Другими терапевтами и врачами
Моя работа в сотрудничестве с вышеупомянутыми специалистами складывается по-разному.
В большинстве случаев мы обсуждаем проблемы детей, с которыми занимаемся, по телефону. Иногда присутствуем друг у друга на занятиях или во время приема пациентов, обмениваемся опытом и ищем индивидуальные решения. К сожалению, это не всегда возможно, поскольку требует дополнительного времени и специальной организации оплаты.
Некоторым детям лучше заниматься параллельно у двух, в редких случаях - у трех терапевтов (например, у физического терапевта, логопеда и терапевта, работающего по методу Фельденкрайза).
При этом важно сотрудничество: использование в работе с ребенком «одного языка», установление схожих правил игры.
Родителей детей с нарушениями восприятия часто упрекают в том, что они недостаточно заботятся о своих детях.
Воспитателей и учителей обвиняют в недостатке внимания, нежелании помочь, в непонимании. Как бы справедливы ни были такие упреки, никто не может снять с себя собственную ответственность.
Первая и важнейшая роль в воспитании детей принадлежит родителям. Педагогические учреждения со всеми их богатыми возможностями действуют лишь в пределах установленных рамок. В конце концов именно родители несут основную ответственность за развитие своих детей, и за ними всегда остается право выбирать педагогические и терапевтические учреждения.
Терапия в диалоге неразрывно связана с хорошей педагогикой. Если педагоги в общих чертах знакомы с тем, как работает терапевт, они могут добиться лучших результатов, в особенности в отношении детей с нарушениями восприятия.
Вот уже более пятнадцати лет я провожу информационные вечера в детских садах и школах и принимаю участие в семинарах для родителей и педагогов, знакомя их со своей терапевтической работой. Руководить растущим числом детей с отклонениями в поведении в больших группах (в школьных классах) становится все труднее.
Они плохо интегрируются в коллективе. Усвоенные в педагогических институтах «образцовые модели» расходятся с действительностью. Учителя и воспитатели работают на пределе, с трудом справляясь со стрессом.
Во многих детских садах воспитатели жалуются, что родители настаивают на том, чтобы с детьми занимались настольными играми, готовящими их к школе. Поэтому я всегда в своих докладах подчеркиваю связь между хорошим развитием восприятия в раннем возрасте (моторики) и последующим школьным обучением. Это позволяет наглядно показать, насколько творческие игры важны для гармоничного развития ребенка.
Существуют многодневные семинары, которые терапевты организуют для своих коллег и других специалистов по их месту жительства. Формируются рабочие группы.
Я с радостью отмечаю, что во многих детских садах и школах теперь устраивают дополнительные помещения для физических упражнений. Не заменяя терапевтических занятий там, где в них есть необходимость, они дают детям возможность удовлетворить свой «голод», «напитать» основные виды чувствительности в подвижных играх.
Возросшее число детей с отклонениями в обычных образовательных учреждениях делает изучение метода сенсорной интеграции в диалоге обязательным и для педагогов.
В Гамбурге, к примеру, в обычных школах уже введены дополнительные должности учителей, оказывающих поддержку
Сотрудничество с воспитателями, учителями, другими терапевтами и врачами
в развитии, занимающихся превентивной педагогикой, консультирующих и т.д.
Как бы ни был хорош терапевтический метод, его неправильное применение по незнанию может нанести ущерб или уничтожить уже достигнутые результаты!
Как уже упоминалось, одного занятия в неделю недостаточно. Завоевания в области развития восприятия нужно переносить в повседневный быт.
Во многих учреждениях теперь принято соблюдать цветовую гармонию в оформлении помещений, что сводит к минимуму количество раздражителей. Я советую педагогам посидеть в такой комнате некоторое время без детей и попробовать представить, что они проводят отпуск или живут в такой обстановке. В других, неудачно оформленных помещениях к кричащим визуальным эффектам прибавляется мельтешение 25 детей с соответствующим шумовым фоном.
