После свадьбы(28 октября 1901 г. молодые поселились в доме матери Рериха на 16 линии, 15.
Андреевский собор
Крестили Николая Рериха 16 октября 1874 года в Андреевском соборе. Восприемниками (крестными) были: воспитанник 6-го класса Ларинской гимназии Александр Павлович Коркунов[2] и дочь нотариуса Лидия Константиновна Рерих.
В доме на набережной семья Рерихов жила до 1899 года. Здесь прошли детские и юношеские годы Николая Константиновича Рериха, его учеба в частной гимназии К.И. Мая, Академии художеств и Петербургском университете. Здесь шло становление художника Рериха, будущего
путешественника, археолога, педагога и общественного деятеля. Уже на склоне лет он вспоминал: «Так и жили на Васильевском острове, на набережной против Николаевского моста. Наискось было Новое Адмиралтейство. На спуск военных судов приходили крейсера и палили прямо нам в окна. Весело гремели салюты и клубились белые облачка дыма»[3].
В 1994 году на доме по Университетской наб. была установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме родился и жил с 1874 по 1899 год мыслитель-гуманист, художник Николай Рерих»[4].
Современный адрес: угол Университетской наб., д. 25 и 6-й линии, д. 1.
Андреевский собор расположен на углу Большого проспекта и 6-й линии Васильевского острова. В 1731 году на этом месте была возведена деревянная церковь, которую в 1732 году освятили в честь святого апостола Андрея Первозванного. В 1744 году церковь получила статус собора, а в 1761 году он сгорел от попадания молнии. В 1764-1780 годах по проекту архитектора А.Ф. Виста был построен новый каменный собор, который в 1797 году при императоре Павле I стал кавалерским, в связи с чем над входом был укреплен знак ордена святого Андрея Первозванного, поддерживаемый херувимами. В 1848-1850-х годах по проекту архитектора Н.П. Гребёнки были пристроены боковые приделы. Кроме двух часовен в ограде, к собору была приписана часовня свт. Николая на Николаевском мосту (не сохранилась). С 1869 года при соборе действовало приходское благотворительное общество, содержавшее детский приют, богадельню с домовой церковью и небольшой больницей.
В конце XIX века собор неоднократно посещал и проводил в нем службы отец Иоанн Кронштадтский.
В 1938 году собор был закрыт. Долгие годы его помещения арендовали различные организации. В конце 1980-х годов здание было передано православной церкви, а с 1990 года в нем возобновились богослужения. Современный адрес: 6 линия, д.11. По этому же адресу, рядом с Андреевским собором находится церковь Трех Святителей, которая была построена в середине XVIII века.
Гимназия К.И.Мая
В 1856 году по инициативе нескольких немецких предпринимателей на 1-й линии Васильевского острова была открыта частная мужская школа. Возглавил ее педагог-практик Карл Иванович Май, который избрал в качестве основного девиза изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского: «Сперва любить -потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий из людей с высокими нравственными и профессиональными качествами. В дальнейшем школа получила название «Гимназия и реальное училище К. Мая», а ученики и педагоги школы стали называть себя «Майскими жуками».
В 1861 году гимназия переехала с 1-й на 10-ю линию Васильевского острова в купленный трехэтажный дом под № 13. Вскоре она заняла перестроенное для нее трехэтажное здание, которое находилось во дворе этого дома. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, школу К.И. Мая, по меткому выражению ее выпускника Д.В. Философова, называли «государством в государстве, отделенном бесконечным океаном от казенщины». В ней была создана система воспитания и образования, основанная на взаимном уважении и доверии, постоянном взаимодействии с семьей, стремлением учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика. Чаще других в эту школу отдавали своих детей представители русской интеллигенции. Срок обучения был рассчитан на 9 лет. На гимназическом отделении обучались дети склонные к гуманитарным наукам, а на реальном - дети склонные к естественным наукам.
С 1883 по 1893 годы в гимназии К.И. Мая учился Николай Константинович Рерих. Любимым уроком была история, увлекала география. В течение гимназических лет он несколько раз принимал участие в постановках пьес Островского и Гоголя, им были нарисованы портрет К.И. Мая, про
граммы и эскизы к спектаклям. В эти же годы Николай Рерих участвовал в раскопках курганов с известным археологом Л.К. Ивановским. Часть находок передал в гимназию. Увлекался охотой, собирал различные коллекции, много рисовал. В 1891 году появились его первые публикации в «Охотничьей газете» и журнале «Русский охотник».
Также в гимназии К.И. Мая, в здании на 10 линии, учились младшие братья Н.К. Рериха: Владимир (1891-1902) и Борис (1894-1903).
