Размышления на тему воспитания, образа-ВАЯ-ния, педагогической судьбы и педагогических проектах - позициях в современных условиях

Статья

МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ?!

размышления на тему воспитания, образа-ВАЯ-ния, педагогической судьбы и педагогических проектах - позициях в современных условиях

Вот это тема…

Сегодня тема воспитания и образования одна из самых обсуждаемых и в обществе и в СМИ. Психологическое состояние членов семей, поступков отдельных людей, становятся основой телевизионных ток-шоу, с артистами –экспертами и многомиллионной аудиторией: «Прямой эфир», «Мужское и женское», «Пусть говорят», «Дом-2» и т.д.

С одной стороны мы становимся лишь свидетелями чужих историй, чужого мнения, но с другой стороны истории чужих, чаще низкопробных поступков, наносят непоправимый вред формированию здоровой психики и духовного состояния молодежи. «Состояние информационно- психологической среды близко к экологической катастрофе» (Безносюк Е.В. А вот где найти родителям ответы на вопрос: «Что такое здоровая психика? Духовное состояние? Какие условия воспитания необходимо создать для гармоничного воспитания ребенка?» Сегодня эти предельные вопросы являются самыми актуальными. «Проблемы прогнозирования жизненного пути собственных детей находятся в центре внимания родителей. Родители, думая о будущем своих детей, стремятся создать условия для развития их личности и дарований. Модели будущего (осознаваемые или неосознаваемые) проявляются в разумных или неразумных ожиданиях и в конечном итоге определяют конкретные судьбы детей.» (Соловьев Г.Е.к.п.н., доцент УдГУ).

Для того, чтобы уметь прогнозировать, моделировать осознаваемое будущее, необходимо обозначить точку бифуркации, благодаря которой станет понятной трансформация общественного сознания в отношении школы и воспитания; условия, в которых мы реализуем педагогический запрос, сопровождение детей, с определенными мировоззренческими, концептуальными основами. Новые приоритеты под названием «новое педагогическое мышление», появившееся на рубеже 80-90-х годов на основе гуманистических ориентиров Запада, « которые воплощают в себе непреходящие общечеловеческие ценности духовной жизни: человек как самоценность высшего порядка, труд, мир, свобода, справедливость, равенство, добро, истина и красота», оказались не приняты большинством россиян. Обобщенные представления мирового сообщества об облике человека XXI века, «появление новых концептуализированных педагогических знаний, многочисленных авторских систематик, построенных по разным, часто внутренне противоречивым основаниям», желание войти в «многомерный (!!!) мир развитых стран», теряя преемственность поколений и здравый смысл – не согласовывались ни с педагогами, ни с родителями. Стоило ли это судеб наших воспитанников и педагогов?.. Пространство семьи и школы также теряют педагогическую культуру и компетентность по причине разнородности и разнонаправленности процессов в образовании. Островки педагогической мудрости авторских школ для большинства семей далеки и не доступны. Педагоги традиционных школ, находясь в плену современных вызовов, лишены времени на рефлексию, педагогическое наблюдение, разговор c ребенком. Значительная часть родителей приняли педагогические факты новой общественной формации: «массовое потребление», «менеджеризация», «знания - товар»,и мн. др., подпали под их влияние, не смогли найти ответов у школы. Во многом это оказалось причиной того, что граждане родители не смогли усмотреть среди вызовов времени разрушение института семьи и своевременно самоорганизоваться для осознания и противодействия. Как следствие - мы имеем повсеместно нарушение педагогических условий воспитания в семье и возникновение разного рода зависимостей, не только от психоактивных веществ, психоэмоциональных состояний, но и серьезные медицинские проблемы, в том числе нарушение пищевого поведения, аллергия, ожирение, сколиозы и т.д.

Итак, по общепринятой классификации педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной среды) интересными для нашего разговора становятся не теории, а среда (условия), в которой происходит формирование педагогического запроса, вызовы, из-за которых возникает трансформация педагогического мышления в том числе.

Наши рекомендации