Дети проводят более половины «времени бодрствования и учения» в педагогических учреждениях! Их влияние очень велико. Здесь можно было бы многое изменить к лучшему.
Теперь уже становится привычным, что в детском саду у детей и у воспитателей приготовлены на случай непогоды плащ и резиновые сапоги. Плохая погода не причина для того, чтобы не гулять и не играть на свежем воздухе.
Диалогический подход в работе с детьми устанавливался медленно. В последнее время все больше заинтересованных и лучше подготовленных воспитателей и учителей обращают внимание на проблемы в развитии детей. Именно они направляют большую часть моих маленьких пациентов на занятия сенсорной интеграцией, а вовсе не детские врачи.
Когда же детские врачи поймут, что в наше время недостаточно ставить диагнозы кори или свинки? Мы ведь не ходим к стоматологам, которые до сих пор пользуются ручной бормашиной.
Хочу описать случай, который заставил меня задуматься.
В одном детском саду случилась крупная водопроводная авария, и его закрыли на несколько недель. Расположенный по соседству дом престарелых предоставил садику большое помещение в качестве временного прибежища. Нетрудно представить, что дети не оставались все время только в этом помещении. Старики из дома престарелых тоже заинтересовались внезапным «оживлением» в их доме. Судя по рассказам, сложилась необычная «диалогическая ситуация».
Сначала обе стороны старались не мешать друг другу. Но когда границы пали, стало ясно, какое обогащение это сулит и тем и другим. Когда еще дети столкнутся со взрослыми, готовыми посвятить им все свое время и внимание? Кто подарит пожилым людям столько радости и живого общения, если не дети?
Почему никто не приглашает заинтересованных пожилых людей в детские сады для проведения, скажем, «еженедельного сказочного часа»? Это время можно было бы использовать для наших «проблемных детей», чтобы заниматься с ними индивидуально или в группах. Пенсионеры получили бы таким образом возможность выполнять важную задачу в своей жизни, и это помогло бы перегруженным работой воспитателям. Почему мы так цепляемся за старые привычные, заведомо неудачные схемы в педагогических учреждениях?
Моше Фельденкрайз говорил: «Моя цель в том, чтобы сделать подвижным ваш мозг, а не тело!»
Старая традиционная педагогика зашла в тупик. Инге Фле-миг, как уже упоминалось, любит цитировать французскую поговорку: «Нужно сделать шаг назад. Отступить, чтобы лучше прыгнуть».
Нужно найти новые пути! Найдем ли мы их, зависит от уровня развития нашего собственного восприятия.
«Наша голова имеет круглую форму, чтобы мысль могла менять направление». ФрансисПикабиа
Мои мнимые уловки
Слушатели курсов по сенсорной интеграции часто спрашивают меня о том, какие уловки я использую. Хотя во время терапевтических занятий они сидят рядом со мной, наблюдая за происходящим, и я ничего от них не скрываю, им бывает трудно понять самое простое.
Насколько студенты поняли теорию, проверяется на практике. Для того чтобы усвоить материал, недостаточно просто понять его умом.
В диалогической терапии успех зависит от внутреннего отношения терапевта к ребенку, помноженного на его собственную сензитивность*. Вот моя открытая тайна:
Я отношусь к детям очень серьезно и уважаю их.
Пример
В начале своей терапевтической карьеры я работала с Ниль-сом (19 месяцев, сильные нарушения сенсомоторного развития и сенсорной интеграции). Он не мог ходить, а чрезвычайно низкий мышечный тонус делал его похожим на ребенка с выраженными двигательными нарушениями.
Он был одним из первых малышей в моей практике. Чтобы не упустить важных шагов в его развитии из-за моего тогда еще недостаточного опыта работы с маленькими детьми, за занятиями должна была время от времени наблюдать терапевт, работающая в соответствии с концепцией К. и Б. Бобатов". Такое решение меня очень устраивало.
Мне удалось быстро установить контакт и с матерью, и с ребенком. Подошло время встречи с упомянутой опытной коллегой,
* Т.е. способность предчувствовать и понимать поведение пациента. - Примеч. пер.
