После свадьбы(28 октября 1901 г. молодые поселились в доме матери Рериха на 16 линии, 15.

Андреевский собор

Крестили Николая Рериха 16 октября 1874 года в Ан­дреевском соборе. Восприемниками (крестными) были: воспитанник 6-го класса Ларинской гимназии Александр Павлович Коркунов[2] и дочь нотариуса Лидия Константи­новна Рерих.

В доме на набережной семья Рерихов жила до 1899 года. Здесь прошли детские и юношеские годы Николая Константиновича Рериха, его учеба в частной гимназии К.И. Мая, Академии художеств и Петербургском универси­тете. Здесь шло становление художника Рериха, будущего

 

путешественника, археолога, пе­дагога и общественного деятеля. Уже на склоне лет он вспоминал: «Так и жили на Васильевском ос­трове, на набережной против Ни­колаевского моста. Наискось было Новое Адмиралтейство. На спуск военных судов приходили крейсера и палили прямо нам в окна. Весело гремели салюты и клубились белые облачка дыма»[3].

В 1994 году на доме по Уни­верситетской наб. была установ­лена мемориальная доска с надписью: «В этом доме ро­дился и жил с 1874 по 1899 год мыслитель-гуманист, ху­дожник Николай Рерих»[4].

Современный адрес: угол Университетской наб., д. 25 и 6-й линии, д. 1.

Андреевский собор распо­ложен на углу Большого проспек­та и 6-й линии Васильевского ос­трова. В 1731 году на этом месте была возведена деревянная цер­ковь, которую в 1732 году освяти­ли в честь святого апостола Анд­рея Первозванного. В 1744 году церковь получила статус собора, а в 1761 году он сгорел от попа­дания молнии. В 1764-1780 годах по проекту архитектора А.Ф. Вис­та был построен новый каменный собор, который в 1797 году при императоре Павле I стал кавалерским, в связи с чем над входом был укреплен знак ордена святого Андрея Первозванного, поддерживаемый херувимами. В 1848-1850-х годах по проекту архитектора Н.П. Гребёнки были пристроены боковые приделы. Кроме двух часовен в ограде, к собору была приписана часовня свт. Николая на Николаевском мосту (не сохранилась). С 1869 года при соборе действовало приходское благотво­рительное общество, содержавшее детский приют, бога­дельню с домовой церковью и небольшой больницей.

В конце XIX века собор неоднократно посещал и про­водил в нем службы отец Иоанн Кронштадтский.

В 1938 году собор был закрыт. Долгие годы его поме­щения арендовали различные организации. В конце 1980-х годов здание было передано православной церкви, а с 1990 года в нем возобновились богослужения. Современ­ный адрес: 6 линия, д.11. По этому же адресу, рядом с Ан­дреевским собором находится церковь Трех Святителей, которая была построена в середине XVIII века.

Гимназия К.И.Мая

В 1856 году по инициативе нескольких немецких предпринимателей на 1-й линии Васильевского острова была открыта частная мужская школа. Возглавил ее педагог-практик Карл Иванович Май, который избрал в качестве основного девиза изречение основоположника современ­ной педагогики Яна Амоса Коменского: «Сперва любить -потом учить», в соответствии с которым был создан кол­лектив педагогов, состоящий из людей с высокими нрав­ственными и профессиональными качествами. В дальней­шем школа получила название «Гимназия и реальное учи­лище К. Мая», а ученики и педагоги школы стали называть себя «Майскими жуками».

В 1861 году гимназия переехала с 1-й на 10-ю линию Васильевского острова в купленный трехэтажный дом под № 13. Вскоре она заняла перестроенное для нее трехэтаж­ное здание, которое находилось во дворе этого дома. Бла­годаря возникшей в этом учебном заведении особой ат­мосфере, школу К.И. Мая, по меткому выражению ее вы­пускника Д.В. Философова, называли «государством в го­сударстве, отделенном бесконечным океаном от казенщи­ны». В ней была создана система воспитания и образова­ния, основанная на взаимном уважении и доверии, посто­янном взаимодействии с семьей, стремлением учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика. Чаще других в эту школу отдавали своих детей представи­тели русской интеллигенции. Срок обучения был рассчи­тан на 9 лет. На гимназическом отделении обучались дети склонные к гуманитарным наукам, а на реальном - дети склонные к естественным наукам.

С 1883 по 1893 годы в гимназии К.И. Мая учился Ни­колай Константинович Рерих. Любимым уроком была исто­рия, увлекала география. В течение гимназических лет он несколько раз принимал участие в постановках пьес Остро­вского и Гоголя, им были нарисованы портрет К.И. Мая, про­

 
  После свадьбы(28 октября 1901 г. молодые поселились в доме матери Рериха на 16 линии, 15. - student2.ru

граммы и эскизы к спектаклям. В эти же годы Николай Ре­рих участвовал в раскопках курганов с известным археоло­гом Л.К. Ивановским. Часть находок передал в гимназию. Увлекался охотой, собирал различные коллекции, много ри­совал. В 1891 году появились его первые публикации в «Охот­ничьей газете» и журнале «Русский охотник».

Также в гимназии К.И. Мая, в здании на 10 линии, учи­лись младшие братья Н.К. Рериха: Владимир (1891-1902) и Борис (1894-1903).

В 1909-1910 годах по проекту выпускника гимназии академика архитектуры Г.Д. Гримма было построено новое учебное здание в стиле модерн, на участке № 39 по 14 ли­нии Васильевского острова. Над входом в него был уста­новлен барельеф - «Майский жук». В четырех этажах дома помимо классов для 600 учеников были размещены 8 пред­метных кабинетов, библиотека, спортзал, столовая, столяр­ная мастерская. В этом здании гимназии К.И.Мая учились дети Н.К. Рериха и Е.И. Рерих: Юрий (1914-1917) и Святос­лав (1916-1917)'.

Осенью 1918 года частное учебное заведение К.И.Мая было национализировано и преобразовано в Советскую еди­ную трудовую школу. С 1937 по 1942 годы в здании распола­галась 6-я специальная артиллерийская школа, а с 1944 по 1976 годы эти классы занимала 5-я средняя общеобразова­тельная школа. С 1978 года в здании находится Институт ин­форматики и автоматизации Российской академии наук. По инициативе его директора был создан музей истории школы К.И. Мая, который весной 1995 года открыл старейший уче­ник - академикД.С. Лихачев. Благодаря активной поддержке многих бывших учеников и их потомков в музее была создана экспозиция, отражающая все этапы развития школы.

Современный адрес дома: 14 линия, 39.

Академия художеств

Академия художеств была учреждена решением Сена­та в 1757 году по инициативе выдающихся деятелей Рос­сии - ученого М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова; Ус­тав и Привилегии утверждены в 1764 году при императрице Екатерине II. В 1764-1788 годах на участке между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова, вдоль набережной реки Невы, было построено величественное здание, предназна­ченное для «Академии трех знатнейших художеств». Авто­рами проекта были профессора-архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов. В 1832-1834 годах перед главным входом в Академию архитектором К.А. Тоном сооружена каменная пристань с двумя сфинкса­ми по сторонам. Во второй половине XIX - начале XX века по проектам архитекторов А.И. Резанова, Ф.И. Эппингера, Л.Н. Бенуа, В.А. Щуко была изменена отделка помещений в здании. Ныне в стенах Академии (Университетская наб., д. 17) находится Институт живописи, скульптуры и архитек­туры им. И.Е. Репина, Научная библиотека и Научно-иссле­довательский музей Академии художеств.

В 1893 году Н.К. Рерих поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Его преподавате­лями были: Н.А. Лаверецкий, И.П. Пожалостин, Г.Р. Зале-ман, П.П. Чистяков, Б.П. Виллевальде и др.

С 1895 года он занимался в пейзажной мастерской под руководством профессора А.И. Куинджи, который стал для Н.К. Рериха «учителем не только живописи, но и всей жизни»[5]. Мастерская находилась в помещении первого этажа здания Академии художеств, окна выходили на тре­тью линию Васильевского острова.

В 1895 и 1896 годах Николай Рерих принимал учас­тие в выставках ученических работ, а в 1897 году на кон­курсной выставке в Академии получил звание художника. Позже, в 1899, 1900, 1902 годах, он участвовал в весенних академических выставках, а в 1909 году был удостоен зва­ния академика Императорской Академии художеств.

Ранее, с 1855 по 1864 годы, в Академии художеств учил­ся И.И. Шапошников, отец Е.И. Рерих. Занимался в мастер­ской профессора архитектуры, академика А.П. Брюллова. В 1859 году он был награжден малой серебряной медалью за «Проект Арсенала в саду при Императорском дворце», а в 1862 году - большой серебряной медалью за дипломную работу «Проект Кофейного дома в парке». В 1864 году по­лучил аттестат от Академии художеств со званием «классно­го художника 3-ей степени»** с правом производить проек­ты.

В 1904-1913 годах в Академии художеств учился младший брат Николая Рериха - Борис Рерих. Занимал­ся в мастерской профессора архитектуры Л.Н. Бенуа. За дипломную работу «Проект железнодорожного вокзала для столицы» был удостоен звания архитектора-художни­ка.

Музей-квартира А.И. Куинджи.

В настоящее время в ведении Академии художеств на­ходится музей-квартира А.И. Куинджи. Современный адрес: Биржевой переулок, д. 1/10, кв. 11 (набережная Макарова, 10). Дом был построен в 1841-1842 годах по проекту архи­тектора А.Х. Пеля, а в 1879 году архитектор Л.Ф. Шперер надстроил трехэтажные корпуса четвертым этажом. В этом доме в разное время жили многие русские живописцы: И.Н-. Крамской, И.И. Шишкин, братья Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, М.П. Клодт, А.И. Корзухин, Г.Г. Мясоедов, Н.А. Бруни; ученые В.И. Вернадский, Н.Е. Введенский и др. В 1887 году граж­данский инженер Г. В. Барановский надстроил мастерскую-мансарду для художников над верхним этажом корпуса по Биржевой линии. С 1897-1910 годы в квартире с мастер­ской жил художник А.И. Куинджи. Здесь его часто посеща­ли ученики, в том числе Н.К. Рерих, который впоследствии писал о своем учителе: «За нашего Архипа Ивановича мы дружно стояли. Где же был другой такой руководитель ис­кусства и жизни?!»[6]. В 1995 году в квартире, где жил ху­дожник, был открыт музей.

