Методический сценарий проведенного мероприятия

Социально-педагогическая работа по формированию социальной направленности подростков состояла из двух этапов: просветительный и практический.

Просветительный этап включает: лекции, консультации, рекомендации для родителей, семинар для педагогического коллектива.

Практический этап состоит из лекционно-практического курса для подростков, семинарских занятий, групповых дискуссий, тренинг-упражнения, досуговую программу общественно-полезного и познавательного характера.

При разработке плана социальным педагогом совместно с психологом были учтены выявленные особенности характера подростков. Работа была направлена на формирование благоприятных, а также не сформированных черт характера учащихся, снижение тревожности, развитие социальных установок, которые способствуют осознанию жизненной перспективы, жизненных целей, гармоничному развитию и успешной социализации в обществе.

Просветительная работа: на первом этапе были проведены лекции для родителей и учащихся, рассчитанные на 3 часа.

Лекция 1 «Особенности подросткового возраста». Текст лекции приведен в приложении 7. В данной лекции мы рассказывали об основных проблемах подросткового возраста, их причинах и способах разрешения. Она направлена на то, чтобы дать родителям необходимую базу знаний для наилучшего понимания своих взрослеющих детей и оказания им необходимой помощи. На лекции присутствовало 12 родителей. Психологом была изложена необходимая база знаний для наилучшего понимания подростков, социальным педагогом подготовлены и освещены проблемы подростков в ходе диагностической работы с детьми. После обсуждения первой лекции были выяснены следующие результаты. Для родителей Маши, Иры и Кости было удивительно услышать о «переходном возрасте» у восьмиклассников, т.к. они считали, что проблемы у детей возникают в более старшем возрасте. На вопрос нужно ли учить детей в семье формированию социальной направленности характера, применять методы похвалы, поощрения, мнения родителей разделились. Шесть родителей считали, что основную задачу по воспитанию должна брать на себя школа, но в конце лекции поняли, что только совместными усилиями можно помочь детям гармонично развиваться, сформировать социальную направленность характера.

Лекция 2. «Конфликты и способы из преодоления».Данная лекция была направлена в первую очередь на преодоление внутрисемейных конфликтов, как главных проблем подростков, мешающих нормальной социализации личности.

После проведения лекции родителям был предложен тест, помогающий определить, насколько родители подвержены конфликтам с собственным ребенком. Тест приведен в приложении. Результаты проведения теста по определению внутрисемейных конфликтов подростков с родителями показали, что большинство родителей набрали среднее количество баллов. Таким образом, можно отметить, что существующие проблемы родителей и детей носят временный характер. Родителям были даны рекомендации по улучшению взаимоотношений с детьми.

Лекция 3. «Отношения родителей и подростков». В данной лекции рассказывалось об основных типах отношений между родителями и подростками. Родителям давались советы для наилучшего понимания своих детей.

В конце лекций был поставлен вопрос, надо ли проводить просветительную работу, консультации по поводу преодоления конфликтных ситуаций между родителями и детьми. На данный вопрос ответы родителей были положительными. Трое родителей в конце лекции подошли с целью получить индивидуальную консультацию по поводу преодоления конфликтный ситуаций между родителями и детьми.

Для педагогического коллектива социальный педагог организовал семинарское занятие, где кратко были изложены основные проблемы 8 «Б» класса. На обсуждении была предложена разработанная программа социального педагога совместно с психологом.

В результате были выбраны наиболее правильные методы и способы по решению выявленной проблемы. После этого мы перешли к практической части.

Совместно с психологом был проведен тренинг для подростков, направленный на снижение уровня тревожности, снятие барьеров общения, развитие понимания других людей, снижение неуверенности, конфликтности, формирование мотивации достижения.

Тренинг состоял из ряда упражнений, проведенных в три занятия. Во время тренинга социальный педагог помогал детям раскрепоститься, создавал доброжелательную обстановку, участвовал в совместной деятельности, применял методы похвалы и поощрения с целью корректировки выявленных проблем.

План работы:

Занятие 1

1. «Мой благородный поступок» направлено на выявление положительных сторон характера у себя и других детей в группе.

