История из жизни преподобною Макария Великого

Гордость проявляется и в нетерпении обид. В повсе­дневной жизни это проявляется повсюду: и в транс­порте люди остановку спокойно проехать не могут, и в очереди к банкомату найдут возможность поссорить­ся. Хочется вспомнить одну историю, связанную с име­нем преподобного Макария Великого. Этого человека называли еще при жизни «земным богом».

Оговорюсь. То, что преподобного называли «зем­ным богом», не противоречит библейскому взгляду на вещи. Сам Господь говорил Моисею, что он будет богом своему брату, когда послал его к фараону. Моисей имел дефект речи, он должен был все нужные слова гово­рить своему брату Аарону, а Аарон уже возвещал эти слова людям, в частности фараону. Господь говорил Моисею, что он будет ему богом: то есть Господь был Богом для Моисея, а Моисей был богом для своего бра­та Аарона, возвещая людям важные истины, значение которых и по сей день непреложно.

Древнее монашество зачастую заключалось в сле­дующем. Люди уходили из жилищ, семей, из сел, го­родов и поселялись на небольшом расстоянии от них. Они сохраняли дружеские отношения с некоторыми людьми, живущими в мирских селениях, и регулярно получали от них какие-то подношения в виде пищи, одежды, воды, могли сами продавать что-то из своего рукоделия, и так питались. Это уже позже монастыри стали образовываться дальше от селений, когда воз­никали общины.

А изначально это все имело очень простой вид — обычная хижина. Преподобный Макарий поселился недалеко от одного селения. Некая девица, жившая там, потеряла свое девство и забеременела. Имени от­ца ребенка она никому не называла, и через какое-то время открылось, что она беременна. Свой позор она приписала Макарию.

Преподобный Макарий был известен жителям этого селения. Однако девица обвинила именно его, сказав, что монах этот, живущий отдельно от всех, является виновником ее падения. Преподобного с позором при­тащили в село, избили, повесили ему на шею какую-то веревку с битыми глиняными черепками для позора и водили его с побоями и пинками по этому селению. Насытившись своей злобой, они потребовали от него, чтобы он кормил и содержал эту женщину, которую он якобы сделал матерью.

Макарий ни слова не произнес в свое оправдание. Он терпел до конца, не выгораживая себя, ничего не возражая. Он трудился своими руками, доставляя про­питание этой женщине.

Наконец подошло ей время родить, и роды оказа­лись трудными. Женщина, измучившись болями, на­ходясь на грани жизни и смерти, была сокрушена стра­даниями и, наконец, исповедовалась прилюдно. Она покаялась в том, что оклеветала невинного человека, и назвала имя того, кто являлся настоящим отцом ре­бенка. После этого по милости Божией она разреши­лась от бремени, а люди пошли к Макарию просить у него прощения.

Преподобный увидел издалека множество людей. Он понял, что тайное стало явным, что его невинность об­наружилась. Но теперь его ожидало другое искушение:

его ждали извинения, какие-то приношения, подарки, которые должны были загладить вину жестоких кре­стьян. Его теперь ждала человеческая слава. А это ино­гда страшнее, чем укоры или явные гонения. Медные трубы ожидают всегда в конце, после огня и воды. И Ма­карий убежал из своей хижины, скрылся от приближа­ющейся человеческой славы, которая, как известно, еще и непостоянна. Те, кто сегодня приветствуют: «Осан­на!», завтра закричат: «Распни!» Человек, увы, быстро меняется. И вот, перетерпев столь большое количество совершенно незаслуженных нападок и оскорблений че­ловеческого достоинства, преподобный Макарий пока­зал в себе великого мудрого мужа, крепкого в вере. Он не мстил за себя, он дал место Богу, потерпел и дождал­ся, когда Господь объявил о его невиновности.

Люди, достойные почестей, терпеливо переносят вся­кую хулу. Люди же, достойные наказания, не имеют критического отношения к себе и страшно обижаются на любую мелочь, на любой косой взгляд, на любое случайно оброненное слово.

Теперь самое время посмотреть на то, как обычный человек, и тем более — современный, реагирует на обиды: на обидные слова, неприятные события в жиз­ни, на справедливые и несправедливые укоризны, об­винения, всяческие укоры. Очевидно, что, не имея свя­тости и даже к ней не стремясь, мы руководствуемся совершенно иными поведенческими моделями.

И получается, что люди, достойные почестей, терпе­ливо переносят всякую хулу. Люди же, достойные на­казания, не имеют критического отношения к себе и страшно обижаются на любую мелочь, на любой косой взгляд, на любое случайно оброненное слово. Кое-кого из нас, как в притче про цыгана, можно каждый день с утра лупить палкой — наперед, в ожидании неизбеж­ных будущих грехов. Но именно такие люди и обижа­ются на любой намек, на любое посягательство на их раздутое «я», на их превознесенную гордыню. Хорошо ли это, решайте сами.

Молитва «Отче наш» говорит, что человеку в жизни всегда будет кого прощать: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Эта строч­ка будет читаться до скончания века, до Страшного Су­да. Она говорит о том, что у нас всегда будут некие дол­ги перед Богом, а у ближнего всегда будут некие долги перед нами. Терпеть ближнего в надежде, что Бог по­терпит нас, и прощать ближнего, веря, что так и мы найдем прощение, — наш путь. Это путь к прочному миру — миру между человеком и Богом, миру между человеком и человеком. Там, где этого нет, есть проти­воположные качества: спесь, злопамятство, мститель­ность, коварство и прочее.

Пусть пример святого Макария Великого побудит нас хоть немного терпеливее переносить неприятно­сти от окружающих. Вспоминая многие свои неоплат­ные грехи перед Господом, мы будем легче принимать горькие и целебные пилюли из Его врачующей руки.

Наши рекомендации