Рерих и Куинджи.

После окончания натурного класса в 1894 г. Рериху надо было выбирать руководителя мастерской. Это совпало с приходом в Академию после реформы передвижников. Мастерскую исторической живописи возглавлял И. Е. Репин, пейзажа – Куинджи А. И. Николай увлекался историей, поэтому понес показывать свои работы Репену, который жил Калинкина моста в доме № 3 ( ныне пл. репина 3, кв. 5) Репин похвалил рисунки, но зачислить к себе не мог, попросил подождать, так как мест уже не было. Тогда Рерих пошел к Куинджи, который согласился принять художника.

Человек большой души, Куинджи вызывал в Рерихе преклонение перед его талантом, целеустремленностью и трудолюбием. Настойчивость и трудолюбие были характерными чертами самого Рериха. В трудные минуты он всегда обращался к Куинджи, чувствуя его теплое заинтересованное отношение к себе. «Учитель с большой буквы» - так называл он Архипа Ивановича. Куинджи жил в четырехэтажном доме в Биржевом переулке, на Васильевском острове. (Биржевая линия, 18). Квартира его занимала четвертый этаж и мансарду, где помещалась мастерская художника. Из мастерской был выход на крышу, где Куинджи кормил птиц.

Отстранение Куинджи

В последний год пребывания Рериха в академии случились студенческие волнения, вызванные и подготовленные многими обстоятельствами, главным образом перестройкой всей системы академического преподавания. Непосредственным поводом послужило резкое обращение ректора А. О. Томишко с уволенным за неуспеваемость студентом. А. И. Куинджи , пользовавшийся большим авторитетом у студентов, пришел на одну из сходок, чтобы просить учеников во имя искусства прекратить бунт, но студенты увещеваниям не вняли, а для Куинджи присутствие на студенческой сходке возымело неожиданные последствия. Он скомпрометировал профессора в глазах начальства.

Администрация отстранила художника от преподавания, предварительно подвергнув его домашнему аресту.

Для обсуждения ситуации куинджисты собрались в ресторане Бернара (на углу наб Невы и 8-й линии)Это был недорогой, но уютный ресторан, который посещали студенты, любили посидеть там и капитаны и шкиперы иностранных судов. На этом собрании ученики решили писать конкурсные работы вне стен Академии, не пользуясь казенной мастерской. Рерих обдумывал конкурсную работу в Изваре.

Окончание Академии.

4 ноября 1897 года в Академии художеств состоялось торжественное вручении дипломов. Рерих получил звание художника. После торжественного акта А. И. Куинджи и его бывшие ученики отправились во «Французский» ресторан на Невский, где и отметили окончание Академии художеств (помещался в доме № 18)

Санкт-Петербургский университет

В 1722-1742 годах XVIII века на Стрелке Васильев­ского острова и набережной реки Большой Невы было воз­ведено здание Двенадцати коллегий (двенадцатьтрех-этаж-ных однотипных корпусов, стоящих вплотную друг к другу). Строилось оно по проекту архитектора Доминико Трезини, а после его смерти, с 1734 года, работы продол­жили архитекторы Дж. Трезини и М.Г. Земцов. Они в 1737-1741 годах пристроили вдоль западного фасада двухъярус­ную галерею. Здание предназначалось для правитель­ственных учреждений России. В нем размещались Ауди-енц-камера, департамент Правительствующего Сената, Иностранная, Военная и другие коллегии, Штатс-контора и Святейший Синод. В 1804 году ряд помещений бывших коллегий занял Педагогический институт. Там же были квартиры преподавателей. В 1819 году институт реорга­низовали в Императорский Педагогический университет. Датой же основания Университета считается 1724 год, от указа Петра I об основании Академии наук и Университета. В 1783 году он был преобразован в Учительскую семина­рию, в 1802 году - Учительскую гимназию, а в 1804 году стал Педагогическим институтом. В 1828-1837 годах по проекту архитектора А.Ф. Щедрина в здании Двенадцати коллегий были реконструированы помещения для учебных целей.

Ныне в здании находится С.-Петербургский государ­ственный университет, открыт музей истории С.-Петербур­гского государственного университета и мемориальный музей-архив Д.И. Менделеева. Современный адрес: Уни­верситетская наб., д. 7-9.

В комплекс университетских зданий входит ректор­ский флигель - трехэтажный дом под № 9, построенный в конце XVIII века. В 1840-1842 годах был перестроен архи­тектором А. Ф. Щедриным. В этом флигеле в 1880 году родился А. А. Блок, впоследствии знаменитый поэт.