** Концепция Бобатов: нейроразвивающий подход к терапии, разработанный супругами Карелом и Бертой Бобатами в середине XX века. -Примеч. пер.
но, к сожалению, я не смогла на нее прийти. Прежде чем я успела узнать о результатах встречи, мне позвонила очень взволнованная мама Нильса. Не вдаваясь в подробности, она сразу заявила: «Туда мы больше не пойдем! К вам мы с НильсоМ ходим с удовольствием, но туда мы больше ни ногой!»
Что же произошло?
Я позвонила своей коллеге и спросила ее, что она мне может посоветовать, на что мне следует обратить внимание в работе с Нильсом. Ответ был таков: «Ах, просто продолжай занятия. У него почти нет шансов. Ты вряд ли сможешь что-то испортить, это умственно отсталый ребенок».
Эта терапевт пришла на занятия с заранее сложившимся убеждением в том, что Нильс - тяжелый инвалид. Мать и ребенок истолковали такое отношение к себе как неуважение.
Нильс ходил ко мне на занятия до 8 лет. Теперь оН стал обычным подростком, продолжает заниматься верховой ездой и хорошо учится в гимназии. Вот так жизнь опровергает преждевременные категоричные выводы.
Можно ли считать нарочитой «уловкой» мое недоверчивое отношение к заключениям врачей и психологов, стре1ЛЛение судить о ребенке не по первому внешнему впечатлению, а вос" принимать его как единое целое? (Рекомендуемая книга: Brown Ch. My Left Foot. 1954*.)
Надо признать, что объективно картина болезни Нильса действительно была сходна с тяжелой инвалидностью. с суг субъективной же точки зрения чувствовалось, что его мо^г работает хорошо. Его способность жадно впитывать все, чТ° А могла предложить ему на занятиях, и требовать большего, свидетельствовала о том, что он знает, какую «пищу» выбрать ДЛЯ РегУ~ ляции органов чувств. Я по его глазам видела, когда оН переживал такие «моменты истины». Его целеустремленно£ть> порой упрямство только подтверждали мои догадки: он ум^ел различать на тонком уровне, что ему помогает, а что - н^т- Нильс
" Российским читателям доступен фильм «Моя левая нога: история Кристи Брауна» (1989). - Примеч. пер.
умел хорошо учиться. Внешне казалось, что все идет очень медленно. Но ведь мы не знаем, что происходит внутри. Опоздание в развитии речи в данном случае объяснялось сильным нарушением способности к интеграции, но не умственной отсталостью. Пассивно Нильс очень хорошо понимал речь, запаздывала только его реакция.
Дайте детям время на развитие, обратившись к необходимым терапевтическим занятиям!
«Со временем все устаканится!» - родителям часто приходится слышать эту фразу. На деле то, что «устаканивается» само по себе, без терапевтической помощи, не достигает нужного качества!
В целом я исхожу из того, что мозг каждого человека способен к обучению. Никто не может предсказать, чему, в количественном выражении, сможет научиться тот или иной ребенок. Я не делаю никаких прогнозов - ни негативных, ни позитивных. Это невозможно. Что может дать статистика? Для каждого отдельного случая она всегда остается абстрактным набором цифр.
Мое отношение основывается на многолетнем опыте. Нильс был не единственным ребенком с ошибочным диагнозом.
Я воздерживаюсь и от позитивных прогнозов. На занятиях я стараюсь показать родителям, чему учатся их дети в данный момент, как разглядеть маленькие шаги вперед. За маленькими успехами следуют большие. Именно на этой основе складывается то отношение, которое нужно для того, чтобы поддержать терапию и развитие ребенка.
Интенсивная работа с детьми с тяжелыми нарушениями, в особенности с аутистами, научила меня все подвергать сомнению.
Помимо любви к детям, самая большая моя «уловка», пожалуй, заключается в том, что я знаю, что я на самом деле не знаю ничего.