Конец ХХ в. €

Первое упоминание

Первое упоминание о пребывании евреев в Москве относится к 15 в.: в 1472-86 гг. Исуп (Иосеф), шурин богатого крымского еврея Хози Кокоса, осуществлявшего контакты между великим князем Иваном Ш и крымским ханом Менгли-Гиреем, доставлял в Москву письма своего родственника. В 1490 г. в Москву прибыл «лекарь Жидовин Леон из Венеции», первый иностранный врач в Московском государстве, и был казнен после смерти своего пациента – сына великого князя.

ХУ1 век

Еврейские купцы приезжали в Москву при Василии Ш (16 в.). При Иване Грозном им был запрещен въезд в Московское государство. В свитах Лжедмитрия 1 и П были и евреи, а по некоторым данным сам Лжедмитрий П был еврейского происхождения.

ХУП век

В царствование царя Алексея Михайловича (1654-1676) польские евреи приезжали в Москву по торговым делам. Во время русско-польской войны (1645-1667) в Москве появились пленные евреи, многие из них крестились и остались в Москве.

В 1670-71 гг. среди основателей Мещанской слободы были евреи, в их числе «Матюшка Григорьев-еврей», основатель дворянского рода Евреиновых.

Среди других польских евреев, попавших в это время в Москву, был смоленский еврей Шафир – дед вице-канцлера при Петре 1 П.Шафирова (1669-1739), а также состоявшие с ними в родстве семьи Веселовских, Копьевых.

При царе Федоре (1676-1682) еврейским купцам был запрещен въезд в Москву. Придворный врач царей Алексея и Федора, крещеный еврей Стефан фон Гаден (Даниил Жидовин) был казнен вместе с сыном Цви Гиршем во время стрелецкого бунта (1682).

ХУШ век

В 1712 г. Абрам Рут открыл в Москве одну из восьми отечественных аптек, разрешенных указом Петра 1 от 1701 г.

В первые десятилетия 18 в. Некоторые еврейские купцы часто приезжали в Москву, в их числе – Борох Лейбов (умер в 1738 г.).

В Немецкой слободе постоянно проживали их служащие, в том числе зять Бороха – Шмерль, выполнявший функции шохета.

Значительное число евреев поселилось в Москве после первого раздела Польши (1772); так, некоторые белорусские евреи, записавшись в московское купечество, вели в Москве крупную торговлю.

Среди московских евреев особой популярностью пользовался Н. Ноткин. В результате жалобы московских купцов высочайшим указом 1791 г. евреям было запрещено записываться в купечество внутренних губерний. Отныне евреи могли приезжать в Москву только на определенные сроки.

Х1Х век

После 1827 г., когда на евреев была распространена воинская повинность, постоянное еврейское население Москвы стало образовываться из солдат-евреев и их жен.

В 1846 г. В Москве проживали 313 евреев (253 мужчины и 60 женщин). В 1828 г. евреям – купцам первой и второй гильдий было разрешено приезжать в Москву на один месяц, в 1832 г. евреям-купцам всех гильдий – на полгода.

Они имели право останавливаться только в Глебовском подворье в Зарядье, где подвергались поборам и издевательствам со стороны московской администрации. Подворье было упразднено в 1856 г. и евреям разрешили останавливаться в любом районе города.

При Александре П, когда некоторые группы евреев получили право постоянного жительства вне черты оседлости, еврейское население Москвы стало быстро расти.

В 1871 г. в Москве фактически насчитывалось около 8 тыс. евреев, в 1879 г. – 13 тыс., в 1880 г. – около 16 тыс. (проживающих официально – 8025 человек), в 1889 г. – около 26 тыс. (3% населения), в 1891 г. – 35 тысяч.

Получив право постоянного проживания в любой части Москвы, евреи первое время продолжали селиться в Зарядье. С середины 1860-х гг. евреи расселяются по всему городу. Коммерсанты, купцы, представители интеллигенции стали жить на Мясницкой, Сретенской, Арбатской, Тверской частях города.

Отставные солдаты, мелкие торговцы, ремесленники селились в более бедных районах – Лефортове, Пятницкой и Якиманской части. Большинство евреев Москвы были выходцами из Литвы.

