Бога, то в действительности она любит только
себя, думает только о самой себе, а не о своем ребенке.
Да, это так ясно: удаляясь от Неба, чтобы посвятить себя только своему
ребенку, она его отрывает от божественной жизни, а это настоящая, истинная
жизнь, она отрывает его от этой необъятности света и покоя, которыми ребенок
больше не пользуется. В своей глупой любви, она вынуждает его покинуть
единственное место, где он был бы счастливым, был в безопасности, и стал бы
бессмертным. Думая, что она его спасает, она ведет его к аду, потому что она
держит его вне красоты и гармонии. Итак, вы видите, тысячелетиями существует
в обществе это недоразумение. Мать, любящая своего ребенка, не должна
отрывать его от Неба, где все создания должны расцветать. Если она забывает
Господа и думает только о своем ребенке, то ее мысль не содержит больше этих
невесомых элементов, приходящих из светлых районов -- от самого Божества и
она питает своего ребенка мертвой пищей.
Мать, не сохраняющая в себе привычку быть все время рядом с Господом,
не может излучать около своего ребенка живые и светлые частицы, способные
сделать из него существо исключительное. Она будет бедна и не сможет ничего
ему дать. Ее ординарная любовь создаст ординарного
(58)
ребенка. Он будет, возможно, здоровым и хорошо одетым, но останется
посредственностью, ибо был плохо воспитан -- вдали от Бога. Тогда как мать,
обученная в Посвященческой Школе, пойдет к Господу и скажет ему: "Господи, я
пришла просить Тебя, чтобы Ты дал моему ребенку свет, любовь, здоровье и
красоту Неба..." И когда она вернется, она пропитает его элементами, о
которых обыкновенные матери не имеют представления. Они говорят, что у них
нет времени... Имеют время, но их эгоистическая любовь не позволяет им иметь
подобную философию, вот почему весь мир продолжает населяться
посредственными существами.
Мать никогда не должна заниматься своим ребенком прежде, чем она не
обратилась к Господу, чтобы взять жизнь и дать ребенку. Почему она
воображает, что если она на несколько минут покинет своего ребенка, то он
обязательно умрет? Нет, даже если ребенок в опасности, перед лицом смерти в
то время, когда мать его обращается к Господу, то, когда она возвратится,
она его спасет. Но, если она пренебрегает возможностью отправиться к Господу
и остается рядом с ребенком, то в тот день, когда с ним что-то случится, она
не сможет ему ничем помочь.
Пока отцы и матери привязаны к своей семье в такой степени, что никогда
не осмеливаются
(59)
покидать ее время от времени, чтобы чему-нибудь научиться, они никогда
не смогут ее преобразовать и сделать счастливой. Невозможно преобразовать
членов своей семьи, пока вы остаетесь только рядом с ними. Речь идет не о
том, чтобы покидать свою семью физически, но надо покинуть ее в своих
представлениях, то есть отказаться от ошибочной манеры любить и понимать
членов семьи. Вы скажете: "Но это крестовый поход против наших детей!".
Вовсе нет, и, возможно, я люблю больше ваших детей, чем вы сами: это только
мой анализ. Если и есть кто-то, кто любит ваших детей, так это только я; вы
же не любите их.
Однажды один сын потребовал денег у своей матери на какие-то
сумасбродства и угрожал ей, что покончит с собой, если она не даст ему
денег. И мать ему сказала: "Иди, мое дитя, иди и убей себя, земля не
нуждается в таких людях, как ты. Я хотела бы, чтобы ты был существом
благородным, великим, а ты ведешь себя как преступник. Иди, кончай
самоубийством, это будет лучше... Я поблагодарю Небо, когда ты исчезнешь". И
вот, благодаря этой отчаянной смелости матери, он впервые образумился и
затем стал прекрасным существом. Через несколько лет он говорил: " Моя мать
меня спасла!" Но если бы мать рвала на себе волосы, говоря:
(60)
"О мой, бедный сын, не делай этого, вот тебе деньги", безусловно, она
сделала бы из него палача.