В 1909-1910 годах по проекту выпускника гимназии академика архитектуры Г.Д. Гримма было построено новое учебное здание в стиле модерн, на участке № 39 по 14 линии Васильевского острова. Над входом в него был установлен барельеф - «Майский жук». В четырех этажах дома помимо классов для 600 учеников были размещены 8 предметных кабинетов, библиотека, спортзал, столовая, столярная мастерская. В этом здании гимназии К.И.Мая учились дети Н.К. Рериха и Е.И. Рерих: Юрий (1914-1917) и Святослав (1916-1917)'.
Осенью 1918 года частное учебное заведение К.И.Мая было национализировано и преобразовано в Советскую единую трудовую школу. С 1937 по 1942 годы в здании располагалась 6-я специальная артиллерийская школа, а с 1944 по 1976 годы эти классы занимала 5-я средняя общеобразовательная школа. С 1978 года в здании находится Институт информатики и автоматизации Российской академии наук. По инициативе его директора был создан музей истории школы К.И. Мая, который весной 1995 года открыл старейший ученик - академикД.С. Лихачев. Благодаря активной поддержке многих бывших учеников и их потомков в музее была создана экспозиция, отражающая все этапы развития школы.
Современный адрес дома: 14 линия, 39.
Академия художеств
Академия художеств была учреждена решением Сената в 1757 году по инициативе выдающихся деятелей России - ученого М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова; Устав и Привилегии утверждены в 1764 году при императрице Екатерине II. В 1764-1788 годах на участке между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова, вдоль набережной реки Невы, было построено величественное здание, предназначенное для «Академии трех знатнейших художеств». Авторами проекта были профессора-архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов. В 1832-1834 годах перед главным входом в Академию архитектором К.А. Тоном сооружена каменная пристань с двумя сфинксами по сторонам. Во второй половине XIX - начале XX века по проектам архитекторов А.И. Резанова, Ф.И. Эппингера, Л.Н. Бенуа, В.А. Щуко была изменена отделка помещений в здании. Ныне в стенах Академии (Университетская наб., д. 17) находится Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Научная библиотека и Научно-исследовательский музей Академии художеств.
В 1893 году Н.К. Рерих поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Его преподавателями были: Н.А. Лаверецкий, И.П. Пожалостин, Г.Р. Зале-ман, П.П. Чистяков, Б.П. Виллевальде и др.
С 1895 года он занимался в пейзажной мастерской под руководством профессора А.И. Куинджи, который стал для Н.К. Рериха «учителем не только живописи, но и всей жизни»[5]. Мастерская находилась в помещении первого этажа здания Академии художеств, окна выходили на третью линию Васильевского острова.
В 1895 и 1896 годах Николай Рерих принимал участие в выставках ученических работ, а в 1897 году на конкурсной выставке в Академии получил звание художника. Позже, в 1899, 1900, 1902 годах, он участвовал в весенних академических выставках, а в 1909 году был удостоен звания академика Императорской Академии художеств.
Ранее, с 1855 по 1864 годы, в Академии художеств учился И.И. Шапошников, отец Е.И. Рерих. Занимался в мастерской профессора архитектуры, академика А.П. Брюллова. В 1859 году он был награжден малой серебряной медалью за «Проект Арсенала в саду при Императорском дворце», а в 1862 году - большой серебряной медалью за дипломную работу «Проект Кофейного дома в парке». В 1864 году получил аттестат от Академии художеств со званием «классного художника 3-ей степени»** с правом производить проекты.
В 1904-1913 годах в Академии художеств учился младший брат Николая Рериха - Борис Рерих. Занимался в мастерской профессора архитектуры Л.Н. Бенуа. За дипломную работу «Проект железнодорожного вокзала для столицы» был удостоен звания архитектора-художника.
Музей-квартира А.И. Куинджи.
В настоящее время в ведении Академии художеств находится музей-квартира А.И. Куинджи. Современный адрес: Биржевой переулок, д. 1/10, кв. 11 (набережная Макарова, 10). Дом был построен в 1841-1842 годах по проекту архитектора А.Х. Пеля, а в 1879 году архитектор Л.Ф. Шперер надстроил трехэтажные корпуса четвертым этажом. В этом доме в разное время жили многие русские живописцы: И.Н-. Крамской, И.И. Шишкин, братья Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, М.П. Клодт, А.И. Корзухин, Г.Г. Мясоедов, Н.А. Бруни; ученые В.И. Вернадский, Н.Е. Введенский и др. В 1887 году гражданский инженер Г. В. Барановский надстроил мастерскую-мансарду для художников над верхним этажом корпуса по Биржевой линии. С 1897-1910 годы в квартире с мастерской жил художник А.И. Куинджи. Здесь его часто посещали ученики, в том числе Н.К. Рерих, который впоследствии писал о своем учителе: «За нашего Архипа Ивановича мы дружно стояли. Где же был другой такой руководитель искусства и жизни?!»[6]. В 1995 году в квартире, где жил художник, был открыт музей.
