Тема 2. Воспитание в условиях первобытно-общинного строя.
Программа дисциплины
«История педагогики и образования»
Пояснительная записка
Осмысление любого педагогического феномена обусловливает обращение к его истории, ибо, как сказал В.О. Ключевский, «проводница наша - история с ее светочем, с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего».
В цикле психолого-педагогических дисциплин курс «История педагогики и образования» решает свои специфические задачи. «Надстраивая» курс теоретической педагогики, он призван поднять на более высокий уровень обобщений теоретические знания студента по общей педагогике, теории и методике воспитания, дидактике через установление исторических связей современных педагогических идей и проблем с теоретическим и практическим опытом прошлого.
Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования не только педагогической, но и общей культуры будущего педагога, так как оно дает знания о развитии теории и практики воспитания и образования как о процессе и соответственно содействует становлению педагогического профессионализма и мировоззрения человека вообще.
Изучая историю педагогики и образования вдумчиво и основательно, мы не только приобретаем интересную и ценную для профессиональной деятельности информацию, но и учимся мыслить педагогическими категориями, понимать их генезис.
Исторический опыт педагогики и системы образования может быть очень поучителен, поскольку только ретроспективный подход «обеспечивает глубокое и всестороннее понимание научной проблемы, позволяет яснее осознать ее место в структуре данной науки, развитие ее ведущих идей, их историческую логику и диалектическую взаимосвязь» (З.И. Равкин).
Цель дисциплины: приобщение студентов к становлению и развитию отечественной и зарубежной педагогической мысли, системы образования.
Учебные задачи дисциплины:
1) развитие у студентов культуросообразного педагогического мировоззрения;
2) осмысление своеобразия школы и мировой педагогической мысли на разных этапах путей их развития;
3) изучение происхождения современных систем образования в их историческом развитии на фоне прогрессивных тенденций теории и практики воспитания прошлого;
4) развитие критического и позитивного отношения к вкладу прошлого в современную педагогику.
Методы преподавания дисциплины:
- лекции;
- семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
- письменные и устные домашние задания;
- консультации преподавателя;
- самостоятельная работа студентов.
Место курса среди других дисциплин учебного плана: Курс «История педагогики и образования» разработан для…
Для изучения данной дисциплины студенты должны в определённой мере владеть знаниями таких дисциплин как философия, отечественная и зарубежная история и обязательно общими основами педагогики, дидактики, теории и методики воспитания.
Требования к уровню освоения содержания: в результате изучения данной дисциплины студенты должны приобрести:
Знания
- о месте истории педагогики и образования в исторической и педагогической науках, о её роли и значимости в подготовке учителей;
- об историческом зарождении и развитии педагогики и школы;
- об основных понятиях курса («педагогическая концепция», «образовательные системы», «народная педагогика», «принцип народности воспитания», «национальная система воспитания», «система общечеловеческого воспитания», формальное и материальное образование, педагогика саморазвития личности, «свободное воспитание», «экспериментальная педагогика», «государственная система образования», «общественная система образования», «частная система образования»);
- об особенностях развития школьного дела и педагогической мысли в различных регионах мира;
- о связи педагогических и философских идей, теории и практики образования; об особенностях проблем национального образования, актуализированных на том или ином этапе истории образования и педагогической мысли;
- о современных мировых тенденциях развития образования;
Умения
- выделять в историко-педагогических и философских текстах основные идеи по обучению и воспитанию детей, по организации школьного дела;
- осуществлять сравнительно-педагогический анализ;
- применять историко-педагогические знания в практике осмысления современного образования и собственной педагогической деятельности.
Навыки
- самостоятельной работы с историко-педагогическими источниками и литературой.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение.
Цель изучения темы - сформировать у студентов представление об истории педагогики и образования как о науке и учебном предмете.
Задачи изучения темы:
1) определить место и значение курса в образовании педагога и системе педагогических дисциплин;
2) раскрыть сущность основных понятий курса;
3) выявить многообразие историко-педагогических источников.
Объем темы: 1 час.
Содержание темы:
История педагогики и образования как область научного знания. История педагогики как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания, образования и обучения. Ее место в истории мировой цивилизации. Сущность принципа научного историзма. Формационный и цивилизационный подходы к изучению школы и педагогики.
Методы историко-педагогического исследования.
Педагогические источники как эмпирическая основа познания историко-педагогической действительности.
Классификация историко-педагогических источников по Д.И. Раскину. Письменные источники (роды, виды и подвиды). Документальные источники как род (виды: актовые, делопроизводственные, статистические и картографические. Повествовательные источники как род (виды: личные, художественные, публицистические, исторические, научные). Дидактические источники как род («продукция» учебного процесса от учебников и программ до классных журналов и ученических работ).
Классификация историко-педагогических источников по М.А. Анисову (материалы учебных заведений, учебная литература, художественная литература, мемуарно-эпистолярная педагогическая литература, законодательные материалы, делопроизводственная документация, педагогические сочинения).
История педагогики как учебный предмет в высшей педагогической школе. Его значение в формировании профессиональной культуры будущего учителя.
Методы: лекция.
Литература:1, 4, 12.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое история педагогики и образования?
2) Что и как она изучает?
3) Каковы задачи и функции истории педагогики и образования?
4) Каково ее место в системе научно-педагогического знания?
5) Какова её роль в профессиональном и личностном становлении педагога?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Проведите сравнительный анализ статей «История педагогики» из «Педагогической энциклопедии» 1966 и, соответственно, 1992 годов издания. Определите, общее и особенное в трактовке предмета, задач и функций истории педагогики как отрасли знания в этих статьях.
2) Определите, какие историко-педагогические источники необходимо использовать, чтобы описать взаимодействие семьи и школы в России XIX в. как феномен.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Эвристическая функция истории педагогики при решении проблем теории и практики современного российского образования».
2) Реферат на тему: «Становление педагогики как отрасли научного знания».
3) Доклад на тему: «Единый курс педагогики и истории педагогики: за и против».
Тема 2. Воспитание в условиях первобытно-общинного строя.
Цель изучения темы - сформировать у студентов представление об особенностях воспитания в первобытном обществе.
Задачи изучения темы:
1) познакомить с существующими в научной литературе воззрениями на особенности воспитания в первобытном обществе;
2) раскрыть сущность первобытной «ритуальной педагогики».
Объем темы: 1 час.
Содержание темы:
Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Концепции происхождения воспитания (эволюционно-биологическая и психологическая).Возникновение воспитания в период первобытнообщинного строя, его особенности. Основная цель первобытно общинного воспитания и формы его осуществления. Задачи воспитания в первобытных племенах, формы реализации воспитательных задач в первобытнообщинном строе. Инициации.
Методы: лекция.
Литература:1-3, 6, 53, 57, 58.
Вопросы для самопроверки:
1) Как и почему возникла педагогическая деятельность?
2) Какие концепции происхождения воспитания вы знаете?
3) Откуда историко-педагогическая наука черпает информацию о воспитании в первобытную эпоху?
4) Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?
5) В чем причины уникальной эффективности первобытнообщинного воспитания?
6) Почему многие исследователи называют инициации «прообразом школы»?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Какие противоречия образования, возникшие на этапе разложения первобытнообщинного строя, присущи современной педагогической практике? Могут ли они быть преодолены? Если да, то как?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Эссе на тему: «Один день из жизни "первобытного ребенка"»