Но это как раз то, что делает большинство родителей: в результате своей
слепой доброты, слабости, мягкости они делают из своих детей палачей. И
затем, они говорят: "Да, но мы их любим..." Так они оправдывают недостаток в
себе педагогических способностей и психологического подхода этой фразой: "Мы
их любим". Вот как понимают любовь! Вместо того, чтобы воскликнуть: "Как мы
слабы и глупы!", говорят: "Мы их любим". Я единственный, кто в это не верит.
За этими словами: "Мы их любим", я слышу: " Какие же мы идиоты!". Да, вот,
что я слышу.
Авраам любил Исаака, но он согласился пожертвовать им, чтобы показать
Господу, что он любил Его больше, чем своего сына. Вопрос, любите ли вы
больше Господа или своего ребенка, возникает всегда, но отцы и матери
никогда не подозревают, что в нем, возможно, заключен и другой вопрос.
Господь, вероятно, хотел проверить любовь Авраама и потребовал от него
пожертвовать своим сыном. Вы скажете: "Как, Господь не был ясновидцем,
чтобы; знать о любви Авраама. Ему было необходимо это проверить?" Нет,
Господь заранее знал, что делает Авраам, Он читал в его сердце, знал его
выели, а вот Авраам не знал что в нем было
(61)
более сильным, а надо было бы чтобы он это узнал. Вот почему Господь
дал ему это испытание. Это испытание было предназначено не Господу, чтобы Он
мог в чем-то убедиться, а самому Аврааму.
Впрочем, все испытания, посылаемые нам Богом, служат только для того,
чтобы мы познали себя. Потому что мы не знаем до какой степени мы можем быть
сопротивляющимися, разумными, сильными, добрыми, благородными или слабыми и
глупыми... Обычно люди питают много иллюзий в отношении себя, когда говорят
: "Я победил это, я преодолел то... Я люблю только Господа.", но перед самым
маленьким испытанием капитулируют и не могут понять, как же это произошло. И
вот притча показывает нам, что Авраам любил больше всего Господа. Он знал,
что поскольку Господь дал ему сына, то Господь может его и забрать.
Тогда почему матери не мыслят таким образом? Они хотят спасти своего
ребенка, покидая Господа; они думают, что достаточно их защиты, чтобы
ребенок был в безопасности. Но какую защиту могут дать матери своим детям,
когда сами они не защищены, потому что повернулись спиной к великому
защитнику? Какая гордыня, какое тщеславие!
(62)
Авраам, действительно бывший Посвященным, не возмутился против Господа
и приготовился пожертвовать своим сыном. И поскольку Господь это совсем не
кровавый монстр, то в последнюю минуту он заменил Исаака ягненком.
Поскольку, в этот момент Авраам познал до какой степени он может идти в
своей любви к Господу, на какие жертвы он способен. Богу этого было
достаточно. Мать, не готовая согласиться на такую же жертву, на которую
согласился Авраам, во-первых неразумна, и, во-вторых, слишком горда. Как
осмеливается она вообразить, что она лучше знает, чем Господь, надо ли,
чтобы ее ребенок умер или остался живым? С такой весьма ординарной
концепцией любви она не может реально помочь своему ребенку. Потому что
вместо того, чтобы отвести своего ребенка к свету, она, наоборот, удаляет
его от света. В ее мышлении на самом деле любовь к себе на первом месте: эта
любовь для нее -- все. Но однажды она должна будет заплатить за эту ошибку
тем или иным образом:
потому что она не выполнила свой долг. Ее долг был в том, чтобы быть с
Небом и вести туда своего ребенка.
Никогда не надо покидать Небо во имя кого бы то ни было: ни во имя
ребенка, ни во имя женщины, ни во имя мужа. Так как, только оставаясь,
символически говоря, с Небом, можно
(63)
сделать им добро. Если вы покидаете свет, чтобы доставить удовольствие
кому бы то ни было, вы не будете обладать ни Небом, ни землей, то есть вы не
будете иметь ни Господа, ни тех людей, ради которых вы принесли такие
большие жертвы, и вы останетесь в одиночестве. Надо искать Небо и вы будете
иметь землю, так как земля всегда следует за Небом. Она подчиняется ему и
служит ему.