Рерих и Куинджи.
После окончания натурного класса в 1894 г. Рериху надо было выбирать руководителя мастерской. Это совпало с приходом в Академию после реформы передвижников. Мастерскую исторической живописи возглавлял И. Е. Репин, пейзажа – Куинджи А. И. Николай увлекался историей, поэтому понес показывать свои работы Репену, который жил Калинкина моста в доме № 3 ( ныне пл. репина 3, кв. 5) Репин похвалил рисунки, но зачислить к себе не мог, попросил подождать, так как мест уже не было. Тогда Рерих пошел к Куинджи, который согласился принять художника.
Человек большой души, Куинджи вызывал в Рерихе преклонение перед его талантом, целеустремленностью и трудолюбием. Настойчивость и трудолюбие были характерными чертами самого Рериха. В трудные минуты он всегда обращался к Куинджи, чувствуя его теплое заинтересованное отношение к себе. «Учитель с большой буквы» - так называл он Архипа Ивановича. Куинджи жил в четырехэтажном доме в Биржевом переулке, на Васильевском острове. (Биржевая линия, 18). Квартира его занимала четвертый этаж и мансарду, где помещалась мастерская художника. Из мастерской был выход на крышу, где Куинджи кормил птиц.
Отстранение Куинджи
В последний год пребывания Рериха в академии случились студенческие волнения, вызванные и подготовленные многими обстоятельствами, главным образом перестройкой всей системы академического преподавания. Непосредственным поводом послужило резкое обращение ректора А. О. Томишко с уволенным за неуспеваемость студентом. А. И. Куинджи , пользовавшийся большим авторитетом у студентов, пришел на одну из сходок, чтобы просить учеников во имя искусства прекратить бунт, но студенты увещеваниям не вняли, а для Куинджи присутствие на студенческой сходке возымело неожиданные последствия. Он скомпрометировал профессора в глазах начальства.
Администрация отстранила художника от преподавания, предварительно подвергнув его домашнему аресту.
Для обсуждения ситуации куинджисты собрались в ресторане Бернара (на углу наб Невы и 8-й линии)Это был недорогой, но уютный ресторан, который посещали студенты, любили посидеть там и капитаны и шкиперы иностранных судов. На этом собрании ученики решили писать конкурсные работы вне стен Академии, не пользуясь казенной мастерской. Рерих обдумывал конкурсную работу в Изваре.
Окончание Академии.
4 ноября 1897 года в Академии художеств состоялось торжественное вручении дипломов. Рерих получил звание художника. После торжественного акта А. И. Куинджи и его бывшие ученики отправились во «Французский» ресторан на Невский, где и отметили окончание Академии художеств (помещался в доме № 18)
Санкт-Петербургский университет
В 1722-1742 годах XVIII века на Стрелке Васильевского острова и набережной реки Большой Невы было возведено здание Двенадцати коллегий (двенадцатьтрех-этаж-ных однотипных корпусов, стоящих вплотную друг к другу). Строилось оно по проекту архитектора Доминико Трезини, а после его смерти, с 1734 года, работы продолжили архитекторы Дж. Трезини и М.Г. Земцов. Они в 1737-1741 годах пристроили вдоль западного фасада двухъярусную галерею. Здание предназначалось для правительственных учреждений России. В нем размещались Ауди-енц-камера, департамент Правительствующего Сената, Иностранная, Военная и другие коллегии, Штатс-контора и Святейший Синод. В 1804 году ряд помещений бывших коллегий занял Педагогический институт. Там же были квартиры преподавателей. В 1819 году институт реорганизовали в Императорский Педагогический университет. Датой же основания Университета считается 1724 год, от указа Петра I об основании Академии наук и Университета. В 1783 году он был преобразован в Учительскую семинарию, в 1802 году - Учительскую гимназию, а в 1804 году стал Педагогическим институтом. В 1828-1837 годах по проекту архитектора А.Ф. Щедрина в здании Двенадцати коллегий были реконструированы помещения для учебных целей.
Ныне в здании находится С.-Петербургский государственный университет, открыт музей истории С.-Петербургского государственного университета и мемориальный музей-архив Д.И. Менделеева. Современный адрес: Университетская наб., д. 7-9.
В комплекс университетских зданий входит ректорский флигель - трехэтажный дом под № 9, построенный в конце XVIII века. В 1840-1842 годах был перестроен архитектором А. Ф. Щедриным. В этом флигеле в 1880 году родился А. А. Блок, впоследствии знаменитый поэт.
Одновременно с поступлением в Академию художеств Н.К. Рерих был зачислен в Императорский С.-Петербургский университет на юридический факультет. Параллельно он слушал лекции на историко-филологическом факультете.