В 1861 г. в Москве было три еврейских молельных дома, из них два – Аракчеевский и Межевой – основаны николаевскими солдатами.

В 1865 г. в Москве образовалась еврейская религиозная община. Раввином Москвы в 1865-69 гг. был Х. Берлин; казенным раввином в 1869-92 гг. был Ш. Минор, в 1893-1924 гг. – Я. Мазе (раввин Хоральной синагоги).

В 1871 г. открылась первая московская синагога и талмуд-тора, в 1872 г. – Московское еврейское училище для бедных и осиротевших детей.

В 1830-х гг. евреям был выделен для захоронений участок рядом с православным Дорогомиловским кладбищем. В конце 1860-х гг. был выделен другой участок под еврейское Дорогомиловское кладбище.

В 1865 г. еврейские студенты Московского университета создали кассу взаимопомощи. Национальное пробуждение, охватившее еврейскую молодежь в конце 1870-х гг. и особенно усилившееся после еврейских погромов 1881-82 гг., привело к созданию в Москве первых палестинофильских кружков, в которых активную роль играли евреи-студенты.

В 1884 г. под руководством Я. Мазе был основан кружок Бней-Цион, в который входили И. Членов и А.М. Усышкин.

В 1891 г. 19% московских купцов первой гильдии составляли евреи, сыгравшие заметную роль в развитии банковского дела, промышленности, торговли.

В 1858 г. К. Высоцкий основал чайную фирму, в 1870 г. железнодорожными подрядчиками братьями Л. И С. Поляковыми (первый из них – председатель общины) был основан Московский земельный банк.

В 1880-е годы евреи, не имевшие права жительства в Москве, стали селиться в московских пригородах (Марьиной Роще, Черкизове, Всехсвятском), где было легче избежать полицейского контроля.

Первая попытка сократить еврейское населении Москвы относится к 1882 г., когда с воцарением Александра Ш усилилась антисемитская политика. Благодаря заступничеству московских купцов и фабрикантов, доказавших, что евреи являются посредниками между Москвой и западными и южными губерниями, меры по выселению евреев не были приняты.

В 1891 г. на Солянке открылась новая синагога (ныне Московская хоральная синагога). В том же году московским генерал-губернатором был назначен великий князь Сергей Александрович, заявивший, что его главная цель – «оградить Москву от евреев». 28 марта было опубликовано высочайшее повеление о выселении из Москвы всех евреев-ремесленников и о запрещении таковым вновь селиться в Москве, а 15 октября 1892 г. – о выселении из Москвы отставных солдат рекрутских наборов и членов их семей, не приписанных к обществам.

За короткий срок из Москвы было изгнано около 20 тыс. евреев, многих из которых выслали по этапу зимой, вместе с уголовными преступниками, что привело к многочисленным смертям. Часть высланных евреев незаконно поселилась в московских пригородах. 23 июня 1892 г. была закрыта новая синагога. Прошение Ш. Минора и старосты Шнейдера о возобновлении службы повлекло их высылку из Москвы.

Из 14 еврейских молельных домов в том же году 8 были закрыты. По переписи 1897 г. в Москве проживало 8095 евреев (в 1902 г. – 9339).

Было запрещено проживание в Москве евреям, изучающим «фармацию, фельдшерское и повивальное искусство». В 1899 г. утверждены «московские временные правила», ограничившие приписку евреев к московскому купечеству.

В 1894 г. в Москве была образована коллегия уполномоченных Общества для распространения просвещения между евреями в России.

Первая половина ХХ века

В 1909 г. коллегия была преобразована в московское отделение общества. В 1906 г. было основано Общество распространения правильных сведений о евреях и еврействе, а в 1913 г. открыто московское отделение находившегося в Петербурге Общества еврейской народной музыки.

В усилившемся в начале 20 в. в Москве революционно-демократическом движении было много евреев: кадеты М. Герценштейн; Г. Иоллос - редактор московской либеральной газеты «Русские ведомости», депутат 1-й Государственной Думы, убитый черносотенцами в Москве; большевики С. Гусев, З. Доссер - один из руководителей декабрьского вооруженного восстания 1905 г.; Розалия Землячка, З. Литвин-Седой – начальник штаба Пресненских боевых дружин.

