Успеваемости и промежуточной аттестации. 3.1. Вопросы для подготовки к зачету и/или экзамену
3.1. Вопросы для подготовки к зачету и/или экзамену
Вопросы для подготовки к зачету
1. Экономическая теория и экономическая культура: различие подходов. Экономическое действие как форма проявления экономической культуры.
2. Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение. Трансляционные, селекционные и инновационные функции экономической культуры.
3. Объект, предмет и задачи экономической культуры. Функции экономической культуры.
4. Основные причины и условия возникновения социально-культурологического знания. Учения О. Конта, Г. Спенсера, А. Смита.
5. Социальные и экономические процессы: их взаимосвязь и взаимоотношения.
6. Социально-экономическая проблема повышения эффективности материального производства как вопрос экономической культуры.
7. Социально-экономические концепции А. Смита. Социально-экономическии теории Т. Веблена, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера.
8. Основные концепции западных экономических школ в 50, 70 и 90 годы XX века.
9. Экономическая культура в советский период: влияние марксизма; приоритет культуры труда.
10. Реструктурирование экономической культуры в постсоветский период: освоение западного опыта.
11. Экономическое сознание как часть общественного сознания. Сущность экономического сознания.
12. Экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений. Сущность экономического мышления.
13. Психологически отчужденное состояние как результат несоответствия экономического мышления в современных условиях существования.
14. Теория социальной стратификации. Общие типы социально-культурных и социально-экономических групп. Социально-культурная мобильность.
15. Сущность социально-экономического неравенства и проблема справедливости в экономической культуре. Социально-психологические взгляды на бедность и богатство.
16. Мотивация труда, интерес и потребности. Основные концепции экономического интереса в экономической культуре.
17. Гибкая занятость и сегментация рынка труда (Дж. Аткинсон). «Ядро» и «периферия». Основные факторы сегментации групп занятых.
18. Социальные механизмы трудового найма. Формирование предложения труда. Теория человеческого капитала (Г. Беккер).
19. Безработица и культурные детерминанты социального поведения. Пределы рациональности поведения в отношениях занятости.
20. Возникновение и развитие культуры предпринимательства и ее взаимосвязь с экономической культурой. Социально-культурная роль предпринимательства.
21. Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей.
22. Основные категории инновационного поведения. Отклоняющееся трудовое поведение. Трудовые отношения и трудовой контроль.
23. Установление управленческого контроля над трудовым процессом. Научная теория управления (Ф. Тейлор).
24. Концепция «человеческих отношений». Демократизация управления. Управление человеческими ресурсами. Контроль исполнителей над трудовым процессом.
25. Рестрикционизм, абсентеизм и другие стратегии пассивного сопротивления и негласного контроля «снизу». Эволюция современных трудовых отношений.
26. Удовлетворенность как характеристика отношения к труду. Стимулирование труда и экономическое трудовое поведение.
27. Условия эффективности стимулирования труда. Потребительский мотив и стимулирование труда. Фактор справедливости. Теория мотивации труда на Западе.
28. Структура устойчивых экономических интересов. Диалектика взаимосвязи экономических интересов и идеологии.
29. Закономерность взаимосвязи экономических интересов и состояния экономических отношений.
30. Этапы экономического развития общества и механизмы передачи культурных ценностей.
31. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов.
32. Социокультурная среда и культура активности личности в процессе социализации. Социально-психологические механизмы культурной деятельности личности.
33. Компаративистика (сравнительные процедуры) в исследованиях культуры. Кросс-культурные исследования. Сравнительно-исторический и историко-генетический методы.
34. Структурно-функциональный метод в исследованиях культуры. А. Рэдклифф-Браун. В. Я. Пропп.
35. Методологические возможности информационного (информационно-семиотического) подхода к исследованиям культуры. Специфика применения.