Одновременно с поступлением в Академию художеств Н.К. Рерих был зачислен в Императорский С.-Петербургский университет на юридический факультет. Параллельно он слушал лекции на историко-филологичес­ком факультете.

Среди его преподавателей на юридическом факульте­те были: С.А. Бершадский, И.Я. Фойницкий, В.В. Ефимов, В.И. Сергеевич, Н.М. Коркунов, В.Н. Латкин, Ф.Ф. Мартене, А.Х. Гольмстен, В.И.Адамович и др.; на историческом -С.Ф. Платонов, Н.И. Кареев, Н.И. Веселовский, Ф.А. Браун.

В студенческие годы Николай Рерих принимал участие в оформлении «Литературного сборника произведений сту­дентов Императорского С.-Петербургского Университета», вышедшего в 1896 году под редакцией Д.В. Григоровича, А.Н. Майкова и Я.П. Полонского.

В 1898 году Н.К. Рерих окончил Университет, защи­тив дипломную работу по теме: «Правовое положение ху­дожников древней Руси».

16 линия, д. 15

(дом не сохранился)

В мае 1880 года Константином Федоровичем Рерихом был приобретен участок «пустопорожней земли»[7] с по­лисадом на имя Марии Васильевны Рерих. Участок находил­ся на углу Большого проспекта и 16-й линии Васильевского острова. Осенью 1882 года М.В. Рерих продала его карет­ному мастеру А.И. Гейнрихсену, у которого к 1887 году на этом участке значился «деревянный двух-этажный лицевой дом, крытый только верхний этаж для жилья, нижний этаж для каретной мастерской...»[8]; а в апреле 1888 года Мария Васильевна выкупила с публичных торгов тот же участок, выставленный за неплатеж по ссуде. В 1890 году ее имуще­ство заключалось «в дворовом участке земли мерою <...> в ч[исле] 666 3/4 кв. саж., в том числе заключается под поли­садом 305 31/35 кв. саж., какова земля должна всегда, со­гласно Высочайшему повелению, оставаться под полиса­дом, огороженною приличным окрашенным масляною крас­кою решетчатым забором и никаким строением занимаема быть не должна. Двор сей под уррегулирование не подхо­дит на каковом участке имеется лицевой по 16 линии дере­вянный 2-х этажный дом и во дворе два деревянных сарая и каменная кузница. Дом в настоящее время ремонтируется капитальною внутреннюю отделкою, а кузница обращается в прачечную и дворницкую...»[9]. По описи с оценкою дома в 1891 году Марии Васильевне Рерих принадлежали лице­вой деревянный дом в два этажа с каменною пристройкою для лестницы, деревянный одноэтажный надворный жилой флигель и каменные службы. Помещения дома, около 20 комнат, сдавались внаем. Их занимали: архитектор Л. Ф. Шпе-рер, прусский подданный Ф. Циллесен и конторщик Ю.И. Нюстрем.

В 1899 году, после окончания контракта на аренду по­мещения в доме по Университетской набережной, 25, се­мья Рерихов переезжает в собственный дом на 16-ю ли­нию Васильевского острова (угол Большого пр., 57 и 16-й линии, 15). Летом 1900 года умер К.Ф. Рерих. Мария Васильевна жила в этом доме с младшими сыновь­ями до 1912 года, а Николай Константинович Рерих - до 1901 года, до своей женитьбы на Е.И. Шапошниковой.

Об этом доме остались воспоминания Святослава Николаевича Рериха. В письме к П.Ф. Беликову от 10 но­ября 1969 года он писал: «Я хорошо помню дом-особняк бабушки Марии Васильевны, но не помню линии. Был об­ширный сад, через ограду виднелось большое здание ка­кого-то училища. Дом был одноэтажный, поместитель­ный. В столовой на стене висели чучела птиц, приготов­ленные Н.К.[10] - трофеи его охот. Тоже несколько ранних его работ, какой-то воин, перевязывающий руку и др. Еще жила охотничья собака Н.К. - Изварка - пойнтер белый с черны­ми пятнами. Ей было много лет. Этот дом был позже про­дан, и бабушка приобрела квартиру, тоже на Васильевс­ком острове в новом доме. Жила она с Борисом Констан­тиновичем»[11]. Действительно, дом и участок были про­даны архитектору Л.Н. Бенуа, который в 1913-1914 го­дах построил на этом месте по собственному проекту шестиэтажный угловой дом. М.В. Рерих переехала на Ка­детскую линию (ныне Съездовская линия) и жила в доме под № 9.

Сергиевская ул., д. 16

«31 января в С.-Петербурге, в доме на Сергиевской ул., в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Ша­пошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожден­ной Голенищевой-Кутузовой, родилась дочь, названная Еленой», - так впоследствии напишет в очерке «Сны и ви­дения» Елена Ивановна Рерих о своем рождении[12].