Московские евреи внесли вклад в развитие русской культуры, науки и в создание различных учреждений Москвы: М. Гершензон – автор книги «Грибоедовская Москва» (1914), великолепный знаток Москвы; сестры Гнесины – основатели московского музыкального училища (с 1944 г. – Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных); Н. Рубинштейн (1835-1881) – основатель Московской консерватории (1866); Л. Минор (1855-1942 гг., сын Ш. Минора) – основатель и директор клиники нервных болезней при Высших женских курсах.

В 1880 г. А. Саламонский (1839-1913) открыл Московский цирк; в 1883 г. – А. Липскеров основал газету «Новости дня». В 1886 г. в высших учебных заведениях Москвы обучалось 298 евреев-студентов, в 1912 г. – около тысячи, а в 1916 г. – около 3-х тысяч.

Евреи Москвы принимали активное участие в сионистском движении. В 1910 г. в Москве было основано общество «Шеерит Исраэль», ставившее своей задачей финансирование приобретения земель в Эрец-Исраэль.

В 1915-17 гг. выходил сионистский еженедельник «Еврейская жизнь» под редакцией Ш. Брумберга. В 1915 г. на частных квартирах проходила 5-я конференция сионистской студенческой организации Хе-Хавер.

С октября 1916 г. в Москве выходил сионистский еженедельник на иврите «ha-am», ставший с июля 1917 г. ежедневной газетой.

Во время Первой мировой войны с 1915 г. в Москву стали прибывать еврейские беженцы, которые селились в основном в пригородах, хотя правительственный циркуляр от 1915 г., фактически отменивший черту оседлости, оставил ряд районов России, в том числе Москву, закрытыми для евреев.

В Москве имелось отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО).

В Богородском функционировала крупная иешива, основанная беженцами. С ноября 1914 г. на русском языке начали выходить журнал «Война и евреи» (с марта 1915 г. – «Евреи на войне»), с весны 1915 г. – еврейские еженедельники «Еврейская неделя» и «Еврейская жизнь».

В 1916-18 гг. выходил русско-еврейский журнал левого направления «Новый путь» под редакцией С. Кагана. В 1917 г. в Москве один раз в два месяца Л. Биск издавал «Вестник Московского еврейского общества помощи жертвам войны».

Февральская революция 1917 г. способствовала активизации всех видов еврейской общественно-политической и культурной деятельности.

В 1917 г. резко возросла численность евреев Москвы (60 тыс.). В феврале 1917 г. было основано торгово-промышленное общество «ha-Боне» для поддержки строительства в Эрец-Исраэль, в марте – Главное бюро всероссийского отделения Еврейского национального фонда (во главе с И. Членовым).

В апреле состоялся учредительный съезд партии Традиция и свобода, стоявшей на позиции религиозного сионизма, в мае – съезд Общества любителей древнееврейского языка, возглавляемого Х.Н. Бяликом, в июле – конференция движения Агуддат Исраэль.

В 1917-18 гг. в Москве работали издательства на иврите «Омманут» и «Штыбель».

Летом 1917 г. Московское еврейское общество внешкольного образования и воспитания издало три номера журнала «Еврейское юношество» под редакцией Г. Антокольского.

Евреи принимали активное участие в революционных событиях 1917 г., находясь в различных политических лагерях: эсер О. Минор - сын Ш. Минора, председатель московской городской Думы; меньшевик Г. Кипен – первый заместитель председателя Московского совета; в противоположном лагере – первый большевистский комиссар Кремля Е. Ярославский; секретари московского комитета партии большевиков Р. Землячка, В. Загорский, И. Зеленский, И. Пятницкий, Л. Каганович; председателем Моссовета в 1918-26 гг. был Л. Каменев.

Первое время после октябрьского переворота сионисты Москвы продолжали свою деятельность. С конца 1917 по 1919 г. в Москве существовало издательство «Сафрут», выпускавшее на русском языке книги по сионизму, переводы художественной литературы с иврита, а также сборники «Сафрут» под редакцией Л. Яффе (1918, № 1-3).

В январе 1918 г. было основано Палестинское мелиорационное общество «Раанания». Издавались газеты сионистского направления: еженедельник «Еврейское слово» (в январе – марте), «Известия организационного бюро центрального комитета Хе-Хавер» (в апреле – июне).

