Тема: Технология реализации профилактической и реабилитационной функций
Тематика семинарских занятий
По дисциплине «Социальная педагогика»
Семинарское занятие № 1
Технология реализации социальным педагогом диагностической и прогностической функций
Вопросы для рассмотрения
1. Сущность диагностической функции; взаимосвязь понятий «диагностика», «педагогическая диагностика», «социальная диагностика», «социально-педагогическая диагностика».
2. Задачи социально-психолого-педагогической диагностики. Объект и предмет педагогической диагностики.
3. Методы социально-педагогической диагностики и их характеристика.
4. Организация и порядок диагностирования (этапы, требования к проведению диагностики).
Практические задания.
Подготовить реферативные сообщения на темы:
1. Изучение личности ребенка, его связей в микросреде и социального статуса. Изучение инфраструктуры микрорайона.
2. Апробирование социально-педагогических технологий и реализация диагностической функции социального педагога.
3. Сущность и реализация прогностической функции.
Основная литература
1. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. уч. зав./ Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. – М., Академия, 2009.– 368 с.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций. –2-е изд. – М., 2010. – 440 с.
3. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2009. – 416 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарика, 2009.– 269 с.
Дополнительная литература:
1. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Щипициной и Е.И.Казаковой. - СПб., 2009.
2. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. — М., 2010.
3. Программа развития воспитания в системе образования в России в 1999-2000 гг. // Народное образование. - 2009. - № 1.
4. Программа учебного курса «Социальная педагогика»: Для студ. пед. унив. по спец. «Социальная педагогика» и слушателей курсов по подгот. соц. пед. на ФПК ППРО / Сост. П.А.Шептенко, Г.А.Воронина. — Барнаул, 2009.
Семинарское занятие № 2
Тема: Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции
Вопросы для рассмотрения
1. Сущность и назначение коммуникативной функции социального педагога.
2. Функции, уровни общения.
3. Технология педагогического общения.
Основная литература
1. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. уч. зав./ Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. – М., Академия, 2009.– 368 с.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций. –2-е изд. – М., 2008. – 440 с.
3. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2009. – 416 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарика, 2009.– 269 с.
Дополнительная литература:
1. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Щипициной и Е.И.Казаковой. - СПб., 2009.
2. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. — М., 2010.
3. Программа развития воспитания в системе образования в России в 1999-2000 гг. // Народное образование. - 2009. - № 1.
Семинарское занятие № 3
Тема: Технология педагогического разрешения конфликта
Вопросы для рассмотрения
1. Сущность понятия «конфликт», виды конфликтов, их особенности.
2. Стадии развития конфликта.
3. Технология педагогического разрешения конфликтов.
4. Стратегии и тактики в управлении конфликтом.
Основная литература
1. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. уч. зав./ Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. – М., Академия, 2009.– 368 с.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций. –2-е изд. – М., 2009. – 440 с.
3. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2009. – 416 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарика, 2009.– 269 с.
Дополнительная литература:
1. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Щипициной и Е.И.Казаковой. - СПб., 2009.
2. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. — М., 2010.
3. Программа развития воспитания в системе образования в России в 1999-2000 гг. // Народное образование. - 2009. - № 1.
Семинарское занятие № 4
Тема: Технология реализации профилактической и реабилитационной функций
Вопросы для рассмотрения
1. Сущность понятий «трудные дети», «девиантное поведение», «делинквентное поведение». Особенности детей осложненного поведения.
2. Система профилактической и реабилитационной работы социального педагога с детьми отклоняющегося поведения.
3. Ознакомление с учреждениями, осуществляющими профилактико-реабилитационную работу, и анализ их деятельности.
4. Программа деятельности социального педагога по коррекции (профилактика и реабилитация) девиантности детей, подростков, молодежи.
5. Роль социального педагога в работе с подростками, молодежью с наркотической (другой) зависимостью.
Практические задания:
Подготовить реферативные сообщения на темы:
1. Девиантное поведение подростков.
2. Трудные дети.
3. Сопровождение и коррекция развития детей-сирот:
Основная литература
1. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. уч. зав./ Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. – М., Академия, 2009.– 368 с.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций. –2-е изд. – М., 2009. – 440 с.
3. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2009. – 416 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарика, 2009.– 269 с.
Дополнительная литература:
1. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Щипициной и Е.И.Казаковой. - СПб., 2009.
2. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. — М., 2010.
3. Программа развития воспитания в системе образования в России в 1999-2000 гг. // Народное образование. - 2009. - № 1.
Семинарское занятие № 5
Тема: Работа с детьми с ограниченными возможностями (дети-сироты, дети-инвалиды)
Вопросы для рассмотрения
1. Характеристика детей с ограниченными возможностями.
2. Теоретико-технологические основы процесса социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
3. Реализация социально-психолого-педагогических программ социализации детей с ограниченными возможностями.
Практические задания
Дать определения понятиям:
сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями, социализация, адаптация, коррекция, диагностика.
Основная литература
1. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. уч. зав./ Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. – М., Академия, 2009.– 368 с.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций. –2-е изд. – М., 2009. – 440 с.
3. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2009. – 416 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарика, 2009.– 269 с.
Дополнительная литература:
1. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Щипициной и Е.И.Казаковой. - СПб., 2009.
2. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. — М., 2010.
Семинарское занятие №6