Тематика семинарских занятий. Методические замечания
Методические замечания
к семинарским занятиям
В системе литературоведческих дисциплин, предусмотренных учебным планом, практические и семинарские занятия по зарубежной литературе во многом ввиду ограниченного количества часов, отводимых на их проведение занимают важное место. Лекции, как правило, предполагают более общее, концептуальное освоение историко-литературного материала. На практических занятиях решаются несколько иные задачи. Главным принципом организации занятия является монографический, а следовательно, объектом изучения является, как правило, произведение конкретного автора – яркого представителя своей страны и эпохи. Ясно, что основная задача изучения связана с его целостным анализом, в процессе которого выявляются заключенные в произведении идейно-эстетические ценности. Таким образом, практические занятия призваны углубить знания студентов по ряду наиболее значимых тем курса и, развивая и совершенствуя имеющиеся знания и навыки, научить самостоятельно анализировать художественное произведение. Опыт показывает, что анализ текста – слабое звено в подготовке студента-филолога. Поэтому задача состоит в том, чтобы научить студентов внимательно и вдумчиво читать художественный текст, проникать в замысел писателя, в каждый образ, каждую деталь, устанавливать существующую между ними связь и взаимодействие, выявлять особенности структуры произведения. Занятиям должна предшествовать серьезная самостоятельная работа студентов, которая включает в себя чтение предлагаемого к рассмотрению художественного текста, знакомство с определенным кругом исследовательской литературы, размышление над заранее предложенными к занятию вопросами. В вопросах выделяются наиболее существенные стороны анализа рассматриваемого произведения, раскрывающие его художественную специфику и место в историко-литературном процессе. В предложенной тематике практических занятий присутствует определенная система, соответствующая ходу историко-литературного процесса. В круг рассмотрения включены произведения различных родов и жанров литературы, представляющие основные литературные направления разных эпох и стран и характеризующие главные закономерности и тенденции развития литературы в различные исторические периоды. Это позволяет вводить также и определенные теоретические понятия и последовательно раскрывать их в процессе анализа конкретного произведения. Следует особо отметить, что практические занятия предполагают индивидуальную, творческую работу студентов, умение самостоятельно мыслить и отстаивать свою интерпретацию литературного произведения.
Примечание: Для подготовки к каждому занятию следует использовать научную и учебно-методическую литературу, обозначеную в карте ресурсов и дидактическх материалах к курсу в соответствующем литературе той или иной страны разделе. Однако помимо этого студет может использовать и литературу, рекомендованную преподавателем в тематике практических занятий, поиск которой затруднен, но возможен.
Практическое занятие № 1
Логика и абсурд в пьесах Э. Ионеско и С. Беккета
«Носороги» (1959)
и «В ожидании Годо» (1952)
1.Развитие С. Беккетом философских идей Кьеркегора и Хайдеггера.
2.Антидрама С. Беккета «В ожидании Годо»: эстетика бездействия и молчания. Мгновения жизни и вечное одиночество героев С.Беккета. Абсурд и гротеск в творчестве Беккета.
3.Разрушение стандарта в пьесах Э.Ионеско: эстетика «театра абсурда». Социальная мифология и ее разрушение в пьесе Э.Ионеско «Носороги».
4.«Трагедия слов» в пьесах Э.Ионеско и С.Беккета (слово и недоверие к слову в театре абсурда).
Литература
1.Беккет С. В ожидании Годо // Иностранная литература. 1966. № 10.
2.Беккет С. Три диалога // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С.118-127.
3.Ионеско Э. Лысая певица. Носороги.
4.Ионеско Э. Как всегда – об авангарде. Трагедия языка. О кризисе театра // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С.128-139.
5.Ионеско Э. Противоядия. М., 1992.
6.Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. М., 1977. С.20-28.
7.Дюшен И. Театр парадокса (предисловие) // Театр парадокса. М., 1991.
8.Елистратова А. Трагикомедия Беккета «В ожидании Годо» // Современная литература за рубежом. М., 1971.
9.Исаев С. Предисловие // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992.
10. Никитин В.А. Человек, не пожелавший стать носорогом // Ионеско Э. Противоядия. М., 1992. С.3-8.
11. Проскурникова Т.Б. Французская антидрама 50-60-х годов. М., 1968.
