Тульский государственный университет
УДК 148.02
Психология эмоций – о чувствах и их
Развитии
Статья посвящена проблеме детей, их чувств и воспитании этих чувств. Именно чувства сильнейшим образом влияют на развитие ребёнка и регулируют то, каким он станет в будущем. В статье автор указывает главные проблемы, на которые, по его мнению, стоит обращать внимание.
Ключевые слова: чувства, ребёнок, развитие, эмоции
Чувства, переживаемые ребёнком, имеют исключительное значение не только для его нравственного, умственного и эстетического воспитания, но и для физического развития и охраны здоровья. Эта мысль получила полное признание в советской педагогике. Однако ряд психологических вопросов, относящихся к самой природе человеческих чувств и их развитию в младшем возрасте, освещается в печати недостаточно.
Между тем, именно в русской науке психология чувств привлекала внимание многих исследователей и была разработана достаточно подробно. Для воспитания в младшем школьном возрасте важно уметь разбираться в переживаниях детей.
Чувства представляют собой внутренние отношения человека к тому, что отражается в его мозгу и составляет содержание его сознания: к людям, вещам и явлениям внешнего мира, а также к тому, что человек делает сам и что происходит в его жизни. То, к чему человек относится так или иначе, что вызывает его чувство, на что оно направлено, является объектом (предметом) чувства. То, как именно человек относится к объекту чувства (радуется или огорчается, любит или ненавидит, боится, сердится, удивляется и т.д) представляет собой качество этого чувства. Внутреннее отношение к кому-нибудь или чему-нибудь может быть очень простым по своему качеству.
Качество того или иного чувства, его своеобразного отличие от других чувств определяется состоянием какой-либо потребности человека, от чего зависит его существование, дальнейшее развитие как организма и как члена общества. У ребёнка с малых лет наряду с естественными потребностями развивается много культурных потребностей в различных видах деятельности и жизненных положениях.
Особенно важно помнить, что у человека наряду с потребностями индивидуальными с раннего детства начинают развиваться потребности коллективные. Именно на их основе развиваются высшие чувства – сложные внутренние отношения человеческой личности к другим людям, семье, товарищам, общественным классам, родине, человечеству. Из коллективных потребностей вырастают морально-политические, эстетические и другие оценки окружающей жизни у растущего и развивающегося человека, его интересы, наклонности, вкусы, убеждения, принципы, идеалы – то, что называется направленностью личности.
Для того чтобы понять чувства ребёнка и предвидеть их возникновение, учитель должен хорошо знать потребности этого ребёнка, а также то, как развивается и складывается направленность его личности, и анализировать то отношения, в которых живёт и действует ребёнок.
При воспитании чувств необходимо уметь создавать у детей новые потребности и запросы, заботясь о том, чтобы коллективные потребности становились для каждого ребёнка его собственными. Важно, в частности, чтобы то, что ребёнок должен делать, он стремился делать, испытывая потребность и радость при её удовлетворении.
Чувства переживаются человеком: а) как кратковременные элементарные эмоциональные состояния удовольствия или страдания, приятного или неприятного, удобства или неудобства; б) как эмоции или эмоциональные процессы, типичными примерами которых могут служить переживания радости и огорчения, любви и ненависти, нежности и гнева, отваги и страха, надежды и отчаяния, уверенности и смущения, гордости и унижения, увлечения и скуки, удивления и пренебрежения и т.д.; в) как аффекты, т.е эмоциональные процессы высокой интенсивности, связанные с резкими изменениями внутренних состояний организма, двигательной деятельности, сознания и воли; г) как настроения, т.е. длительные эмоциональные состояния, своеобразно окрашивающие всю психическую деятельность личности и выражающиеся в изменениях жизненного тонуса организма.
Таким образом, предмет, вызывающий определённое эмоциональное переживание, выделяется на фоне других, безразличных предметов и отражается в сознании ребёнка ясно, чётко, детально, устойчиво, т.е. привлекает к себе внимание. Впечатления, окрашенные в положительные тона, чаще запоминаются ребёнком прочно и точно и легко вспоминаются впоследствии. Что касается переживаний с отрицательной окраской, то их влияние на умственные процессы детей оказывается более сложным. Например: боязнь или обида, в одних условиях, приковывают внимание к воспринимаемым предметам или представлениям, вызывающим эти чувства, а в других случаях ребёнок старается не вспоминать и не думать о неприятном, не видеть и не слышать того, что пробудило в нём отрицательное отношение.
Одной из важнейших задач при нравственном и эстетическом воспитании является такая организация отдельных переживаний ребёнка, при которой эти переживания образуют соответствующие устойчивые чувства (в частности, чувство долга, моральной справедливости, доброжелательности к товарищам, любви к родине, уважения к труду, доверия к учителю).
Чувства становятся в этом случае моральными качествами формирующегося человека, основой его вкусов, наклонностей, интересов, оценок, принципов, идеалов.
Из сказанного, казалось бы, вытекает простой вывод: для того чтобы закрепить и усилить ценное чувство, следует чаще побуждать детей переживать его в форме соответствующих эмоций. Однако дело обстоит далеко не так просто. Развитие чувств подчинено ряду сложных закономерностей, незнание которых часто является причиной горьких разочарований педагога в воспитательной работе.
В эстетическом воспитании искренность и некоторая сдержанность при переживании чувств действует на слушателей и зрителей любого возраста всего сильнее. Дети отличают искреннее выражение чувств от напускного, искусственного. Между тем, чувства крепнут лишь тогда, когда переживания повторяются с вариациями. Сочетание повторности с новизной, свежестью нового переживания, вызываемого у детей, - важнейшее условие результативности воспитательной работы.
Чувства человека и отдельные формы их переживания не представляют собой обособленной, замкнутой области жизни. Они постоянно изменяются, перестраиваются, переносятся с одного предмета на другие – в зависимости от того, что люди делают и думают.
При непосредственном наблюдении жизни человеческих чувств они легко могут показаться чем-то почти недоступным научному исследованию и мало поддающемся педагогическому воздействию, областью, богатой неожиданностями. Однако более внимательное их изучение обнаруживает ряд закономерностей, знакомство с которыми помогает педагогу в его творческой воспитательной работе, в закладке фундамента подлинно человеческого развития поколения радостных, любящих жизнь и умеющих жить, морально воспитанных граждан родного Отечества.
Список литературы
1. Фортунатов Г. Опыт прошлого сегодня / Г.Фортунатов: М.,2009.– С.10-11.
Тульский государственный университет
(Поступила 5.06.2012)