Практическое занятие № 8-9
Тема:Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и качества образования дошкольников
Основные понятия: экспертная оценка, качество дошкольного образования.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем сущность педагогической диагностики целостного педагогического процесса?
2. Из каких составных компонентов она складывается?
3. Какие методы диагностики целесообразно использовать для изучения деловых и использовать для изучения деловых и профессиональных качеств воспитателей их стиля работы, модели взаимодействия с детьми, уровня подготовки к руководству разными видами детской деятельности?
4. Какие методы позволяют менеджеру получить оперативную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в группе сверстников, семье, уровня развития ребенка, степени-готовности к обучению в школе?
5. Как фиксировать и анализировать полученные педагогические факты и явления, использовать математические методы для достоверности анализа и экономии времени.
6. Как организовать и спланировать работу педагогического коллектива по исполнению управленческого решения менеджера?
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятий, виды учебной деятельности студентов
Подготовка к занятию предполагает готовность к
· анализу конкретных ситуаций (case-study), связанных с проблемой комплексной экспертизы деятельности ДОУ, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;
· семинару-дискуссии, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;
· «мозговому штурму», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов для выполнения методического практикума.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании. - М., 2010.
2. Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования: опыт разработки, реализации и экспертизы образовательной программы ДОУ /С.В. Кузьмин. – М.: Обруч, 2010. –128 с.
3. Мониторинг в детском саду. – Научно-методическое пособие /коллектив авторов. Спб. – 2010.
4. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2011.
Дополнительная литература:
5. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор – составитель О.А.Скоролупова. – М.: Издательство Скрипторий 2003. – 104 с.
6. Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.
7. Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.
Задания для самостоятельной работы:
· Опишите значение педагогической диагностики для повышения качества образовательных услуг дошкольного учреждения.
· Изобразить графически алгоритм деятельности руководителя дошкольного учреждения в процессе педагогической деятельности. Укажите на схеме методы, которые наиболее целесообразны на каждом этапе диагностирования.
· Написать основные требования, выполнения которых обеспечивает эффективность наблюдения как метода педагогической диагностики.
· При наблюдении образовательного процесса в детском саду апробируйте одну из технологических карт, схем или оценочных шкал и дайте аргументированное экспертное заключение о целесообразности ее использования. Задание представить в письменном виде.