Практическое занятие № 2
Роман-притча У. Голдинга «Повелитель мух» (1954)
1.Жанр философского романа в английской литературе второй половины ХХ века.
2.Проблема нравственной сущности человека в романе У.Голдинга «Повелитель мух»:
непрерывный конфликт между силами света и тьмы (мотив «темноты человеческого сердца»);
личность цивилизованная и человек-дикарь;
природа общества и природа человека;
проблема власти в романе.
3.Мифология детства и ее демифологизация:
правила игры и правила жизни;
пробуждение охотничьего инстинкта в ожидании Зверя;
«одичание» детей;
подмена ценностей (морской рог – свиной череп);
слово и дело (косноязычие Саймона; нарушение речи у Ральфа; говорливость собрания);
финал истории: огонь и слезы.
4.Элементы притчи и авторская позиция в романе.
Литература
1.Голдинг У. Повелитель мух.
2.Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм ХХ века в противоборстве с модернизмом. М., 1984.
3.Днепров В.Д. Черты романа ХХ века. М.-Л., 1965.
4.Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.
5.Зинде М.М. Творчество Уильяма Голдинга. К проблеме философского аллегорического романа. Автореф. уч.степ. канд.филол.наук. МГУ, 1979.
6.Зельченко В. Предисловие // Голдинг У. Повелитель мух. СПб, 2000.
7.Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984.
8.Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М., 1986.
Практическое занятие № 3
Творческий портрет Г. Белля. Проблема «непреодоленного прошлого», ответственности и свободы выбора в романе «Бильярд в половине десятого»
1. «Группа 47» и послевоенная литература Германии.
2. Сатирическое изображение послевоенной действительности в романе Г. Белля «Бильярд в половине десятого».
3. Дегероизация героя Белля, чудачество.
4. Нравственные вопросы в романе.
Литература
1.История немецкой литературы : В 3-х т. / ред. А. Дмитриев, пер. с нем. К. Бехтера. - М. : Радуга. – 1986., Т. 3 : 1895-1985.
2.Рожновский, Станислав Вацлавович. Генрих Бёлль / С. В. Рожновский. - М. : Высшая школа, 1965.
3.Стеженский, Владимир Иванович. Литературная борьба в ФРГ : Поиски. Противоречия. Проблемы / В. И. Стеженский, Л. Б. Черная. - М. : Советский писатель, 1985.
Практическое занятие № 4
Творчество Д. Селинджера. Образ молодого героя в романе Д. Сэлинджера
«Над пропастью во ржи» (1951)
1. Творческий портрет Д. Сэлинджера
- Жанровая специфика произведения и особенности поэтики романа «Над пропастью во ржи».
- Отчужденность героя в романе «Над пропастью во ржи». Психологический портрет Холдена Колфилда.
- Суть конфликта Холдена Колфилда с обществом:
Холден Колфилд и его семья;
Холден Колфилд и его сверстники в школе;
Холден Колфилд и учителя (поиск духовного наставника);
Путешествие Холдена Колфилда по Нью-Йорку (смысл вопроса об утках);
Холден Колфилд и его отношение к литературе (комментарий к его сочинениям и записям).
- Проблема самопознания и самовыражения в романе «Над пропастью во ржи».
- Интерпретация названия романа «Над пропастью во ржи».
Литература
1. Алиханова Ю.М. Некоторые вопросы учения о дхвани в древнеиндийской поэтике // Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. М., 1964.
2. Анастасьев Н. Миры Джерома Сэлинджера // Молодая гвардия. 1965. № 2.
3. Галинская И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Д.Д.Сэлинджера. М., 1975.
4. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986.
5. Завадская Е. Что Сэлинджер ищет в «дзэн»? // Историко-филологические исследования. М., 1967.
6. Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США (битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк). М., 1969.
Практическое занятие № 5
Американская драматургия второй половины 20 века
1. Творчество Т. Уильямса. Традиции и новаторство.
2. Изображение американской действительности в драмах «Стеклянный зверинец» и «Трамвай «Желание». Тема греха и искупления.
3. Творчество А. Миллера. Влияние Г. Ибсена на формирование творческого метода.
4. Критика общества в пьесе «Смерть коммивояжера». Композиционное соединение прошлого и настоящего, реального времени и воспоминаний.
Литература
1.Зарубежная литература ХХ в. 1945 – 1980 / Под ред. Б.И. Пуришева. – М.: Просвещение, 1986.