Среди его преподавателей на юридическом факультете были: С.А. Бершадский, И.Я. Фойницкий, В.В. Ефимов, В.И. Сергеевич, Н.М. Коркунов, В.Н. Латкин, Ф.Ф. Мартене, А.Х. Гольмстен, В.И.Адамович и др.; на историческом -С.Ф. Платонов, Н.И. Кареев, Н.И. Веселовский, Ф.А. Браун.
В студенческие годы Николай Рерих принимал участие в оформлении «Литературного сборника произведений студентов Императорского С.-Петербургского Университета», вышедшего в 1896 году под редакцией Д.В. Григоровича, А.Н. Майкова и Я.П. Полонского.
В 1898 году Н.К. Рерих окончил Университет, защитив дипломную работу по теме: «Правовое положение художников древней Руси».
16 линия, д. 15
(дом не сохранился)
В мае 1880 года Константином Федоровичем Рерихом был приобретен участок «пустопорожней земли»[7] с полисадом на имя Марии Васильевны Рерих. Участок находился на углу Большого проспекта и 16-й линии Васильевского острова. Осенью 1882 года М.В. Рерих продала его каретному мастеру А.И. Гейнрихсену, у которого к 1887 году на этом участке значился «деревянный двух-этажный лицевой дом, крытый только верхний этаж для жилья, нижний этаж для каретной мастерской...»[8]; а в апреле 1888 года Мария Васильевна выкупила с публичных торгов тот же участок, выставленный за неплатеж по ссуде. В 1890 году ее имущество заключалось «в дворовом участке земли мерою <...> в ч[исле] 666 3/4 кв. саж., в том числе заключается под полисадом 305 31/35 кв. саж., какова земля должна всегда, согласно Высочайшему повелению, оставаться под полисадом, огороженною приличным окрашенным масляною краскою решетчатым забором и никаким строением занимаема быть не должна. Двор сей под уррегулирование не подходит на каковом участке имеется лицевой по 16 линии деревянный 2-х этажный дом и во дворе два деревянных сарая и каменная кузница. Дом в настоящее время ремонтируется капитальною внутреннюю отделкою, а кузница обращается в прачечную и дворницкую...»[9]. По описи с оценкою дома в 1891 году Марии Васильевне Рерих принадлежали лицевой деревянный дом в два этажа с каменною пристройкою для лестницы, деревянный одноэтажный надворный жилой флигель и каменные службы. Помещения дома, около 20 комнат, сдавались внаем. Их занимали: архитектор Л. Ф. Шпе-рер, прусский подданный Ф. Циллесен и конторщик Ю.И. Нюстрем.
В 1899 году, после окончания контракта на аренду помещения в доме по Университетской набережной, 25, семья Рерихов переезжает в собственный дом на 16-ю линию Васильевского острова (угол Большого пр., 57 и 16-й линии, 15). Летом 1900 года умер К.Ф. Рерих. Мария Васильевна жила в этом доме с младшими сыновьями до 1912 года, а Николай Константинович Рерих - до 1901 года, до своей женитьбы на Е.И. Шапошниковой.
Об этом доме остались воспоминания Святослава Николаевича Рериха. В письме к П.Ф. Беликову от 10 ноября 1969 года он писал: «Я хорошо помню дом-особняк бабушки Марии Васильевны, но не помню линии. Был обширный сад, через ограду виднелось большое здание какого-то училища. Дом был одноэтажный, поместительный. В столовой на стене висели чучела птиц, приготовленные Н.К.[10] - трофеи его охот. Тоже несколько ранних его работ, какой-то воин, перевязывающий руку и др. Еще жила охотничья собака Н.К. - Изварка - пойнтер белый с черными пятнами. Ей было много лет. Этот дом был позже продан, и бабушка приобрела квартиру, тоже на Васильевском острове в новом доме. Жила она с Борисом Константиновичем»[11]. Действительно, дом и участок были проданы архитектору Л.Н. Бенуа, который в 1913-1914 годах построил на этом месте по собственному проекту шестиэтажный угловой дом. М.В. Рерих переехала на Кадетскую линию (ныне Съездовская линия) и жила в доме под № 9.
Сергиевская ул., д. 16
«31 января в С.-Петербурге, в доме на Сергиевской ул., в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, родилась дочь, названная Еленой», - так впоследствии напишет в очерке «Сны и видения» Елена Ивановна Рерих о своем рождении[12].
Дом № 16 на Сергиевской улице был построен в 1876-1877 годах по проекту архитектора И.И. Шапошникова, ее отца, и принадлежал домовладелице, жене полковника, Е.Л. Осоргиной. Кроме трехэтажного лицевого корпуса, выходящего на улицу, дом имел три дворовых флигеля. В одном из них, в квартире № 7, семья Шапошниковых жила с 1878 по 1880 годы. В этом доме 3 марта 1878 года у них родился первенец - сын Илларион[13], а31 января 1879 года -дочь Елена.