В ходе упражнения было выяснено, что Юра всегда уступает место в автобусах пожилым людям и малышам. Наташа кормит бездомных кошек и собак. Костя как-то взял на себя вину брата и его сильно наказали, брату стало стыдно, и тот признал свою вину. С тех пор Костя всегда старается говорить правду. Даша летом нянчится с малышами во дворе. Марина и Саша всегда заступаются за слабых. В ходе этого упражнения ребята смогли узнать друг о друге много нового и хорошего.

2. «Список личностных претензий» направлено на выявление возникших проблем при общении с учителями, родителями, друзьями, что поможет дать рекомендации для родителей подростков и учителей, устранить барьеры в общении.

Детям предлагалось высказать свои претензии всем, кому они хотели – учителям, родителям, друзьям. Ребята рассказывали, что им не нравится, что их тяготит, что им хотелось бы изменить. Так, Юре очень не нравится, когда мама заставляет его что-то делать, так как Юра считает, что он сам знает, что ему нужно. Маше не нравится, когда с ней не согласны и оспаривают ее точку зрения, Маша легко вступает в конфликт по этому поводу. Вите не нравится, когда друзья приглашают его на вечеринки, он всячески отказывается и обижается, что его считают «ботаником». А Витя просто хочет быть умным и разносторонним человеком. Наташе напротив, не нравится учиться, особенно тяжело ей даются точные науки. Наташа очень переживает, что родители считают, будто ее любимое занятие – музыка отвлекает Наташу от учебы и даже хотят запретить Наташе ходить в музыкальную школу. Косте не нравится, что родители не разрешают ему долго общаться с друзьями. Даша и Оля очень переживают, что не имеют высокого авторитета у сверстников. С ними из класса практически никто не общается, считая из «заучками».

В конце занятия происходило обсуждение темы. Дети высказывали свое мнение, для них было неожиданно узнавать какие-то вещи об одноклассниках. Оказалось, что у многих детей похожие проблемы. Подросткам было странно узнать о переживаниях своих сверстниках. К примеру, Дашины переживания подростки слушали с особым интересом, так как считали ее высокомерной девочкой.

Занятие 2

«Конфликтная ситуация». Участникам предлагалось поучаствовать в конфликтной ситуации. Упражнение представляет собой ролевую игру, признанную продемонстрировать некоторые аспекты общения. После проигрывания ситуации подростки должны обсудить впечатления, переживания, возникшие у участников ситуации, а затем у остальных членов группы.

В ходе проведения упражнения выяснилось, что девушки и юноши по-разному реагируют на конфликт. Так, Даша, играющая роль путешественницы, решила разрешить конфликт без скандала, просто попросив заменить ей блюдо. В результате ей не только заменили блюдо, но еще и предложили бесплатно отведать фирменное блюдо. Юра отреагировал на конфликтную ситуацию иначе. Он кричал, чтобы ему вернули деньги, в противном случае он будет жаловаться. Витя просто встал и ушел из ресторана, избежав конфликтной ситуации.

2. «Комплимент» направлено на умение управлять ситуацией, вести переговоры, на развитие контактности.

В ходе выполнения упражнения первоначальные лидеры контакта стремились удержать инициативу. Однако в большинстве случаев собеседникам удавалось предъявить веские аргументы и перехватить инициативу. В результате выполнения упражнения Наташа стала более инициативной в разговоре, Коле удалось лучше отстаивать свою позицию, что свидетельствует о положительном результате упражнения.

3. «За что мы любим» помогало увидеть положительные качества в окружающих, в сверстниках, способствует развитию позитивных социальных установок к себе и окружающим, а также помогает выявить те качества, которые по какой – то причине не отмечены окружающими, которые необходимо развить у себя, повышение уровня самооценки. В ходе выполнения упражнения дети узнали о себе мнение своих сверстников. Так, к примеру, Витя был очень удивлен, что девочки считают его умным и интересным собеседником. В Наташе дети отметили способность к сопереживанию, Юра и Юля были польщены тем, что их наделили хорошими организаторскими способностями, в Даше ребята оценили самообладание.

4. «Просьба». Данное упражнение проводилось с целью развития у подростков социального взаимодействия, снижения конфликтности.

В ходе проведения упражнения было выявлено, что на просьбу лучше откликаются тогда, когда она начинается с комплимента, любезности. Мальчики на просьбы откликаются охотнее, чем девочки.

