Технологии групповой деятельности
Групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения.
Кроме того, установлено, что совместная деятельность опосредует межличностные отношения. При этом эффективность учебной деятельности прямо Пропорциональна числу обучающихся в пределах размера группы, оптимальной для данного типа учебной задачи. В совместной деятельности рождается групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека.
Групповой эффект возникает и как результат кооперации и конкуренции — соперничества по врождённым программам самоутверждения личности.
Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда 'Один обучает многих), парную, индивидуальную.
При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:
— классно-урочную организацию (см. гл. 3);
— лекционно-семинарскую систему (см. гл. 3);
— формы дифференциации учебного процесса (см. п. 6.4);
— дидактические игры (см. п. 5.1);
— белль-ланкастерскую систему (см. п. 6.5);
— бригадно-лабораторный метод (см. п. 6.6);
— метод проектов (см. п. 6.4);
— метод Трампа (см. п. 6.4).
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.
И.Б. Первин выделяет пять уровней групповой (коллективной) учебно-познавательной деятельности:
1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели, — это традиционная классно-урочная организация ТО.
2. Работа в статичных парах — применяется как включённый приём (метод) на различных этапах урока (выполнение упражнения, лабораторной и практической работы, взаимопроверка и т.д.).
3. Групповая организация учебных занятий (на принципах дифференциации).
4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели).
5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Методологический подход: групповой, синергетический, коммуникативный. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: приспосабливающаяся. Ориентация на личностные сферы и структуры: приспосабливающаяся. Характер содержания: проникающий.
Преобладающие методы: диалогические. пманюационные формы: классно-урочная, академическая + клубная.
Преобладающие средства: вербальные + телекоммуникационные + программированные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействии: сотрудничество.
Групповые технологии как коллективная деятельность представляют: эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе; организация совместных действий, ведущая к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задаётся системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта); коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание деятельности людей и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов Действия; обмен способами действия — задаётся необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности — решения проблемы; взаимопонимание (диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность); рефлексия (через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия).