Обзор основных черт П-режима
Не повредит еще раз вспомнить, какими ощущениями сопровождается П-режим. Мысленно вернемся назад. Вы осуществляли переключение уже несколько раз: когда выполняли рисунки ваз-лиц и сейчас, когда рисовали Стравинского.
Вы заметили, что, находясь в состоянии П-режима, не осознавали хода времени — долго ли, коротко ли занимались рисованием, — пока по завершении работы не взглянули на часы? Вы заметили, что не слышали того, что говорили люди, находившиеся поблизости, — что вы, на самом деле, не хотели ничего слышать? Вы, возможно, слышали звуки, по не пытались постичь смысл того, что говорилось. И заметили ли вы, что ощущали себя в полном сознании в то же время были полностью расслаблены — были уверены в себе, увлечены, поглощены рисованием, сохраняя ясность мыслей?
Большинство моих студентов характеризуют состояние П-режима именно этими словами, что совпадает с моим собственным опытом и, насколько мне известно, опытом других художников. Один художник сказал мне: “Когда я работаю действительно на подъеме, это не похоже ни на что другое, что мне доводилось испытывать. Я чувствую себя заодно со своей работой: живописец и живопись становятся одним целым. Я возбужден, по спокоен, взволнован, но полон самообладания. Это не просто счастье, это скорее блаженство. Я думаю, именно это побуждает меня вновь и вновь возвращаться к живописи и рисованию”.
Пребывание в П-режиме действительно доставляет удовольствие, и в этом режиме вы сможете хорошо рисовать. Но есть и еще одно дополнительное преимущество: переход в П-режим освобождает вас на время от доминирования вербально-символического Л-режима, что приносит долгожданное облегчение. Удовольствие может проистекать от того, что левое полушарие отдыхает, перестает щебетать, хранит молчание на время переключения. Этим стремлением к успокоению Л-режима могут отчасти объясняться такие вековые дисциплины, как медитация и произвольное погружение в измененные состояния сознания, достигаемые с помощью поста, наркотиков, религиозных песнопений и алкоголя. Рисование в П-режиме вызывает измененное состояние сознания, которое может длиться часами, принося значительное удовлетворение.
Прежде, чем читать далее, выполните еще хотя бы два перевернутых рисунка. Воспользуйтесь репродукцией на рис. 4-12 либо подыщите для копирования любой другой линейный рисунок. Всякий раз, когда вы рисуете, старайтесь осознанно ощутить переход в П-режим, чтобы привыкнуть к пребыванию в этом состоянии.
“Освободить ум от всяких мыслей и наполнить его духом более великим, чем ты сам, означает простереть его в царство, недоступное обычным мыслительным процессам”.
Эдвард Хилл “Язык рисунка”
Рис. 4-12. Придворный карлик (ок. 1535 г.). Воспроизводится с разрешения Художественного музея Фогга, Гарвардский университет, фонд Э. Шредера и Коберна.
Вспомним свой детский опыт рисования
В следующей главе мы рассмотрим, как происходило развитие ваших художественных способностей в детстве. Последовательность развития художественных навыков у детей связана с изменениями, обусловленными развитием их мозга.
На ранних стадиях в полушариях мозга младенцев отсутствует специализация по отдельным функциям. Латерализация — закрепление определенных функций за тем или иным полушарием — развивается постепенно на протяжении детства, параллельно с развитием речевых навыков и освоением символов детского изобразительного искусства.
Латерализация обычно завершается к десятилетнему возрасту, и это совпадает с периодом возникновения конфликта в детском искусстве, который проявляется в том, что система символов,
по-видимому, подавляет восприятие и мешает точному воспроизведению в рисунке наблюдаемых объектов. Можно предположить, что конфликт возникает потому, что дети используют “не то” полушарие — левое — для выполнения задач, более подходящих правому полушарию. Возможно, они просто не могут самостоятельно найти доступ к правому полушарию, которое примерно к десяти годам окончательно специализируется на рисовании. Дело усугубляется тем, что к десяти годам вербальное левое полушарие становится доминантным, подавляя пространственно-целостное восприятие ярлыками и символами.
Вспомнить свои детские рисунки важно по нескольким причинам: чтобы взглянуть глазами взрослого человека на то, как формировался начиная с самого раннего возраста ваш набор символов для рисования; чтобы вновь пережить нарастающую с возрастом сложность ваших рисунков; чтобы вспомнить несоответствие между вашим восприятием и умением рисовать; чтобы взглянуть на свои детские рисунки менее критическим взором, чем вы это делали в то время; и, наконец, чтобы отказаться от своей детской системы символов и продвигаться к овладению взрослым уровнем изобразительного искусства, используя для рисования соответствующий режим — правомозговой.