Да, всегда доминируют сентиментальность, слепая привязанность, но таким
образом вы не поможете другим, вы заставите их страдать. Чтобы избежать этих
страданий, вы должны быть разумными, мудрыми, и на первое место поставить
Господа. И в этот момент все, что вы любите, будет вам принадлежать. Все
дети, которых вы божественно любите, будут вашими. И они отдадут
предпочтение вам, а не их матерям, если матери их любят глупо. Вы скажете:
"Но это невозможно! Ведь существуют кровные связи, кровные узы..." Но
эти связи не самые могущественные, поверьте мне, есть и другие связи.
Только те, которых вы умеете любить, будь то дети, мужчины, женщины,
принадлежат вам. Это только видимость, что связи кровные и телесные более
сильны. В реальности часто происходит таким образом, что члены семьи не
имеют никаких привязанностей друг к другу,
(64)
потому что они принадлежат различным духовным семьям. Вы можете,
например, физически принадлежать к семье крестьян, а духовно -- к семье
королей. И наоборот, вы можете физически быть ребенком королевской семьи,
тогда как в действительности вы принадлежите к семье несчастных нищих. Как
будет действовать в случае нужды тот, кто любит по-настоящему свою семью? Он
найдет в себе смелость, чтобы покинуть ее и на некоторое время отправиться в
чужие страны на заработки денег. Тогда как другой, у которого нет подобной
любви, не осмелится уйти из семьи. Итак, вы видите, кажется первый покинул
свою семью, но он отправился в чужие страны, чтобы ей помочь и заработать
денег, и когда он возвращается -- все счастливы. В то время как тот, кто не
захотел покинуть свою семью, оставил и ее, и себя в нищете. Теперь, подведем
итог. Истинный отец, истинная мать покинут своего ребенка, покинут свою
семью ради медитации, ради молитвы: отправятся, символически говоря, за
рубеж, то есть в божественный мир, где они соберут богатства, и когда они
вернутся -- все будут богатыми. Тогда когда тот, кто этого не понимает,
остается в своей семье. Но что он может ей дать? Ничего значительного,
какую-то мелочишку, несколько заплесневелых корок неба, оставшихся в шкафах.
(65)
Истинный отец, истинная мать отправятся "за рубеж". На какое время?
Возможно на полчаса, на час..., возможно на целый день, на три месяца и
когда они вернутся, они принесут богатство. Итак, вы видите, у меня есть
замечательные аргументы, которые вся ваша логика не может поколебать. И
пусть все матери придут спорить со мной, если они не согласны! Я им скажу:
"Вы уверены, что вы любите вашего ребенка, но проанализируйте любите ли вы
его. Если вы его любите, вы придете сюда -- "за рубеж", по крайней мере на
10 минут, на полчаса, и в этот момент ваш ребенок станет богатым".
(66)
Мать делает все для своего ребенка; она его любит: день и ночь она им
занимается. Но почему этот ребенок остается обычным ... И хорошо еще, что он
не становится хулиганом или преступником. Потому что мать не поняла, что
могла бы направить свою любовь к возвышенным районам, чтобы принять там
другие элементы, в которых будет иметь нужду ее ребенок позже. И затем эти
элементы в него внедрить: частицы, которые работают в нем, чтобы он стал
существом исключительным. Пока мать не пытается коснуться возвышенных
районов, чтобы притянуть частицы света, чистоты, вечности, чтобы она ни
делала, все, что она может дать своему ребенку всегда будет ординарным.
Важно не количество элементов, а их качество, и она должна искать именно
качество, именно качество аккумулировать, собирать. Это как в математике:
никакое количество фигур второго измерения не может дать фигуру третьего
измерения..., никакое количество тел третьего измерения
(67)
не может сфабриковать тело четвертого измерения. Иными словами, никакое
количество ординарных, обычных людей никогда не породит гения. И никакое
количество гениев не породит божества... Чтобы иметь возможность подготовить
божественное существо, надо добавить других элементов, которые находятся
только в духовном мире, в божественном мире. Это надо понимать.