Современный адрес дома: ул.Чайковского, 18.
Крестили Елену Шапошникову 20 марта 1879 года в Сергиевском всей Артиллерии соборе, который был расположен через дом - на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Восприемниками (крестными) были: младшая сестра матери Людмила Васильевна Голе-нищева-Кутузова и коллега отца инженер-строитель Николай Павлович Высоцкий[14].
Сергиевский всей Артиллерии собор
В 1731 году, на пересечении двух линий Пушкарской слободы, была возведена небольшая деревянная церковь, названная Сергиевскою, во имя Сергия Радонежского Чудотворца. Со временем церковь заново перестраивали три раза. Последний раз строительство велось в 1796-1800 годах по проекту архитектора Ф.И. Демерцова, и в день рождения Сергия Радонежского, 5 июля 1800 года, новый храм был освещен митрополитом Петербургским и Новгородским Амвросием.
С 1803 года, по ходатайству Военной коллегии и Артиллерийской экспедиции, утвержденному императором Александром I, Сергиевская церковь стала именоваться Собором всей Артиллерии. В очерке, посвященном истории собора, протоиерей Н. Покровский писал: «В данное время Сергиевский собор есть единственный в Российской Империи соборный артиллерийский храм, посвященный имени св. Сергия, которого артиллеристы еще во время земной его жизни избрали своим Покровителем»[15].
С 1868 года при Сергиевском соборе существовало приходское Братство, возникшее по инициативе княгини Е.Э. Трубецкой. Братством был основан приют для больных, престарелых и детей-сирот, работала школа, где дети получали начальное образование, обучались рукоделиям и ремеслам. При храме имелись две часовни: первую построили в 1877, вторую - в 1889 году.
В 1932 году собор был закрыт и вскоре разобран. В 1933-1934 годах на фундаменте бывшего храма возвели здание, принадлежавшее ОГПУ - НКВД (ныне административное здание ГУВД СПб., Литейный пр., 6)[16].
Николаевская ул., д. 62
С 1880-1884 (?) годы семья Шапошниковых жила на углу Николаевской ул., 62 и Ивановской ул., 16 в доходном доме Шульца (бывший А.О. Мейера), где занимала квартиру под № 14. Дом был построен в 1876 году по проекту архитектора В.А. Шретера.
Здесь прошли детские годы Елены Шапошниковой. К пяти годам она «освоилась с азбукой и стала бегло читать. Так же быстро одолела и азбуки, французскую и немецкую; к шести годам свободно читала и даже писала на трех языках»*.
Современный адрес: ул. Марата, д. 66.
В 1884 (?) году Шапошниковы переезжают в доходный дом на углу Разъезжей ул., 23 и Ямской ул., 30, в квартиру под № 16.
Пятиэтажный каменный дом был построен в 1882 году по проекту архитектора М.Ф. Петерсона и принадлежал вдове Санкт-Петербургского купца М.С. Сидоровой и ее детям.
В этом доме проходят юношеские годы Елены Шапошниковой, занятия с домашними наставниками и учителями, время учебы в Мариинской женской гимназии. Здесь 31 марта 1898 года умирает ее отец - Иван Иванович Шапошников.
Современный адрес: угол Разъезжей ул., д. 23 и ул. Достоевского, д. 30.
Мариинская женская гимназия
Пятнадцатого марта 1858 года в Санкт-Петербурге вышел указ об учреждении первого женского училища для приходящих девиц, получившего название «Мариинское». Основателем и первым его начальником стал выдающийся педагог Н.А. Вышнеградский, а попечителем - управляющий Ведомством учреждений императрицы Марии, принц П.Г. Ольденбургский. Первое всесословное училище в России было открыто 19 апреля 1858 года и рассчитано на семилетний образовательный курс. В него принимались девочки в возрасте от 9 до 13 лет. Изучались следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, математика, география, история общая и русская, естествознание, французский и немецкий языки (дополнительно, за отдельную плату - английский язык), рисование, рукоделие, а также пение и танцы. По окончании учебы девушкам присваивалось звание «домашняя наставница».
В Правилах внутреннего распорядка Мариинского училища было записано: «Класс должен сколько возможно больше походить на семью. <...> Уничтожение семейного элемента в общественных училищах убивает природную живость детей, омрачает Богом дарованную им веселость, истребляет доверчивость и любовь к наставникам и наставницам, к училищу, к самому ученью...»[17].
В 1862 году Мариинское училище было переименовано в Мариинскую женскую гимназию, которая к концу XIX века стала одной из самых больших столичных гимназий (более 600 учащихся и около 60 преподавателей).