Летом 1918 г. в Москве проходил Всероссийский съезд еврейских общин, из 133 делегатов съезда большинство составляли сионисты; на съезде был создан общинный центр – Ваад.

В июне 1918 г. был образован совет палестинских обществ России – Тхият ha-арец. Издательство «Штыбель» выпустило 3 номера ежеквартальника на иврите «ha-Ткуфа». 8 декабря 1918 г. в Москве состоялся первый спектакль театра на иврите «Хабима».

В 1918 г.в Москву переехал Еврейский комиссариат (Евком). Действуя как орган центральной власти, Еврейский комиссариат и Евсекция вели борьбу с сионизмом и всеми видами культуры на иврите.

В июне 1919 г. на 2-й конференции районных евсекций и евкомов Москвы была принята резолюция, призывавшая к беспощадной борьбе с сионизмом.

В 1918-19 гг. были закрыты сионистские газеты (на иврите и на русском языках), прекратило свою деятельность издательство Штыбеля. В июле 1919 г. власти закрыли Ваад, а в октябре были арестованы некоторые московские сионисты.

20 апреля 1920 г. начала свою работу Московская конференция сионистов, фактически – 1-й съезд сионистов России после октябрьского переворота.

Через 2 дня все делегаты съезда были арестованы, кроме престарелого раввина Я. Мазе. По дороге в тюрьму арестованные пели гимн «ha-Тиква».

В 1920 г. было создано Центральное сионистское бюро во главе с И. Чериковером, которое действовало до 1924 г.

В 1920-х гг. действовали Центральное бюро организации Хе-Халуц и центры подготовки к трудовой деятельности в Эрец-Исраэль (хахшара). Будущие репатрианты жили в общежитии на Якиманке. В 1924-26 гг. издавался журнал «Хе-Халуц».

В 1925 г. была предпринята попытка остановить репрессии властей против сионистов. Два московских сиониста И. Рабинович и профессор Д. Шор представили советскому правительству краткое содержание программы сионизма и просьбу освободить арестованных сионистов. Однако аресты продолжались.

В 1918-24 гг. в Москве находился Еврейский комиссариат и центр Евсекции – до роспуска в 1930 г. В 1920-28 гг. выходила на идиш газета «Эмес».

В 1925-32 гг. здесь действовала еврейская секция ассоциации пролетарских писателей, издававшая на идиш журнал «Октобер».

В 1927-37 гг. издавался ежемесячник на русском языке «Трибуна еврейской советской общественности» под редакцией Ш. Диманштейна.

В Москве работала большая группа писателей и поэтов на идиш: Д. Бергельсон, Ш. Галкин, Дер Нистер, И. Добрушин, П. Маркиш, Л. Квитко, Ш. Персов и другие.

В 1917 г. Н. Цемах создал в Москве товарищество «ha-театрон ha-иври - Хабима». В 1920 г. из Петрограда в Москву переехал еврейский театр-студия А. Грановского (с 1925 г. ГОСЕТ).

В 1929 г. при театре была создана студия, в 1945 г. преобразованная в Училище при ГОСЕТе. В 1918-21 гг. в Москве работал Еврейский народный университет.

В 1926 г. при педагогическом факультете Второго московского университета было открыто еврейское литературно-лингвистическое отделение, готовившее учителей для еврейских средних школ: среди преподавателей отделения были Д. Гофштейн, И. Добрушин, И.Нусинов. Возглавлял отделение историк Ц. Фридлянд (1896-1940).

В 1921-36 гг.действовал Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, в который входил еврейский сектор (с обучением на идиш).

В начале 1920-х гг. в Малаховке, в детской еврейской колонии (детском доме), основанной в 1919 г. (закрыта в начале 1930-х гг.), преподавали М. Шагал (рисование), И. Энгель (музыку), философ М. Каган (математику и столярное дело).

В 1920-30 гг. действовал просветительский вечерний еврейский университет, были созданы самодеятельные театральные группы, ставившие пьесы на идиш, в том числе и театральный коллектив, выступавший в 1935-36 гг. на сцене московского клуба железнодорожников.

