Памятка по определению индивидуального подхода

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА

ПАРАМЕТРЫ ПОКАЗАТЕЛИ
1. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
  • Фамилия, имя.
  • Число, месяц, год рождения.
  • Класс.
  • Общее физическое развитие.
  • Состояние здоровья.
2. УСЛОВИЯ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ
  • Состав семьи.
  • Занятие родителей.
  • Духовная атмосфера, характер взаимоотношений в семье и степень воспитательного воздействия в ней на учащегося.
3. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1). Общее умственное и интеллектуальное развитие: · общая и эрудиция и кругозор; · речь, ее образность и эмоциональность; словарный запас, умение грамотно и лаконично выражать свои мысли в устной и письменной форме; · степень развития произвольного внимания, характеристика его отдельных свойств (объема, устойчивости распределения, переключения и др.); · тип восприятия (аналитическо-синтетический, описательно-объяснительный, объективно-субъективный), осмысленность и быстрота восприятия учебного материала; · уровень и характер развития преднамеренной памяти, основные ее процессы: запоминание, сохранение, восприятие, индивидуальные особенности памяти; · развитие мышления (различает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выходы, быстро ли находит пути решения); · развитие воображения (умеет ли создать образ предмета, явления по его внешнему описанию: способен ли производить отбор необходимого материала для построения образа в соответствии с собственным замыслом, умеет ли мечтать и кем представляет себя в будущем). 2). Интерес к знаниям и отношения к учению(степень заинтересованности в учебе, преобладающие оценки, к каким предметам проявляет больший интерес, темп овладения новыми знаниями, умениями, навыками); · ярко выраженные специальные способности (художественные, литературные, музыкальные, технические, математические, спортивные, организаторские и в чем они проявляются); · эмоциональная активность (восприимчивость, чуткость, импульсивность); · основная мотивация учебной деятельности. · Умение учится (собранность, способность самостоятельно добыть знания по основным и дополнительным источникам, правильно организовать свое время, составлять планы, конспекты и др.).
4. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Отношение к труду (уважает ли труд, любит ли трудится и каковы мотивы его трудовой деятельности, что привлекает в процессе его труда - сам характер работы, ее результаты или овладение навыками работы): · имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает; · организованность и дисциплинированность в труде; · обладает ли способностью к длительным трудовым усилиям; · какие виды труда предпочитает.
5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ
  • Отношение к общественной жизни класса или школы (дорожит ею и принимает активное участие, равнодушен и пассивен, относится отрицательно).
  • Какие общественные поручения имеет и как их выполняет.
Д 6. ДИСЦИПЛИНИРО- ВАННОСТЬ
  • Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержано или проявляет излишнюю подвижность).
  • Выполняет требования взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие, наиболее типичные нарушения дисциплины).
7. ВЗАИМООТНОШЕ-НИЯ С КОЛЛЕКТИВОМ И ОТНОШЕНИЯ В ШКОЛЕ
  • Положение в коллективе (пользуется ли авторитетом, чем определяется это положение).
  • Отношение к одноклассникам (дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основывается эта дружба, как часто бывают конфликты с ребятами, их характер и причины).
  • Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять, почему.
  • Что особенно ценит в своей школе, дорожит ли ее честью.
  • Отношение к учителям.
8. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА
  • Черты и направленности личности по отношению к окружающим учебе, труду, самому себе.
  • Ярко выраженные положительные и отрицательные качества характера (чуткость, доброта, черствость, добросовестность скромность, порядочность и т.д.).
  • Выраженные особенности темперамента в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, активности.
  • Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное) устойчивость настроения, чем вызывается его смена.
9. ОБЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
  • Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося, причины (внутренние и внешние), имеющихся недостатков: условия семейного воспитания, болезни, отсутствие способностей, навыков.
  • Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителями, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимися.

ПАМЯТКА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

Наши рекомендации