В начале 1870-х годов гимназия разместилась в бывшем здании Петербургского Коммерческого училища, которое находилось на углу Загородного проспекта, д. 13 и Чернышова переулка, д. 11, у Пяти углов. Дом был построен в 1857-1858 годах по проекту архитектора П.С. Пименова.
В этом Коммерческом училище в 1844-1847 годах учился будущий отец Елены Шапошниковой - И.И. Шапошников, но курс училища не окончил.
С 1888 по 1895 годы в Мариинской женской гимназии училась Елена Ивановна Шапошникова и окончила ее в «шестнадцатилетнем возрасте с золотой медалью»[18].
Современный адрес дома: угол ул. Ломоносова, 13 и Загородного пр., 13.
Санкт-Петербургская музыкальная школаНевский проспект, 16
После окончания Мариинской женской гимназии, Елена Шапошникова училась в частной Санкт-Петербургской музыкальной школе, которая находилась по адресу: Невский проспект, 16, в доме графа Зубова, где занималась по классу рояля у профессора И.А. Боровки[19] .
Дом был построен в 70-х годах XVIII века. В 1879-1881 годах реконструирован по проекту архитектора Л.Ф. Шпе-рера. Владели им наследники графа П.А. Зубова, которые сдавали помещения внаем жильцам и учреждениям. Просторные залы двух нижних этажей отличались хорошей акустикой и их часто снимали различные общества и клубы, объединявшие любителей музыки, пения, театра. Здесь проходили репетиции, концерты, встречи деятелей искусств и меценатов.
На рубеже XIX и XX веков в нем устраивали собрания и концерты Петербургское общество камерной музыки, Музыкально-историческое общество имени графа А.Д. Ше-реме-тева, Петербургское общество музыкальных собраний, Литературно-художественный кружок имени Я.П. Полонского и ДР-
В конце 1880-х годов группой профессоров Консерватории В.В. Виссендорфом, И.А. Боровкой и К.Я. Лютшем была учреждена частная Санкт-Петербургская музыкальная школа, которая находилась в доме на Невском до 1908 года. Обучение велось на платной основе и было рассчитано на три года. Преподавание шло на двух отделениях: инструментальном (игра на фортепьяно, скрипке, виолончели) и вокальном. В школу приглашали извест-ных исполнителей, учащиеся устраивали публичные концерты. Современный адрес дома тот же.
Лиговский пр., д. 19
В 1898 году, после смерти мужа, Екатерина Васильевна Шапошникова с дочерью переезжают на угол Лиговского пр., 19 и Малой Итальянской ул., 38, в доходный дом титулярного советника А.А. Петрова, и живут в квартире под № 2. Каменный пятиэтажный угловой дом был построен в 1878 году по проекту архитектора М.А. Андреева и имел шестиэтажный надворный флигель с одноэтажной пристройкой.
Летом 1899 года во время отдыха в имении князя П.А. Путятина в Бологом Е.И. Шапошникова встретилась с Н.К. Рерихом. Знакомство продолжилось в Санкт-Петербурге: Николай Рерих не раз бывал в доме на Лиговском пр., 19/38, по этому адресу Елена Шапошникова получала письма от него. Вскоре она приняла его предложение о замужестве, а в 1901 году состоялась их бракосочетание в церкви Академии художеств. После свадьбы молодая семья стала жить отдельно.
Екатерина Васильевна Шапошникова жила в доме на Лиговском проспекте до 1907 года. Современный адрес: угол Лиговского пр., д. 19 и ул. Жуковского, д. 38.
Церковь святой Екатерины
Двадцать восьмого октября 1901 года в церкви святой Екатерины при Императорской Академии художеств состоялось венчание Елены Ивановны Шапошниковой и Николая Константиновича Рериха.
Церковь святой Екатерины находится на Васильевском острове, внутри здания Академии художеств, и расположена в анфиладе второго этажа северного корпуса. С середины 1760 по 1830 годы в здании действовала временная походная церковь, которую привезли военные из Пруссии. В 1832-1837 годах она была перестроена и заново отделана по проекту архитектора К.А. Тона. Живописные работы в храме выполнили выдающиеся русские художники, профессора Академии художеств, В.К. Шебуев, А.Е. Егоров, П.В. Васин и другие. Скульптурная отделка церкви исполнена известными скульпторами В.И. Демут-Малиновским, СИ. Гальбергом, Ф.П.Толстым. Церковная утварь была изготовлена за счет императора Николая I. Освящение церкви состоялось 24 ноября 1837 года, и тогда же церковь получила свое название во имя святой вмц. Екатерины. Впоследствии многое было подарено храму его прихожанами, например: «белые, атласные с акварельной живописью пелены для образов подарила дочь нотариуса Лидия Константиновна Рерих»[20].
