Тема 4. Развитие, обучение и воспитание личности

Литература по психологии

1. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск: Соврем, шк., 2009. – 512 с.

2. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайнштейн. – Минск: БГУ, 2005. – 143 с.

3. Гапанович-Кайдалов Н.В. Основы психологии : [учеб. пособ. для учреж. высш.образ. по спец. "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"] / Гапанович-Кайдалов Н.В., Левицкая И.П., Крутолевич А.Н., под общ. ред. Гапанович-Кайдалова Н.В. - Минск : ИВЦ Минфина, 2015.

4. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2005. – 448 с.

5. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2003. – 224 с.

6. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2004. – 368 с.

7. Основы психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.АФурманов [и др.]. – Минск: Соврем, шк., 2011. – 496 с.

8. Первин, Л. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.

9. Психология: пособие для студ. БГУ, обуч. по спец. гуманит. и естеств. науч. профиля / И.А. Фурманов [и др.] ; под общ. ред. И.А. Фурманова. – Минск: БГУ, 2007. – 259 с.

10. Фурманов, И.А. Психология: электр. учеб-метод, комплекс / И.А. Фурманов, Л.А. Вайнштейн. – Минск, 2009. – http://www.edu.by

11. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.

12. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: курс лекций: в 2 ч. / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2003. – Ч. 1. – 156 с.

13. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ACT, 2008. – 656 с.

14. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ACT, 2008. – 720 с.

15. Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: ACT, 2009. – 624 с.

16. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. – М.: ACT, 2008. – 672 с.

17. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М: ACT, 2008. – 656 с.

18. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.

19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост.: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 702 с.

20. Талайко, С.В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие / СВ. Талайко. – Мозырь, 2006. – 234 с.

Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 400

КУРС «ОСНОВЫ пЕДАГОГИКИ»

Тема 1. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке

Актуальность наук о человеке и образовании. Цели изучения курса «Основы педагогики». Значимость психолого-педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач.

Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний.

Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики.

Тема 2. Образование как социокультурный феномен

Роль образования на современном этапе социально-экономического развития.

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры.

Образование как педагогический процесс.

Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.

Тема 3. Система образования Республики Беларусь в контексте мировых тенденций

Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования.

Структура национальной системы образования и характеристика его уровней.

Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь.

Направления совершенствования системы высшего образования в Республике Беларусь.

Тема 4. Развитие, обучение и воспитание личности

Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности.

Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды.

Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.

Воспитание как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в современном обществе.

Воспитание как целенаправленная педагогическая деятельность по созданию специальных условий формирования у личности определенных психических и личностных качеств.

Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания. Воспитанность и воспитуемость. Самовоспитание: условия и предпосылки, этапы, методы и приемы.

Педагогические основы общения и игры как средств развития личности. Технологии продуктивного общения. Использование игр в семейной, образовательной и профессиональной сферах.

Наши рекомендации