Следовательно, надо чтобы матери научились работать со своими детьми,
время от времени, несколько минут, множество раз в день своими мыслями,
своими молитвами они должны представать перед Богом и говорить: "Господь, я
хочу, чтобы этот ребенок, которого ты мне дал, был твоим слугой. Но для
этого мне необходимы другие элементы, которые можно найти только рядом с
тобой. Пожалуйста, дай их мне, иначе этот ребенок не принесет ничего
хорошего и это не будет благом ни для него, ни для тебя, ни для меня".
Господь почешет в затылке и должен будет призвать некоторых из своих слуг,
которым он прикажет заняться этой матерью.
Вы удивлены моей манерой, таким образом представлять вещи?... Но важно,
чтобы вы поняли и продвигались: не важно, будет ли это представлено в
католической манере, в литературной, философской, академической или нет.
(68)
Я хотел бы все сделать для матерей. Я их обожаю, потому что они могут
быть жертвенными, они на это способны, но надо чтобы их сознание расширялось
и чтобы они учились работать для своих детей с новыми средствами, со
средствами духовными. Они всегда думают, что их заботы, их жертвенности
достаточно. В действительности ничто не достаточно... Надо всегда добавлять
какие-то частицы, силы, силы небесные. Ребенок, который каждый день питается
и пропитывается этими элементами позже поразит весь мир.
Вы скажете, что не так-то легко предстать перед Господом... Но это
всего-навсего манера выражаться! Уже связываясь через мысль с небесными
районами, мать притягивает элементы очень субтильной природы, возвышенной
природы и передает их своему ребенку. Мы видели случаи, когда любовь матери
могла вырвать ребенка из рук смерти. Так как эта любовь была настолько
сильна, что производила преобразования в ребенке. И благодаря этому
могущественному потоку любви многие вредные элементы были отброшены и
ребенок был спасен. Ну, конечно, это исключительные случаи и не надо ждать
обстоятельств, столь драматичных, в повседневной жизни матери имеют много
возможностей, чтобы проявить любовь к своим детям.
(69)
Утром, на восходе солнца, например, я был очень тронут, когда каждое
утро видел, как матери приводят или приносят своих бэби на скалу. Я хотел бы
дать средства, чтобы сделать наилучшую работу над ними, и я им сказал бы вот
что. Вместо того, чтобы прогуливать вашего ребенка там где-то, чтобы его
успокоить, подготовить ко сну, или я не знаю еще для чего, постарайтесь,
спокойно обратиться к нему и скажите: " Ты мое сокровище, моя любовь, мое
великолепие..." И таким образом, говоря с ним, вы его купаете в свете; как
Солнце, вы проникаете в него вашей любовью, вы приглашаете всех Ангелов и
Архангелов силой вашей любви. Вы говорите: "Господь, я хочу, чтобы этот
ребенок был твоим слугой, чтобы он был более красивым, более разумным, более
излучающим, более светлым и имел прекрасное здоровье." И вы его воображаете
в этом великолепном окружении.
Женщина обладает великой силой воображения, благодаря которой она
формирует своего ребенка и поскольку все чувства и все желания ее
регистрируются в эфирном, астральном и ментальном теле ребенка, действуя
таким образом мать не только бесконечно помогает ребенку в его эволюции, но
между ею и между ним создается очень сильная связь.
Один из главных случаев разрыва, который можно теперь чаще всего
наблюдать между родителями
(70)
и их детьми, состоит в том, что родители не сумели повлиять на детей
своими собственными вибрациями, не сумели пропитать их своей любовью, своей
мудростью, своей силой, своей жизнью. Почему матери так и не открыли это в
течение долгого времени? Почему время от времени, когда ребенок болен или
когда родители приходят его приласкать, у них есть немного любви, но она не
эффективна--эта любовь, так как тотчас же она бывает затем подменена другими
чувствами. Уметь работать сознательно, разумно, о, это так редко
встречается! Итак, вот что должны делать матери на восходе солнца, и они
будут удивлены, когда потом увидят, что они становятся неутомимыми в
результате своей любви. Так как именно любовь возвышает, стимулирует все
клеточки мозга.