Дом № 16 на Сергиевской улице был построен в 1876-1877 годах по проекту архитектора И.И. Шапошникова, ее отца, и принадлежал домовладелице, жене полковника, Е.Л. Осоргиной. Кроме трехэтажного лицевого корпуса, выходящего на улицу, дом имел три дворовых флигеля. В одном из них, в квартире № 7, семья Шапошниковых жила с 1878 по 1880 годы. В этом доме 3 марта 1878 года у них родился первенец - сын Илларион[13], а31 января 1879 года -дочь Елена.

Современный адрес дома: ул.Чайковского, 18.

Крестили Елену Шапошникову 20 марта 1879 года в Сергиевском всей Артиллерии соборе, который был рас­положен через дом - на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Восприемниками (крестными) были: младшая сестра матери Людмила Васильевна Голе-нищева-Кутузова и коллега отца инженер-строитель Нико­лай Павлович Высоцкий[14].

Сергиевский всей Артиллерии собор

В 1731 году, на пересечении двух линий Пушкарской слободы, была возведена небольшая деревянная церковь, названная Сергиевскою, во имя Сергия Радонежского Чу­дотворца. Со временем церковь заново перестраивали три раза. Последний раз строительство велось в 1796-1800 го­дах по проекту архитектора Ф.И. Демерцова, и в день рож­дения Сергия Радонежского, 5 июля 1800 года, новый храм был освещен митрополитом Петербургским и Новгородс­ким Амвросием.

С 1803 года, по ходатайству Военной коллегии и Ар­тиллерийской экспедиции, утвержденному императором Александром I, Сергиевская церковь стала именоваться Собором всей Артиллерии. В очерке, посвященном исто­рии собора, протоиерей Н. Покровский писал: «В данное время Сергиевский собор есть единственный в Российс­кой Империи соборный артиллерийский храм, посвящен­ный имени св. Сергия, которого артиллеристы еще во вре­мя земной его жизни избрали своим Покровителем»[15].

С 1868 года при Сергиевском соборе существовало приходское Братство, возникшее по инициативе княгини Е.Э. Трубецкой. Братством был основан приют для боль­ных, престарелых и детей-сирот, работала школа, где дети получали начальное образование, обучались рукоделиям и ремеслам. При храме имелись две часовни: первую по­строили в 1877, вторую - в 1889 году.

В 1932 году собор был закрыт и вскоре разобран. В 1933-1934 годах на фундаменте бывшего храма возвели здание, принадлежавшее ОГПУ - НКВД (ныне администра­тивное здание ГУВД СПб., Литейный пр., 6)[16].

Николаевская ул., д. 62

С 1880-1884 (?) годы семья Шапошниковых жила на углу Николаевской ул., 62 и Ивановской ул., 16 в доходном доме Шульца (бывший А.О. Мейера), где занимала квар­тиру под № 14. Дом был построен в 1876 году по проекту архитектора В.А. Шретера.

Здесь прошли детские годы Елены Шапошниковой. К пяти годам она «освоилась с азбукой и стала бегло чи­тать. Так же быстро одолела и азбуки, французскую и не­мецкую; к шести годам свободно читала и даже писала на трех языках»*.

Современный адрес: ул. Марата, д. 66.

В 1884 (?) году Шапошниковы переезжают в доход­ный дом на углу Разъезжей ул., 23 и Ямской ул., 30, в квар­тиру под № 16.

Пятиэтажный каменный дом был построен в 1882 году по проекту архитектора М.Ф. Петерсона и принадлежал вдове Санкт-Петербургского купца М.С. Сидоровой и ее детям.

В этом доме проходят юношеские годы Елены Ша­пошниковой, занятия с домашними наставниками и учите­лями, время учебы в Мариинской женской гимназии. Здесь 31 марта 1898 года умирает ее отец - Иван Иванович Ша­пошников.

Современный адрес: угол Разъезжей ул., д. 23 и ул. Достоевского, д. 30.

Мариинская женская гимназия

Пятнадцатого марта 1858 года в Санкт-Петербурге вышел указ об учреждении первого женского училища для приходящих девиц, получившего название «Мариинское». Основателем и первым его начальником стал выдающий­ся педагог Н.А. Вышнеградский, а попечителем - управля­ющий Ведомством учреждений императрицы Марии, принц П.Г. Ольденбургский. Первое всесословное учили­ще в России было открыто 19 апреля 1858 года и рассчи­тано на семилетний образовательный курс. В него прини­мались девочки в возрасте от 9 до 13 лет. Изучались сле­дующие предметы: Закон Божий, русский язык и словес­ность, математика, география, история общая и русская, естествознание, французский и немецкий языки (допол­нительно, за отдельную плату - английский язык), рисова­ние, рукоделие, а также пение и танцы. По окончании уче­бы девушкам присваивалось звание «домашняя наставница».

В Правилах внутреннего распорядка Мариинского училища было записано: «Класс должен сколько возможно больше походить на семью. <...> Уничтожение семейного элемента в общественных училищах убивает природную живость детей, омрачает Богом дарованную им веселость, истребляет доверчивость и любовь к наставникам и настав­ницам, к училищу, к самому ученью...»[17].