5. «Волшебная рука» было направлено на познание и обсуждение нового о себе, понимание, в чем разница между тем, как мы себя воспринимаем и как нас воспринимают другие, раскрытие в себе новых сторон характера.

В ходе выполнения упражнения выяснилось, что многие подростки и не догадывались, как их воспринимают окружающие. Так, например, Костю многие считают душой компании, а Колю, напротив ребята воспринимают как «выскочку».

6. «Мне нравится в тебе, что ты…» направлено на познание подростками самих себя, выявление положительных черт в своем характере, повышение самооценки, умение увидеть хорошее в других. В ходе упражнения большинство подростков обращало внимание на внешность собеседника. В качестве положительных свойств характеров были отмечены: доброта у Наташи, ум у Вити, хорошие организаторские способности у Юры.

7. «Планирование будущего» было направлено на умение ставить цель, планировать свое будущее, оценивать свои достоинства и недостатки, которые могут влиять на успешность достижения целей, формировать направленность характера.

В ходе выполнения упражнения оказалось, что Наташа хочет стать учителем. В этом ей, безусловно, поможет такое качество характера как способность к сопереживанию, однако сама Наташа отмечает у себя недостаток организаторских способностей и авторитета личности. Витя хочет стать ученым. У Вити можно наблюдать стремление к достижению к цели, т.к. Витя уже сейчас стремится познать многое, чем вызывает недопонимание окружающих. Маша и Юра осознали в характере такой недостаток как конфликтность.

Занятие 3

1. «Принимаю решение по изменению в себе» направлено на устранение негативных, отрицательных черт характера.

Каждый участник отмечал, что он собирается менять в себе в дальнейшем. Так, Саша пожелал себе быть более общительным, Маше захотелось стать более спокойной.

2. «Пожелания для меня» было направлено на осознание детьми черт своего характера, которые надо развивать у себя, адекватность самооценки, успешной деятельности и общения.

В ходе проведения упражнения Саше пожелали быть более заботливым и чутким, Кате пожелали более настойчиво отстаивать свое мнение, Вите пожелали легче идти на контакт со своими сверстниками, а Маше пожелали быть менее конфликтной.

На следующем этапе с подростками проводился лекционно-практический курс, который состоял из трех блоков: «Я человек», «Я личность» и «Я гражданин».

Я человек

Мы знакомили подростков с психологическими явлениями в жизни человека, развитие интереса подростков к изучению себя, актуализацию знаний в области психологии, диагностику и коррекцию личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям. Примерные темы: Немного о себе; Мое самочувствие; «Основной принцип жизни»; Характер и темперамент и как с этим бороться; Эгоизм; Портрет друга; Ломка стереотипов; Я тебя понимаю; Надежный человек; Навсегда забыть; Я – первый; Какой я; Любимые роли, социальные роли.

Я личность

Затем мы способствовали изучению и овладению приемами межличностного взаимодействия, развитию способности адекватного и наиболее полного познание себя и других людей в общении. Также происходит знакомство с грамматикой эффективного общения, развитие способности конструктивного решения конфликтных ситуаций, повышение уровня культуры межличностных отношений (приведено в приложении). Примерные темы занятий: Я – личность; Психологическая культура личности; Что мне нужно для жизни или 33 несчастья; Стили общения; Умение слушать и слышать; Эмпатия; Основные навыки выступления; Умею ли я сотрудничать; Приемы ведения дискуссии; Конфликт поколений; Умеем ли мы общаться; Миссия.

Я гражданин

Примерные темы занятий: Я и мои друзья; Подростковые субкультуры - плохо или хорошо?; Подростковая энергичность и активность; Социально-зрелая личность; Роль личности в социальной среде; Я и общество - проблемы и перспективы; Человек, личность, гражданин; Гражданин или обыватель; Мир, в котором хотелось бы жить; Добровольчество и волонтерство. Или как помочь обществу; Добровольчество в России. Всеобщая декларация добровольцев; Что такое социальный проект?; Пишем проект.