В другой лекции я уже вам говорил о силе мысли и слова: я вам объяснял,
как влиять на вашего ребенка, говоря с ним, когда он спит в своей
колыбельке. Даже если он не слышит, даже если он не понимает, некоторые
законы вселенной делают так, что все, что вы в состоянии зарегистрировать в
нем, даст всходы, когда он будет более взрослым. Вы можете ему говорить о
добре, об истине, о нравственных законах с уверенностью, что ваши слова
регистрируются. Впрочем, кто знает, не понимает
(71)
ли он все, что вы ему говорите? Он пока только не имеет возможности
выразить и показать вам, что он все понимает, потому что его органы
внутренне еще не полностью сформированы.
Даже ребенок -- инвалид от рождения -- в действительности тоже
достаточно мощный дух, достаточно разумен, как и другие, но он только не
может проявиться, потому что его мозг, его физическое тело повреждены.
Возьмем, например, самого великого в мире виртуоза -пианиста: предоставьте
ему расстроенное пианино, и разве он сможет что -- либо сыграть? Нет,
конечно. Он, безусловно, обладает совершенными способностями, но пианино --
в жалком состоянии. И мозг, как пианино -- это инструмент, через который
проявляется дух;
его обладатель может быть гением, виртуозом, но если инструмент не
настроен, он не сможет играть на нем. Итак, возможно, то же самое происходит
и с детьми. Они видят, многое понимают, но они не могут это выразить. Мы
знаем случаи поразительные и необъяснимые. Остается еще много тайн для
разъяснения в будущем. Так мало еще знают о маленьких детях! Иногда мы видим
детей, в течение нескольких мгновений демонстрирующих нам такую разумность,
что мы бываем ошеломлены. И затем их физиономия тотчас принимает обычное
детское выражение. Я наблюдаю за
(72)
детьми; для меня это как книги, и я могу в них прочитать многое.
Итак, я обращаюсь к матерям: действительно ли вы хотите, чтобы ваш
ребенок стал слугой Господа, гением, святым, благодетелем человечества,
существом великолепным? Займитесь им со всей вашей любовью. Только любовь
может все. Говорите с ним, когда он спит, ласкайте его нежно, проникайте в
него всеми цветами света: красным, оранжевым, золотисто-желтым, зеленым,
голубым, индиго, фиолетовым... Но если вы хотите знать истинные цвета
солнечного света, вам надо взять призму, так как ни в каком другом случае,
ни в каком другом месте природа не представит вам таких красивых, таких
могущественных цветов, как через призму, через кристалл. Вы сумеете, таким
образом, созерцать эти цвета и затем сумеете восстановить их своим
воображением. Работайте с вашим ребенком, используя не какой попало цвет, а
только чистые цвета разложения света призмой, так как это настоящие цвета.
Старайтесь, следовательно, пропитать вашего ребенка этими светлыми
лучами, вообразить, что потоки проникают во все клеточки его тепа... В этот
момент вы повторяете самую великую мистерию созидания -- мистерию Самого
Господа Бога, проникающего в материю, чтобы ее оживить.
(73)
VI
Волшебное слово.
Какие аномалии можно наблюдать в поведении родителей по отношению к
своим детям! Под предлогом, что ребенок еще слишком мал, чтобы понимать что
же происходит вокруг него, они позволяют себе произносить любые слова, любые
жесты и любое поведение, не опасаясь, что это может подействовать очень
неблагоприятно на психику ребенка. Так как ребенок очень наблюдателен, , все
в нем регистрируется, и часто некоторые нарушения в его поведении,
проявляющиеся позднее являются следствием сцен или разговоров, во время
которых он присутствовал, когда был еще совсем маленьким.
Многие родители недостаточно внимательны к той манере, в которой они
говорят со своими детьми. Они не перестают обзывать их неспособными,
лентяями и идиотами, и их дети, поддавшись внушению, гипнозу, через
некоторое время становятся действительно и
(77)
глупыми и неспособными. Эти родители, следовательно, не знают, что
слово могущественно и действенно, и что то, что они говорят, может иметь
громадное влияние на их детей. В какой-то мере родители убивают своих детей.