Но уже в 1936 г. была закрыта последняя еврейская школа в Москве, а в 1937-38 гг. и большинство образовательных и культурных учреждений на идиш.

В 1918-28 гг., несмотря на преследования со стороны властей, в Москве увеличилось число синагог, молельных домов. Так, к 1928 г. в городе функционировало 28 синагог и молельных домов.

Весной 1918 г. было создано Московское еврейское религиозное общество (МЕРО) при Хоральной синагоге, распущенное вскоре властями и восстановленное в феврале 1925 г.

В правление МЕРО входили представители московских синагог и молельных домов; оно осуществляло руководство еврейской религиозной жизнью.

В 1922 г. во время кампании по изъятию церковных ценностей под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья, в Московской хоральной синагоге были реквизированы 73 предмета из золота и 2 предмета из серебра.

В 1923 г. была предпринята очередная попытка властей добиться закрытия Хоральной синагоги. Только после беседы раввина Я. Мазе с председателем Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) Ф. Дзержинским здание Хоральной синагоги было оставлено еврейской общине.

В 1928-30 гг. были закрыты 14 синагог и молельных домов (из 18), в том числе старейшие в городе – Аракчеевский и Межевой.

В 1929 г. было закрыто МЕРО, его руководители высланы из Москвы. Во время антирелигиозной кампании конца 1920-х – начала 1930-х гг., по инспирированному сверху «мнению евреев-трудящихся». 1 февраля 1930 г. было принято решение о закрытии Московской хоральной синагоги. Но после публикации в газете «Правда» статьи Сталина «Головокружение от успехов», осуждавшей крайности в проведении коллективизации и излишнего рвения тех, кто «снимает колокола с церквей», решением ВЦИК было отменено постановление о закрытии Хоральной синагоги.

Продолжались преследования религиозных евреев. В начале января 1938 г. были арестованы раввин Хоральной синагоги Ш.И.Л. Медалье, члены правления синагоги во главе с председателем правления Московской религиозной общины М. Брауде. Они были обвинены в шпионаже в пользу Польши, в руководстве нелегальной сетью хедеров. В апреле 1938 г. Медалье и несколько других арестованных были приговорены к расстрелу. В 1939 г. была закрыта синагога на Большой Бронной улице.

Период В.О. войны

Тысячи московских евреев были призваны в армию или вступили в московское ополчение. Трое евреев получили звание Героя Советского Союза за героизм, проявленный во время битвы под Москвой: С. Горелик, Е. Дыскин, Л. Паперник. 24 августа 1941 г. в Москве состоялся всесоюзный митинг представителей еврейского народа. С 1943 г. в Москве находился Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), в 1942-48 гг. выходила на идиш газета «Эйникайт».

Вторая половина ХХ века

Рост антисемитизма

Приезд в Москву первого израильского посла Голды Меир (1948 г.) и ее появление в Московской хоральной синагоге во время еврейских осенних праздников вызвали стихийную массовую демонстрацию евреев у синагоги.

В послевоенные годы московские евреи сильно пострадали от усилившегося антисемитизма. В январе 1948 г. в Минске агентами службы безопасности был убит Ш. Михоэлс; в ноябре последовали роспуск Еврейского антифашистского комитета и закрытие газеты «Эйникайт»; в декабре было закрыто еврейское издательство «Эмес» и арестовано большинство членов Еврейского антифашистского комитета, многие из них позже были расстреляны.

28 января 1949 г. статьей в газете «Правда» «Об одной антипартийной группе театральных критиков» началась открыто антисемитская кампания против «космополитов».

В 1949 г. был закрыт ГОСЕТ; в 1951 г. ликвидировано путем высылки жителей подмосковное село Давыдково, где большинство населения составляли евреи.

Наивысший подъем антисемитской кампании был ознаменован «делом врачей» (Врачей дело). Многие московские врачи были уволены с работы, некоторые из них арестованы.

Общинная жизнь

В 1943-57 гг. раввином Московской синагоги был Ш. Шлифер. С 1956 г. московская община стала издавать еврейский религиозный календарь – первое издание на иврите за 30 с лишним лет (выходит ежегодно). Тогда же раввин С. Шлифер издал молитвенник «Сиддур ha-шалом», второе его издание осуществлено в 1967 г. раввином И. Левиным (московский раввин в 1957-71 гг.). С 1957 г. при Московской хоральной синагоге существует иешива «Кол Яаков».