До 1918 года церковь святой Екатерины сохранялась в неизменном виде со времени ее открытия. Лишь в 1860-е годы производился косметический ремонт и реставрация росписи плафона. В октябре 1919 года церковь была закрыта и стала частью музея Академии художеств. Весной 1929-го храм был ликвидирован, а помещение переделано под клуб. В 1991 году в церкви святой Екатерины были возобновлены богослужения и начата реставрация интерьера.
После свадьбы(28 октября 1901 г. молодые поселились в доме матери Рериха на 16 линии, 15.
Галерная ул., д. 44
Вскоре после свадьбы, в конце 1901 года, семья Рерихов переехала с Васильевского острова на Галерную улицу в дом № 44, в квартиру под № 5 на 2-м этаже.
Дом принадлежал вдове потомственного почетного гражданина П.И. Гулиной и ее детям. «Каменный четырехэтажный жилой дом по Галерной улице, с каменным пятиэтажным по левой границе жилым флигилем...»*.
К этому времени Н.К. Рерих уже занимал должность секретаря в Императорском Обществе поощрения художеств, и новое место жительства было ближе к его месту службы .
В 1902 году 3 августа у Елены Ивановны и Николая Константиновича родился первенец - сын, которого родители назвали Юрием.
В 1903 году Н.К. Рерих совершил «большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам от Казани до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печеры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями, домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! <...> Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных. <...> В 1904-м - Верхняя Волга, Углич, Калязин, Тверь, Высоты Валдайские и Дерев-ская Пятина Новугородская»*.
За время путешествия Н.К. Рерих создал более 70 этюдов памятников старины, и около 500 фотографий отснято было Е.И. Рерих.
В статье, посвященной творчеству художника, критик А. Гидони писал: «В этюдах древней архитектуры, привезенных из поездки 1903 года, Рерих счастливо выразил органичность архитектурных форм, развившихся на Руси. Многие ездили до него, подходили к изрытым неровным стенам смоленского кремля и изборским башням и не видели главного, огромной внутренней связи между тем, что человек строил, и всем, что его окружало в природе»**.
В январе 1904 года в помещении Императорского Общества поощрения художеств была устроена выставка, на которой были представлены архитектурные этюды Н.К. Рериха.
На Галерной, 44 семья жила до 1904 года. Современный адрес дома тот же.
4 линия, д. 5
В начале 1904 года семья Рерихов переехала обратно на Васильевский остров. В письме к М.К. Тенишевой от 25 марта Н.К. Рерих писал: «Эти дни все хлопотал с переездом и теперь могу сообщить мой новый адрес: Васильевский Остров, 4 линия, № 5, кв. 9»[21].
Каменный четырехэтажный угловой доходный дом (№ 15 по Большому проспекту) был построен в 1878-1879 годах по проекту архитектора К.К. Рахау и принадлежал Л.Е. Кенигу.
По этому адресу Рерихов часто посещал художник М.А. Врубель. «Незабываемо последнее посещение Врубеля, бывшее в 1905 году. <...> Помним, он пришел довольно поздно вечером, и за чаем была беседа о новых задуманных картинах. Жили мы в доме Кенига на пятой линии Васильевского Острова, столовая выходила во двор...»[22].
В 1904 году 10 октября у Елены Ивановны и Николая Константиновича родился второй сын, названный Святославом.
С 1905 по 1906 год художник создает эскизы майоликовых панно для украшения фасада дома страхового общества «Россия» на Большой Морской ул., д. 35[23]; принимает участие в заграничных выставках в Праге, Берлине, Вене, Милане, Дюссельдорфе, Венеции и Париже.
Н.К. Рерих вспоминал: «Этим временем мы бывали на выставках; слушали лекции; не упустили спектакли, набирались всяких мнений. Мы были в "курсе" дела, в ходе жизни...»[24]
Большая Морская ул., д. 38
По велению Петра I в 1714 году на землях между Мойкой и Адмиралтейством была проложена Большая Морская улица. На ней в 1745 году был построен трехэтажный каменный дом, в котором действовал один из первых театров Санкт-Петербурга. В начале 1870-х годов дом был передан в ведение Общества поощрения художников (основано в 1820 году; с 1882-го по 1917 год - Императорское Общество поощрения художеств или ИОПХ; с 1917 - Всероссийское общество поощрения художеств). По инициативе Д.В. Григоровича в 1870 году при Обществе был организован Художественно-промышленный музей. В 1877-1878 годах здание было перестроено под руководством архитектора М.Е. Месмахера, а в 1890-х годах реконструировано по проекту архитектора И.С. Китнера. В ИОПХ регулярно устраивались выставки, проводились ежегодные конкурсы живописцев, скульпторов, графиков и архитекторов. С 1898 по 1901 год Общество издавало журнал «Искусство и художественная промышленность» под редакцией Н.П. Собко (Н.К. Рерих в 1898-1899 гг. был помощником главного редактора), а с 1901 по 1907 год - журнал «Художественные сокровища России» (редактор А.Н. Бенуа, с 1903 - А.В. Прахов), в котором Н.К. Рерих принимал непосредственное участие.