Почему, чтобы заставить детей быть спокойными и послушными, надо угрожать им
каким-то пугалом, волком, милиционером? Почему при малейшей совершенной
глупости они засыпают ребенка упреками или даже проклятиями? Они не знают,
что всю свою жизнь дети будут чувствовать себя под угрозой, в опасности и
станут нервными.
Родителям отныне надо научиться пользоваться могуществом слова, чтобы
нести добро своим детям, и я вам могу дать метод. Этот метод для матерей,
имеющих совсем маленьких детей. Когда ребенок спит, мать может присесть
около его кровати или взять его в свои руки и говорить ему очень нежно: "Мое
дитя, я тебя очень люблю, я все время думаю о тебе, я хочу, чтобы ты стал
большим, благородным, светящимся, божественным, чтобы ты был очень разумным,
сильным, чистым и добрым..." И пусть таким образом она ему говорит все, что
она желает лучшего для него. Возможно, что некоторые находят этот метод
бессмысленным, но те, кто знает великие законы вселенной, меня одобрят, так
как они
(78)
знают, что слово всемогуще. Даже если в этот момент ребенок ничего не
понимает, слова матери зафиксируются в подсознании и будут работать на него
в направлении, выбранном для него матерью.
Пусть матери делают это каждый день, каждый вечер и даже по ночам.
Пусть они говорят со своим ребенком, нежно лаская ему головку, о всех силах,
качествах и добродетелях, которыми он должен обладать и которые он попозже
разовьет в себе: он будет счастливым, большим, великим, он станет существом
исключительным. И пусть матери произносят только самые поэтичные и самые
прекрасные слова.
Обычно, чтобы воспитывать своих детей, ждут момента когда дети будут
способны к разумному пониманию. И тогда ребенку начинают давать всякого рода
объяснения и думают, что это и есть воспитание. Объяснения никогда не имеют
большой педагогической ценности. В педагогике единственный действительно
эффективный метод -- это пример. Покажите конкретно детям, что они должны
делать, сделайте это перед ними, и ничего больше не надо объяснять. Покажите
им, как надо умываться, как надо чистить себя, как надо наводить порядок,
как надо готовить еду... Дети -- это как маленькие обезьянки: когда
(79)
они видят, как вы что-то делаете, они обязательно это повторят.
И теперь кто-то мне говорит: "Но прежде чем делать то, что вы
советуете, я хочу в точности понять, как это происходит и какие процессы
возникают в эфирной сфере." 0-ля-ля. Если вы ждете, чтобы все увидеть и
понять, и только потом начать это исполнять, вы будете ждать веками, а за
это время ваш ребенок станет негодяем. Отправляйтесь теперь к себе и
занимайтесь вашим ребенком, потому что на вас лежит великая ответственность.
И самое прекрасное, что в тот момент, когда вы произносите эти
магические слова для вашего ребенка, из вашего сердца и вашей головы будут
излучаться самые великолепные цвета и даже некоторые светлые существа,
притянутые и тронутые всей этой красотой, решат остаться рядом с вашим
ребенком, чтобы работать на него. И тогда, я вас умоляю -- заставьте
немножко работать ваш разум, готовый всегда возражать и задавать вопросы, и
верьте в то, что я вам говорю сегодня, и вы достигнете результата, и
особенно ваши дети выиграют от этого. Достаточно ли знают люди законы
психического мира, духовного мира, чтобы что-то говорить или сомневаться в
том, что я говорю? Пока вы еще невежественны, у вас есть необходимость
поверить кому-то, следовать за
(80)
кем-то, кто продвинулся дальше вас на пути познания. Итак, пусть матери
говорят со своими детьми, даже если они спят, даже если они ничего не
понимают. Некоторые скажут, что они говорят со своими детьми мысленно. Но
этого недостаточно, так как существует большая разница между мыслью и
словом.