В 1930-х гг. прекращены захоронения на Дорогомиловском еврейском кладбище (окончательно ликвидировано в середине 1950-х гг.). В 1945 г. было открыто еврейское кладбище в подмосковном поселке Салтыковка (фактически закрыто для новых захоронений с середины 1980-х гг.). Евреям был выделен участок под захоронения на Востряковском кладбище в пригороде Москвы (с 1960 г.- в черте города); с 1963 г. на этом участке не осталось мест.

4 октября 1959 г. антисемиты подожгли синагогу и домик смотрителя еврейского кладбища в пригороде Малаховка (единственное в Москве действующее в настоящее время еврейское кладбище). Во время пожара погибла жена смотрителя. Той же ночью в Малаховке были разбросаны антисемитские листовки.

В 1972 г. была закрыта синагога в Черкизове; в Москве остались две синагоги – Хоральная и в Марьиной Роще (хасидская, раввином в ней с 1944 г.был Н. Олевский).

В 1972-82 гг. раввином Москвы был Я. Фишман, а с 1983 г. – А. Шаевич.

Согласно переписи населения, в 1959 г. в Москве проживало 239 246 евреев, в 1970 г. – 251 523 еврея (3,6% населения).

Демография

В 1920-41 гг. численность еврейского населения Москвы значительно увеличилась. В 1920 г. в Москве проживало около 28 тыс. евреев, в 1923 – около 86 тыс., согласно переписи 1926 г. – 131 тыс., в 1933 г. - 226,5 тыс., 1939 г. – 250. 2 тыс., (ко времени нападения нацистской германии на Советский Союз в июне 1941 г. еврейское население Москвы выросло).

Ликвидация черты оседлости, объявление Москвы столицей, развитие промышленности были основными причинами процесса роста еврейского населения.

Евреи предпочитали селиться в районах, в которых до революции было значительное еврейское население. Этим объясняется их концентрация в центральных районах: Солянке, Маросейке, Большой Никитской, причем в 2-х из них еврейское население превышало 12%.

Однако, проживать у родственников или знакомых долгое время было невозможным, так как последние, в большинстве случаев, сами теснились в коммунальных квартирах. Поэтому многие приезжающие евреи селились в пригородах Москвы, где родственники или знакомые проживали в собственных домах и поэтому в меньшей степени их стесняли. Для снимающих жилую площадь пригороды были также предпочтительнее, так как найти здесь свободное жилье было легче, а арендная плата ниже по сравнению с городом.

В северном направлении интенсивно заселялись евреями Марьина Роща, города Мытищи, Пушкино, Лосиноостровский, села Алексеевское, Останкино, Петровско-Разумовское, Ростокино; в северо-восточном – Сокольники, Богородское и Черкизово; в северо-западном направлении – Всехсвятское и Коптево, поселки Никольский, Покровкое-Глебово, Покровское-Стрешнево, Тушино, Химки, Ховрино.

Одновременно шло заселение подмосковных населенных пунктов Кунцево, Кусково, Новогиреево, Перово. Так образовалось восточное направление еврейского расселения (вместе с поселками Быково, Вешняки, Красково, Кратово, Малаховка, Салтыковка, Томилино, Удельная).

Кроме того, быстро росло еврейское население дачных поселков, большая часть домов в которых была пригодна для круглогодичного проживания; при этом эти поселки были расположены, как правило, рядом с железной дорогой, что обеспечивало удобную связь с городом – местом работы. Например, поселки Вешняки, Клязьма, Кусково, Лосиноостровский, Малаховка, Мамонтовка, Перловка и Тайнинка.

Заселение евреями пригородов стало еще более интенсивным после введения режима обязательной прописки, который практически исключил возможность проживания непосредственно в Москве. Были периоды, когда в отдельных, указанных выше, населенных пунктах евреи составляли до 15% всех жителей; идиш был родным языком до 45% - 70% проживающих там евреев.

Постепенно, с течением времени, все упомянутые пригородные населенные пункты (за исключением Малаховки) вошли в состав Москвы.