В 1898 году он был приглашен в ИОПХ на должность помощника секретаря, в 1899 году стал помощником директора музея, а с 1901 года занимал должность секретаря Общества. В 1906 году Н.К. Рерих был избран директором Рисовальной школы ИОПХ и вместе с семьей переехал на новую квартиру, которая находилась на втором этаже в здании Общества, на Большой Морской ул., 38. Вход в квартиру был со стороны набережной Мойки, дом № 83, но можно было пройти и со стороны Большой Морской улицы, мимо выставочных залов.
После своего назначения Н.К. Рерих провел реформу школы, направленную на совершенствование системы преподавания. Впоследствии А.А. Рылов напишет: «С Рерихом было приятно работать: все делалось по-товарищески, главное - чувствовалась живая струя свежего воздуха. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы или новые художественно-промышленные мастерские, увеличивался состав преподавателей приглашением пыдающихся художников. Помещение делалось уже мало, пришлось некоторые специальные мастерские и скульп-iypy перенести в Демидов переулок.
Регулярно организовывались поездки по старинным русским городам. С 1908 года к работе в Школе ИОПХ Н.К. Рерих привлек двоюродного брата Е. И. Рерих - Степана Степановича Митусова[25], он занимал должность секретаря, помощпика инспектора, в 1913 году организовал в Школе хор; и своего младшего брата - Бориса Константиновича Рериха, с 1913 года он преподавал в общерисовальных классах, а в 1918 году исполнял обязанности директора Школы.
В 1917 году семья Рерихов покидает Петроград и переезжает жить в Сердоболь (Сортавала). Н.К. Рерих участвует в Комиссии по делам искусств, готовит преобразование Школы; в 1918 году последний раз приезжает в Петроград, и после этого начинается длительный период жизни семьи Рерихов за рубежом.
Квартира Рерихов, в доме Общества на Большой Морской, в 1920 году была опечатана со всем имуществом, а в 1921 году картины из собрания Николая Константиновича были переданы в Русский музей и Государственный Эрмитаж. Остальные предметы (художественная мебель и прочее) - в музей ОПХ[26] . В 1931 году, по заявлению его сестры Л.К. Озеровой, в Государственный Эрмитаж были приняты «без проверки содержимого» около 40 ящиков с археологическими коллекциями Н.К. Рериха из подвала дома № 83 по набережной реки Мойки[27].
В 1930 году Общество поощрения художеств было упразднено, а в 1932 году был образован творческий Союз советских художников. Ныне в здании находится Петербургский Союз художников России и выставочный центр. В 1982 году на доме установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1906 по 1917 год жил и работал Николай Константинович Рерих, русский художник, археолог и путешественник». Современный адрес дома тот же.
В 1909 г. состоялся «Салон» , который проходил в помещениях музея и в «Меншиковских комнатах» в Первом кадетском корпусе,устроенный известным петербургским искусствоведом С. К. Маковским (Васильевский остров, Кадетская линия-Университетская наб., 15). Рерих здесь впервые представил свыше 50 полотен , включая программное произведение «сокровище Ангелов» (1904-1905) Кустодиев не остался в стороне, выставив портреты. (Б.М.Кустодиев в Музее-институте семьи Рерихов. Выставка одной работы. СПб., 2007. С. 12)
А. Н . Бенуа писал в газете «Речь», что выставка впервые показала петербургской публике истинные масштабы художника.
В Санкт - Петербурге открылась большая выставка «Союза русских художников в двух этажах дома Армянской церкви на невском проспекте. Рерих представил картину «»Белые птицы», эскизы театральных декораций»Путивль», «Терем Ярославны», «Пролог» к «Снегурочке», «Половецкий стан» и еще 35 произведений.
(Б.М.Кустодиев в Музее-институте семьи Рерихов. Выставка одной работы. СПб., 2007 С.13 )
Стасов
В 1895 г. произошло большое событие в жизни Рерих. Он познакомился с Владимиром Васильевичем Стасовым. Выдающийся знаток искусства и критик, оказавший заметное влияние на жизнь Петербурга на протяжении нескольких десятилетий, оказал большое влияние на Рериха.
Знакомство произошло в Императорской Публичной библиотеке (Публичная библиотека пл. Островского ,1 ) , где Стасов заведовал художественным отделом. Рерих принес ему свою рукопись о значении искусства для современной жизни и попросил С. Ознакомиться с ней. Завязалась увлекательная беседа. Р. стал бывать у Стасова.
С 41.