Однажды я находился в Амстердаме, где проводил беседы, и в аудитории
было много представителей разных духовных направлений... Среди других
сюжетов я коснулся и медитации: я говорил, что медитация способствует
накоплению психической энергии, и что многие люди, довольствующиеся
медитацией без слов, чувствуют, как накопление сил в них приводит к
смятению, к нарушению их внутреннего порядка. Почему? Потому что люди не
умеют давать выход этим энергиям, ориентировать их. Надо произнести
несколько слов, чтобы все существа, собравшиеся в них в результате
медитации, поспешили в направлении, указанном словом. Почему словом? Разве
мысль сама по себе не очень могущественна? Могущественна, только мысль без
слова -- это как, если бы вы написали на бумаге какие-то обещания, взяли на
себя какие-то обязательства, но не поставили внизу вашей подписи. Пока вы не
подписались, обещания не имеют никакой цены. Вы можете декларировать,
(81)
обещать или завещать все, что угодно, но без вашей подписи никто не
примет всерьез ваши документы. Перед лицом общества только подпись чего-то
стоит. И так же в духовной работе, слово -- это как подпись.
Когда я это сказал, президент антропософского общества Голландии
воскликнул: "О! Это что-то новое для нас!" Он был восхищен. Да, это истины,
которые многие не знают. Слово, следовательно, очень важно. Вы можете думать
часами, если хотите, но если вы пожелаете что-то пробудить , дать некий
импульс, чтобы ваша мысль была конкретизирована в плане физическом, должно
вмешаться слово. Мысль могущественна в плане психическом. Слово
могущественно в плане физическом. Примите эту истину, и вы достигнете
больших результатов. Только, конечно, не произносите слов прежде, чем вы не
сформировали в себе живую мысль, поддержанную сильным чувством, иначе ваши
слова останутся пустыми, бессильными и не произведут никакого результата.
Даже слушающие меня здесь дети всегда что-то в себе регистрируют из того,
что я говорю. Позже все, что они таким образом зарегистрировали, даже может
быть не понимая, возникнет опять в их сознании, и в этот момент они смогут
это использовать; и преуспеют намного лучше, чем дети, не присутствовавшие
(82)
на некоторых занятиях здесь, под предлогом, что они еще не достигли
необходимого возраста.
Это же можно сказать о детях, которых их родители приводят каждое утро
на Скалу - присутствовать при восходе солнца. Можно подумать, что было бы
предпочтительнее для этих детей оставаться в кровати. Нет, так как если они
даже будут дремать на Скале, они будут пропитаны атмосферой молитвы,
медитации, созерцания, они получат лучи солнца, являющиеся сознательными
духами, и эти лучи будут работать над их эфирным телом и оставят там следы.
Через несколько лет, если некоторые из их друзей попытаются увлечь их в
какие-то достойные порицания действия, эти дети почувствуют в себе
сопротивление, некую силу, которая их удержит на пути чистоты, света,
мудрости. Даже если они не знают происхождения этой силы, настолько это
влияние оказывается глубоким в них, что они будут вынуждены это
констатировать. Вот почему воспитание должно осуществляться даже прежде, чем
в детях проявятся понимание и разумение.
Впрочем, я продвинулся намного дальше, говоря, что после рождения уже
очень поздно начинать воспитание ребенка. Да, в этот момент родителя уже не
имеют никакой возможности
(83)
влиять на ребенка. Надо, чтобы они начали заниматься этим до рождения и
даже до зачатия. Именно в этот момент начинается настоящее воспитание --
могущественное, реально ощутимое и нерушимое.
Моя педагогическая концепция нова - я это знаю, даже кажется странной,
но она дает результаты. Когда ребенок ест, он не понимает еще какие энергии
принесет ему пища, как эти энергии будут способствовать его физическому
росту, нравственному совершенствованию, развитию разума, но не надо ждать,
когда ребенок начнет все это понимать, чтобы потом давать ему есть. И не
стоит тем более ждать, когда он начнет понимать, чтобы внести в него
духовные элементы. Если вы будете ждать, когда дети будут способны понимать,
что такое духовная жизнь, чтобы что-то им давать в этой сфере, они будут
очень быстро мертвы, духовно мертвы. И как раз очень часто именно это
происходит. Ждут, чтобы дети достигли возраста, в котором они смогут
воспринимать духовное воспитание, и в этом ожидании позволяют им настолько
погрузиться в посредственную жизнь, что когда затем захотят их поднять, то
будет уже поздно -- ничего уже нельзя будет сделать.
(84)
VII