Пять условий педагогического успеха КТД
Первое условие – совместность, сотрудничество, содействие.
Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое использование приобретенных знаний и умений; в обмен опытом творения добра; в преодоление трудностей при выполнении задуманного; в борьбу со всем, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее. Воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе.
Второе условие – общая забота.
Воспитатель всегда проявляет внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство уважения и требовательности. Исходным является уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из уважения вытекает и требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать окружающую жизнь и одновременно улучшать, совершенствовать себя, как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к педагогу, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие. Создается и крепнет «истинный авторитет» взрослого. Это отношение, в котором неразрывно соединены уважение и требовательность воспитанников к воспитателю как к старшему товарищу: младших членов семей к родным, учащихся к учителю.
Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств.
Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательную, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности. Формировать умения и способности, привычки и черты характера.
Четвертое условие – единый коллектив.
Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия детей друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитание педагогами учащихся, самовоспитание их. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая и обеспечивая ее воспитательную результативность.
Пятое условие – творчество, а не шаблон.
Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. Тогда школьники не являются лишь объектами воспитания. Они – прежде всего участвуют в творческом решении общих с педагогами жизненно важных практических задач. Открытое воспитательное воздействие, которое прямо нацелено на достижение собственных воспитательных целей, становится средством, необходимым для решения общих и личностно значимых практических задач. Такое открытое воздействие становится необходимым не только для воспитателей, но для самих ребят, оно используется не только прямо, самими педагогами, но и посредственно, через воспитанников.