Требования к минимуму содержания

Т.Н. Манннна

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43.

© ИПР СПО Минобразования России, 2002

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предлагается в качестве примерной по курсу «Ино­странный язык», входящему в цикл ОГЭС, для преподавания английского, немецкого, французского, испанского языков в образовательных учрежде­ниях среднего профессионального образования с базовым уровнем образо­вания независимо от формы обучения - очной, очно-заочной и заочной.

Примерная программа является основой для разработки и образова­тельных учреждениях среднего профессионального образования рабочих программ, модифицированных з зависимости от уровня языковой подго­товки студентов, с учетом региональных, профессиональных, националь­ных и других особенностей подготовки специалистов.

Примерная программа рассчитана на работу со студентами, изучав­шими иностранный язык в объеме среднего (полного) общего образования в общеобразовательной школе или образовательных учреждениях началь­ного профессионального образования.

Программа рассчитана на преподавание иностранного языка 2 часа в неделю в течение всего времени теоретического обучения, т.е. 165 - 170 часов. Учебный материал в примерной программе представлен без распре­деления по годам обучения.

Примерная программа составлена в соответствии с ГОС СПО второго поколения, отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению иностранными языками в повседневном общении и профессиональной деятельности, направлена на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенство­вание коммуникативных умений и навыков, повышение качества профес­сионального образования, интеллектуализацию и повышение мобильности специалиста.

Основной целью курса «Иностранный язык» является обучение прак­тическому владению разговорно-бытовой речью и деловым языком специ­альности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно свободно пользоваться относительно простыми языко­выми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, ау­дировании, чтении и письме. Практическое владение языком предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой с це­лью получения профессиональной информации, оформлять деловую пере­писку, вести беседу, переговоры.

Занятия по курсу «Иностранный язык» имеют практический характер. Осноение и совершенствование студентами фонетики, грамматики (морфо-логни и синтаксиса), правил словообразования и сочетаемости слов, а так­же лексики и фразеологии происходит в процессе работы с устными и н'.ш.менными текстами, разного рода словарями и справочниками, органи-•',\'1',<лой с использованием новых педагогических технологий.

Большое значение в процессе обучения иностранному языку имеет применение ТСО (видео- и аудиотехники, мультимедиа и пр.). Это создает максимальную наглядность, повышает интерес и мотивацию обучения. Применение на занятиях звукозаписи позволяет унифицировать произно­шение, интонацию, ритмику, имеющиеся в группе в начале обучения. Тре­нировочные упражнения с магнитофоном по фонетике и запоминанию тек­ста позволяют индивидуализировать процесс обучения, т.е. повысить его эффективность. Работа с компьютерными программами и работа в интер­нете, где преобладают тексты на иностранных языках, придает процессу обучения прагматический, прикладной характер, повышает интерес сту­дентов к изученшо иностранного языка, позволяет тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях.

Примерная программа содержит рекомендательный список литерату­ры по всем иностранным языкам, изучаемым в образовательных учрежде­ниях СПО.

При создании своего учебно-методического комплекса преподаватели могут использовать как рекомендуемую литературу, так и иную, россий­ских и зарубежных издательств, но обязательно отвечающую современным требованиям. В учебно-методический комплекс следует включить:

учебник общего типа (элементарный или средний уровень) с аудио- и

видеоматериалами к нему;

отраслевой учебник или пособие, тексты и упражнения к нему; набор видео- и аудиоматериалов для аудиторной и внеаудиторной ра­боты;

словари всех типов, справочники па иностранном языке;

рабочие тетради.

Все учебно-методические материалы, используемые в процессе обу­чения иностранному языку, должны соответствовать современному уровню развития техники, производства, науки и общества.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)

Основы общения на иностранном языке: фонетика, лексика, фразеоло­гия,

грамматика; основы делового языка по специальности: профессио­нальная

лексика, фразеологические обороты, термины; техника перевода (со

словарем) профессионально-ориентированных текстов; профессиональ­ное

общение.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Наименование разделов и тем Количество
  аудиторных
  часов при
  очной форме
  обучения
I. Вводно-коррективный курс:  
  - корректировка произношения  
  - повторение и усвоение учащимися элементарной
  грамматики и лексики, навыков устной диалогиче-  
  ской и монологической речи, чтения и письма  
II. Развивающий курс:  
  - развитие навыков восприятия па слух, чтения, на-
  писания монологической и диалогической речи по  
  общекультурной и бытовой тематике;  
  - совершенствование навыков устной речи;  
  - развитие навыков чтения литературы по специ-
  альности; знакомство с отраслевыми словарями и  
  справочниками, отработка навыков работы с ни-  
  ми; знакомство с основами реферирования, анкетиро-  
  вания и перевода литературы по специальности. ,
III. Практикум:  
  — работа с текстами по специальности с использова-
  нием различных аспектов речи  
IV., Повторение и закрепление умений и навыков
V. Контроль: текущий и итоговый
Всего...

* Содержание и тематику занятий преподанэтели определяют самостоятельно исхо­дя из уровня языковой подготовки студентов, с учетом региональных, профессио­нальных и других особенностей конкретного учебного заведения.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Обучение иностранному языку в образовательных учреждениях СПО начинается с вводно-коррективного курса, который разрабатывается на основании результатов входного контроля, проводимого по всем видам речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Вводный курс предполагает повторение элементарной грамматики и лексики.

В дальнейшем работа ведется параллельно над развитием всех видов речевой деятельности в двух направлениях: освоение разговорно-бытового, литературного языка и языка специальности. На зачетах, в конце семестра, а также в ходе итогового контроля оценивается уровень овладения студен­том каждым видом речевой деятельности.

Наши рекомендации