В 1920-30 гг. изменился состав еврейского населения Москвы. В результате массового переселения украинских евреев их численность в составе московского еврейства возросла до 80%, а литовско-белорусского сократилась до 10-15%.

В дальнейшем это соотношение не менялось, незначительные изменения произошли за счет переезда в Москву небольшого числа грузинских и горских евреев.

Согласно переписи 1989 г. в Москве проживало 174 728 евреев. Среди евреев, имеющих высшее образование, в Москве приходилось 604 человека на тысячу (среди русских – 255). Лиц, занятых умственным трудом, среди евреев было 85,3% взрослого населения (среди русских – 54,9%). При этом следует отметить и различия в социально-профессиональной структуре. Так, среди евреев 84,5% служащих (у русских – 54,3%), рабочих соответственно 12,8% и 29,6%.

В 1989 г. на долю лиц, находившихся в репродуктивном возрасте и повлиявших на ситуацию с рождаемостью в следующем десятилетии, среди евреев приходилось 15,8%, среди русских – 29,3%. Естественно, что это нашло отражение на этнических пропорциях новорожденных москвичей.

Для евреев Москвы характерна высокая степень ассимиляции. Если в 1871 г.считали своим родным языком идиш 96,7% московских евреев, то в 1970 г. назвали своим родным языком идиш 7,2%, русский – 92,7% и другие языки -0,2%. В середине 1980-х гг. от трети до половины всех браков евреев Москвы – смешанные.

Конец ХХ в. – начало 2000-х гг.

С 1987 г., в период развития так называемой гласности и перестройки, активизировалась еврейская общественная жизнь в Советском Союзе.

В Москве находились центры нескольких европейских общественных неформальных организаций: Еврейская культурная ассоциация (ЕКА) под руководством М. Членова, Общество дружбы и культурных связей с Израилем, Иггуд ha-морим (Общество преподавателей).

В августе 1989 г. состоялась конференция евреев из различных городов Советского Союза, на которой была создана Сионистская федерация советских евреев (президентом был избран Л. Городецкий).

Действовал ряд городских организаций: Московское еврейское культурно-просветительское общество, Еврейский информационный центр, культурно-религиозный центр «Маханаим» и др.

Некоторые еврейские организации были образованы с согласия или по инициативе властей: театр «Шалом» и общество при театре, Центр имени Ш. Михоэлса при Камерном еврейском музыкальном театре, Ассоциация деятелей и друзей еврейской советской культуры, издававшая с апреля 1989 г. газету «Вестник советской еврейской культуры» (дважды в месяц).

Еврейские неформальные организации выпускали несколько самиздатских газет и журналов: с 1987 г. – «Еврейский исторический альманах», с 1988 г. – «Шалом», «Информационный бюллетень по вопросам еврейской репатриации и культуры», «Вестник общества дружбы и культурных связей и Израилем» и др.

Всего в 1990-91 гг. в Москве издавалось 26 еврейских газет и журналов. Увеличилось число воскресных школ и детских садов, семинаров по еврейской истории и иудаизму, кружков по изучению иврита, некоторые из которых получили официальный статус.

Было организовано несколько еврейских библиотек. В конце 1988 г. в рамках Академии мировых культур создана иешива (руководитель – раввин А. Штейнзальц).

В 1991 г. была вновь открыта синагога на Большой Бронной улице (раввин И. Коган). В 1988-89 гг. открылись отделения различных еврейских организаций: Бетара, ВИЦО, Бней-Брита.

В декабре 1989 г. Всесоюзный съезд еврейских общин и организаций в Москве избрал координационный орган независимого еврейского движения Ваад во главе с М. Членовым, И. Зисельсом и С. Зильбергом. Однако в этот же период проявления антисемитизма усилились и приняли разнообразные формы: антисемитские статьи в ряде периодических изданий (в том числе в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва»), митинги общества «Память», разрушение памятников на еврейских могилах Востряковского и Салтыковского кладбищ и т.д.

Согласно всесоюзной переписи населения 1989 г. в Москве проживало 175 168 евреев. В 1970 г. – 2004 гг. большое количество московских евреев репатриировалось в Израиль или выехало в США, Германию, Канаду и другие страны мира.

Наши рекомендации