2.Зарубежная литература ХХ в. / Сост. В.М. Тимофеева. – Минск: Университетское,1985.
3.Зарубежная литература ХХ в. / Под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е испр. , доп. – М.: Высшая школа, 2004.
4.Зарубежная литература ХХ в. / Под ред. В.М. Толмачёва. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5.Мулярчик, Александр Сергеевич. Спор идет о человеке : О литературе США второй половины XX века / А. С. Мулярчик. - М. : Советский писатель, 1985. - 359 с. - Алф. указ. имен: с. 352-358.
Практическое занятие № 6
Творчество Г. Маркеса. «Сто лет одиночества» (1967) как обобщение судьбы латиноамериканского континента
1. «Магический реализм» (магия реальной жизни: люди и вещи в романе («вещи – они тоже живые, надо только уметь разбудить их душу»).
2. Жанровая полифония романа «Сто лет одиночества».
3. Особенности повествовательной манеры: мифологические аллюзии, интертекстуальность романа.
4. Пространственно-временные отношения в романе: проблемы смены поколений и цивилизаций, исторического и метафизического времени.
5. Тематическое своеобразие романа (история, миф, насилие, мужчина и женщина, ребенок, чудеса, война, религия…).
6. Род Буэндиа – латиноамериканское генеалогическое древо.
7. Цыган Мелькиадес – олицетворение творческого метода писателя.
8. Проблема традиций и новаторства (латиноамериканский и европейский контекст).
Литература
1. Г. Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества.
2. Г. Гарсиа Маркес о литературе, о себе, о своем творчестве // Вопросы литературы. 1980. № 3.
3. Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983 (Глава 8. Буэндиа, Макондо, мир).
4. Петровский И.М. Проблемы поэтики Гарсиа Маркеса (на материале романа «Сто лет одиночества») // Актуальные проблемы зарубежной литературы ХХ века. МГУ, 1989. С.81-95.
5. Рощин М. Призма Г. Гарсиа Маркеса // Иностранная литература. 1980. № 7.
6. Столбов В. «Сто лет одиночества» – роман-эпос (Габриэль Гарсиа Маркес) // Столбов В. Пути и жизни (о творчестве популярных латиноамериканских писателей). М., 1985. С.269-318.
7. Ялтов В. Фантазия и реальность в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса // Г.Гарсиа Маркес. Недобрый час. М., 1975.
Практическое занятие № 7
Поэтика романа Кобо Абэ «Женщина в песках» (1962)
1. Своеобразие японской литературы ХХ века:
влияние «политики открытых дверей»;
влияние буддизма на японскую литературу (творчество – способ «переживания» мира);
особенности авторской позиции.
2. Личность и ее взаимосвязь с обществом в романе К.Абэ «Женщина в песках»:
Ники Дзюмпэй и город (хобби героя);
Ники Дзюмпэй и Деревня в песках;
Ники Дзюмпэй и Женщина;
3. Человек и природа в романе «Женщина в песках». Символика песка и воды.
4. Категория времени и пространства в романе.
5. Проблема свободы выбора и ее разрешение. Тема одиночества (философия экзистенциализма и ее воплощение в романе).
6. Сочетание экзистенциализма и национально-философской традиции в романе «Женщина в песках»: чрты традиционной японской поэтики и влияние европейских авторов (Ф.Кафка, Ж.-П.Сартр, А.Камю…).
Литература
1.Абэ К. Женщина в песках. М., 1987.
2.Абэ К. Запад-Восток: встреча культур // Иностранная литература. 1988. № 9. С.203-205.
3.Анцыферов М. Функция фантастики в произведениях Кобо Абэ 50-х годов // Вопросы национальной специфики произведений зарубежной литературы XIX-ХХ веков. Иваново, 1979. С.145-171.
4.Гривнин В. Творческий поиск Кобо Абэ // Абэ К. Женщина в песках. М., 1987.
5.Григорьева Т. Японская литература ХХ века. М., 1983.
6.Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М., 1988.
7.Сто лет русской культуры в Японии. М., 1989.
8.Рехо К. Современный японский роман. М., 1977.
9.Федоренко Н.Т. Кобо Абэ. Впечатления и мысли // Абэ К. Избранное. М., 1988. С.3-16.