Данный блок предполагает развитие активной социальной позиции подростков, формирование способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни общества, выявление уровня нравственной воспитанности подростков, развитие навыка самостоятельного принятия решения, развитие навыка организации социально-продук­тив­ной деятельности, приобретение практического опыта, знакомство с обобщенным опытом организации зарубежных и российских волонтерских служб.

Работа во всех блоках опиралась на принципы: ценностного отношения к человеку, субъектности, гармонизации личности и среды, гуманизации и ориентируется на развитие самостоятельности и инициативы. Наиболее эффективным подходом в реализации деятельности является вовлечение учеников в активное, совместное, основанное на критическом анализе взаимодействие. Каждому подростку предлагалось выступить по одной из указанных тем, затем проводилась групповая дискуссия на указанную тему. Данная работа обучает подростков приемам межличностного взаимодействия, способствует формированию адекватной самооценки.

В процессе выполнения упражнений было отмечено, что ребята с интересом дискутировали между собой. На первом занятии (Блок 1) ребята с особым удовольствием рассказывали о себе, о своем самочувствии, основных принципах жизни, характере и темпераменте и т.д. К примеру, Юра рассказал, что основным принципом жизни считает достижение намеченной цели. Ребята анализировали характер и темперамент друг друга. Так, оказалось, что Наташа и Саша по темпераменту относятся к меланхоликам, Витя – к сангвиникам. Юля и Юра – к холерикам.

На втором занятии (Блок 2) ребята выясняли, умеют ли они слушать друг друга, сотрудничать, общаться друг с другом. Для этого ребятам было предложено разделиться на четыре команды. В результате проведения занятия выяснилось, что ребята в целом научились сотрудничать друг с другом, стали менее конфликтны. К примеру, Маша совершенно неожиданно проявила себя очень коммуникабельной, не спорила с ребятами, охотно выслушивала другую точку зрения.

На последнем занятии (Блок 3) ребята обсуждали важные социальные темы. Интересным результатом явилось то, что ребята подошли к данному занятию с особой ответственностью и энтузиазмом. Ребята подготовили доклады по основным темам занятия и внимательно слушали друг друга в ходе выступления. У многих детей в ходе занятия было отмечены неплохие ораторские способности. Возможно, данное явление возникло в результате преодоления ребятами взаимного стеснения и большей сплоченности коллектива.

На последнем этапе формирования социальной направленности у подростков мы проводили совместно с социальным педагогом и классным руководителем КВН, а также готовили школьную газету. Социальным педагогом была выявлена инициативная группа детей в классе. Инициативная группа распределила роли учащихся в проведении КВН, выпуска стенгазеты, изготовлении медалей для награждения победителей, поощрительных призов, поздравительной программы, технического оснащения классной комнаты для проведения КВН, вручения призов, чаепития. Примечательно, что желание участвовать в данном мероприятии проявили большинство детей. Общим голосованием выбрали капитана команды – Юру. В процессе подготовки школьной газеты ребята учились деловому сотрудничеству, учились понимать и поддерживать друг друга, помогать друг другу. Основными темами школьной газеты являлись те, что заботили самих учащихся, к примеру: «Подготовка к выпускному балу…» или «Как сдать ЕГЭ…», «Какой Вуз выбрать и почему?...», «Что нужно подростку для счастья?...», «Где подзаработать?...» и т.д.

Организация социальным педагогом такого мероприятия является формой проведения досуговой деятельности детей, целью которой является сплочение коллектива, выработка взаимопонимания, правильного общения, формирования чувства коллективизма, заботы друг о друге.

После проведения всех указанных мероприятий с подростками была проведена повторная диагностика уровня самооценки подростков. Результаты свидетельствуют о том, что подростки стали более раскованны, более контактны.

Марина при повторной диагностике помимо таких ценностей, как возможность расширения своего образования и кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, направленности на постоянное физическое и духовное самосовершенствование добавились такие ценности как продуктивнуя жизнь, эффективность в делах, высокие запросы.

Катя и Оля добавили для себя такие ценности, как переживание прекрасного в природе и в искусстве, направленность на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Кроме того, девочки отметили такие качества, как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения.

Даша и Наташа отметили для себя важными качествами личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек, жизнерадостность.

Методика мотивации в достижении показала, что у Наташи и Игоря несколько повысился уровень мотивации достижения.

Наши рекомендации