В 1862 году Мариинское училище было переимено­вано в Мариинскую женскую гимназию, которая к концу XIX века стала одной из самых больших столичных гимназий (более 600 учащихся и около 60 преподавателей).

В начале 1870-х годов гимназия разместилась в быв­шем здании Петербургского Коммерческого училища, ко­торое находилось на углу Загородного проспекта, д. 13 и Чернышова переулка, д. 11, у Пяти углов. Дом был по­строен в 1857-1858 годах по проекту архитектора П.С. Пименова.

В этом Коммерческом училище в 1844-1847 годах учился будущий отец Елены Шапошниковой - И.И. Ша­пошников, но курс училища не окончил.

С 1888 по 1895 годы в Мариинской женской гимна­зии училась Елена Ивановна Шапошникова и окончила ее в «шестнадцатилетнем возрасте с золотой медалью»[18].

Современный адрес дома: угол ул. Ломоносова, 13 и Загородного пр., 13.

Санкт-Петербургская музыкальная школаНе­вский проспект, 16

После окончания Мариинской женской гимназии, Елена Шапошникова училась в частной Санкт-Петербургс­кой музыкальной школе, которая находилась по адресу: Не­вский проспект, 16, в доме графа Зубова, где занималась по классу рояля у профессора И.А. Боровки[19] .

Дом был построен в 70-х годах XVIII века. В 1879-1881 годах реконструирован по проекту архитектора Л.Ф. Шпе-рера. Владели им наследники графа П.А. Зубова, которые сдавали помещения внаем жильцам и учреждениям. Про­сторные залы двух нижних этажей отличались хорошей аку­стикой и их часто снимали различные общества и клубы, объединявшие любителей музыки, пения, театра. Здесь проходили репетиции, концерты, встречи деятелей ис­кусств и меценатов.

На рубеже XIX и XX веков в нем устраивали собрания и концерты Петербургское общество камерной музыки, Музы­кально-историческое общество имени графа А.Д. Ше-реме-тева, Петербургское общество музыкальных собраний, Ли­тературно-художественный кружок имени Я.П. Полонского и ДР-

В конце 1880-х годов группой профессоров Консер­ватории В.В. Виссендорфом, И.А. Боровкой и К.Я. Лютшем была учреждена частная Санкт-Петербургская музыкаль­ная школа, которая находилась в доме на Невском до 1908 года. Обучение велось на платной основе и было рассчи­тано на три года. Преподавание шло на двух отделениях: инструментальном (игра на фортепьяно, скрипке, виолон­чели) и вокальном. В школу приглашали извест-ных испол­нителей, учащиеся устраивали публичные концерты. Со­временный адрес дома тот же.

Лиговский пр., д. 19

В 1898 году, после смерти мужа, Екатерина Васильевна Шапошникова с дочерью переезжают на угол Лиговского пр., 19 и Малой Итальянской ул., 38, в доходный дом титулярного советника А.А. Петрова, и живут в квартире под № 2. Камен­ный пятиэтажный угловой дом был построен в 1878 году по проекту архитектора М.А. Андреева и имел шестиэтажный над­ворный флигель с одноэтажной пристройкой.

Летом 1899 года во время отдыха в имении князя П.А. Путятина в Бологом Е.И. Шапошникова встретилась с Н.К. Рерихом. Знакомство продолжилось в Санкт-Петербурге: Николай Рерих не раз бывал в доме на Лиговском пр., 19/38, по этому адресу Елена Шапошникова получала письма от него. Вскоре она приняла его предложение о замужестве, а в 1901 году состоялась их бракосочетание в церкви Академии худо­жеств. После свадьбы молодая семья стала жить отдельно.

Екатерина Васильевна Шапошникова жила в доме на Лиговском проспекте до 1907 года. Современный адрес: угол Лиговского пр., д. 19 и ул. Жуковского, д. 38.

Церковь святой Екатерины

Двадцать восьмого октября 1901 года в церкви свя­той Екатерины при Императорской Академии художеств состоялось венчание Елены Ивановны Шапошниковой и Николая Константиновича Рериха.

Церковь святой Екатерины находится на Васильевс­ком острове, внутри здания Академии художеств, и распо­ложена в анфиладе второго этажа северного корпуса. С середины 1760 по 1830 годы в здании действовала вре­менная походная церковь, которую привезли военные из Пруссии. В 1832-1837 годах она была перестроена и зано­во отделана по проекту архитектора К.А. Тона. Живопис­ные работы в храме выполнили выдающиеся русские ху­дожники, профессора Академии художеств, В.К. Шебуев, А.Е. Егоров, П.В. Васин и другие. Скульптурная отделка церкви исполнена известными скульпторами В.И. Демут-Малиновским, СИ. Гальбергом, Ф.П.Толстым. Церковная утварь была изготовлена за счет императора Николая I. Ос­вящение церкви состоялось 24 ноября 1837 года, и тогда же церковь получила свое название во имя святой вмц. Ека­терины. Впоследствии многое было подарено храму его прихожанами, например: «белые, атласные с акварельной живописью пелены для образов подарила дочь нотариуса Лидия Константиновна Рерих»[20].

До 1918 года церковь святой Екатерины сохранялась в неизменном виде со времени ее открытия. Лишь в 1860-е годы производился косметический ремонт и реставрация росписи плафона. В октябре 1919 года церковь была закрыта и стала частью музея Академии художеств. Весной 1929-го храм был ликвидирован, а помещение переделано под клуб. В 1991 году в церкви святой Екатерины были возобновлены богослужения и начата реставрация интерьера.

После свадьбы(28 октября 1901 г. молодые поселились в доме матери Рериха на 16 линии, 15.

Галерная ул., д. 44

Вскоре после свадьбы, в конце 1901 года, семья Ре­рихов переехала с Васильевского острова на Галерную ули­цу в дом № 44, в квартиру под № 5 на 2-м этаже.

Дом принадлежал вдове потомственного почетного гражданина П.И. Гулиной и ее детям. «Каменный четыре­хэтажный жилой дом по Галерной улице, с каменным пяти­этажным по левой границе жилым флигилем...»*.

К этому времени Н.К. Рерих уже занимал должность сек­ретаря в Императорском Обществе поощрения художеств, и новое место жительства было ближе к его месту службы .

В 1902 году 3 августа у Елены Ивановны и Николая Константиновича родился первенец - сын, которого роди­тели назвали Юрием.

В 1903 году Н.К. Рерих совершил «большое паломни­чество с Еленой Ивановной по сорока древним городам от Казани до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгоро­да, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмос­ковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печеры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями, домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! <...> Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных. <...> В 1904-м - Верхняя Волга, Углич, Калязин, Тверь, Высоты Валдайские и Дерев-ская Пятина Новугородская»*.

За время путешествия Н.К. Рерих создал более 70 этюдов памятников старины, и около 500 фотографий отснято было Е.И. Рерих.

В статье, посвященной творчеству художника, критик А. Гидони писал: «В этюдах древней архитектуры, приве­зенных из поездки 1903 года, Рерих счастливо выразил органичность архитектурных форм, развившихся на Руси. Многие ездили до него, подходили к изрытым неровным стенам смоленского кремля и изборским башням и не ви­дели главного, огромной внутренней связи между тем, что человек строил, и всем, что его окружало в природе»**.

В январе 1904 года в помещении Императорского Общества поощрения художеств была устроена выставка, на которой были представлены архитектурные этюды Н.К. Рериха.

На Галерной, 44 семья жила до 1904 года. Современ­ный адрес дома тот же.

4 линия, д. 5

В начале 1904 года семья Рерихов переехала обрат­но на Васильевский остров. В письме к М.К. Тенишевой от 25 марта Н.К. Рерих писал: «Эти дни все хлопотал с пере­ездом и теперь могу сообщить мой новый адрес: Василь­евский Остров, 4 линия, № 5, кв. 9»[21].

Каменный четырехэтажный угловой доходный дом (№ 15 по Большому проспекту) был построен в 1878-1879 годах по проекту архитектора К.К. Рахау и принадлежал Л.Е. Кенигу.

По этому адресу Рерихов часто посещал художник М.А. Врубель. «Незабываемо последнее посещение Врубе­ля, бывшее в 1905 году. <...> Помним, он пришел доволь­но поздно вечером, и за чаем была беседа о новых заду­манных картинах. Жили мы в доме Кенига на пятой линии Васильевского Острова, столовая выходила во двор...»[22].

В 1904 году 10 октября у Елены Ивановны и Николая Константиновича родился второй сын, названный Святос­лавом.

С 1905 по 1906 год художник создает эскизы майо­ликовых панно для украшения фасада дома страхового об­щества «Россия» на Большой Морской ул., д. 35[23]; при­нимает участие в заграничных выставках в Праге, Берли­не, Вене, Милане, Дюссельдорфе, Венеции и Париже.

Н.К. Рерих вспоминал: «Этим временем мы бывали на выставках; слушали лекции; не упустили спектакли, на­бирались всяких мнений. Мы были в "курсе" дела, в ходе жизни...»[24]

Большая Морская ул., д. 38

По велению Петра I в 1714 году на землях между Мойкой и Адмиралтейством была проложена Большая Морская улица. На ней в 1745 году был построен трехэтажный каменный дом, в ко­тором действовал один из первых театров Санкт-Петербурга. В нача­ле 1870-х годов дом был передан в ведение Общества поощрения художников (основано в 1820 году; с 1882-го по 1917 год - Импера­торское Общество поощрения ху­дожеств или ИОПХ; с 1917 - Все­российское общество поощрения художеств). По инициативе Д.В. Григоровича в 1870 году при Обществе был организован Художественно-промышленный музей. В 1877-1878 годах здание было перестроено под ру­ководством архитектора М.Е. Месмахера, а в 1890-х годах ре­конструировано по проекту архитектора И.С. Китнера. В ИОПХ регулярно устраивались выставки, проводились еже­годные конкурсы живописцев, скульпторов, графиков и ар­хитекторов. С 1898 по 1901 год Общество издавало журнал «Искусство и художественная промышленность» под редак­цией Н.П. Собко (Н.К. Рерих в 1898-1899 гг. был помощни­ком главного редактора), а с 1901 по 1907 год - журнал «Ху­дожественные сокровища России» (редактор А.Н. Бенуа, с 1903 - А.В. Прахов), в котором Н.К. Рерих принимал непос­редственное участие.

В 1898 году он был приглашен в ИОПХ на должность помощника секретаря, в 1899 году стал помощником ди­ректора музея, а с 1901 года занимал должность секрета­ря Общества. В 1906 году Н.К. Рерих был избран директором Рисовальной школы ИОПХ и вместе с семьей пере­ехал на новую квартиру, которая находилась на втором эта­же в здании Общества, на Большой Морской ул., 38. Вход в квартиру был со стороны набережной Мойки, дом № 83, но можно было пройти и со стороны Большой Морской ули­цы, мимо выставочных залов.

После своего назначения Н.К. Рерих провел рефор­му школы, направленную на совершенствование системы преподавания. Впоследствии А.А. Рылов напишет: «С Ре­рихом было приятно работать: все делалось по-товарищес­ки, главное - чувствовалась живая струя свежего воздуха. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы или новые художественно-промышленные мастер­ские, увеличивался состав преподавателей приглашением пыдающихся художников. Помещение делалось уже мало, пришлось некоторые специальные мастерские и скульп-iypy перенести в Демидов переулок.

Регулярно организовывались поездки по старинным русским горо­дам. С 1908 года к работе в Школе ИОПХ Н.К. Рерих при­влек двоюродного брата Е. И. Рерих - Степана Степанови­ча Митусова[25], он занимал должность секретаря, помощ­пика инспектора, в 1913 году организовал в Школе хор; и своего младшего брата - Бориса Константиновича Рери­ха, с 1913 года он преподавал в общерисовальных клас­сах, а в 1918 году исполнял обязанности директора Шко­лы.

В 1917 году семья Рерихов покидает Петроград и пе­реезжает жить в Сердоболь (Сортавала). Н.К. Рерих уча­ствует в Комиссии по делам искусств, готовит преобразо­вание Школы; в 1918 году последний раз приезжает в Пет­роград, и после этого начинается длительный период жиз­ни семьи Рерихов за рубежом.

Квартира Рерихов, в доме Общества на Большой Мор­ской, в 1920 году была опечатана со всем имуществом, а в 1921 году картины из собрания Николая Константиновича были переданы в Русский музей и Государственный Эрми­таж. Остальные предметы (художественная мебель и про­чее) - в музей ОПХ[26] . В 1931 году, по заявлению его сестры Л.К. Озеровой, в Государственный Эрмитаж были приняты «без проверки содержимого» около 40 ящиков с археологи­ческими коллекциями Н.К. Рериха из подвала дома № 83 по набережной реки Мойки[27].

В 1930 году Общество поощрения художеств было уп­разднено, а в 1932 году был образован творческий Союз со­ветских художников. Ныне в здании находится Петербургс­кий Союз художников России и выставочный центр. В 1982 году на доме установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1906 по 1917 год жил и работал Николай Константинович Рерих, русский художник, археолог и путешественник». Со­временный адрес дома тот же.

В 1909 г. состоялся «Салон» , который проходил в помещениях музея и в «Меншиковских комнатах» в Первом кадетском корпусе,устроенный известным петербургским искусствоведом С. К. Маковским (Васильевский остров, Кадетская линия-Университетская наб., 15). Рерих здесь впервые представил свыше 50 полотен , включая программное произведение «сокровище Ангелов» (1904-1905) Кустодиев не остался в стороне, выставив портреты. (Б.М.Кустодиев в Музее-институте семьи Рерихов. Выставка одной работы. СПб., 2007. С. 12)

А. Н . Бенуа писал в газете «Речь», что выставка впервые показала петербургской публике истинные масштабы художника.

В Санкт - Петербурге открылась большая выставка «Союза русских художников в двух этажах дома Армянской церкви на невском проспекте. Рерих представил картину «»Белые птицы», эскизы театральных декораций»Путивль», «Терем Ярославны», «Пролог» к «Снегурочке», «Половецкий стан» и еще 35 произведений.

(Б.М.Кустодиев в Музее-институте семьи Рерихов. Выставка одной работы. СПб., 2007 С.13 )

Стасов

В 1895 г. произошло большое событие в жизни Рерих. Он познакомился с Владимиром Васильевичем Стасовым. Выдающийся знаток искусства и критик, оказавший заметное влияние на жизнь Петербурга на протяжении нескольких десятилетий, оказал большое влияние на Рериха.

Знакомство произошло в Императорской Публичной библиотеке (Публичная библиотека пл. Островского ,1 ) , где Стасов заведовал художественным отделом. Рерих принес ему свою рукопись о значении искусства для современной жизни и попросил С. Ознакомиться с ней. Завязалась увлекательная беседа. Р. стал бывать у Стасова.

С 41.

Наши рекомендации