Творческое наследие композитора

Казанский музыкальный колледж имени И. В. Аухадеева

Аннотация:

Танеев - «Серенада»

Работу выполнила:

Студентка III курса

Ильмухаметова Алина

Руководитель: Маликова А. Я.

Рецензент: Фомина Е. С.

Казань 2014

Содержание:

1. 1 Биографическая справка………………………………………………3

1.2. Творческое наследие композитора…………………………3

2. Вокально – хоровой анализ……………………………………………….5

2.2. Тональный и гармонический план……………………..…..7

2.3. Диапозоны……………………………………………………..7

2.4. Ансамблевая сложность……………………………………..8

2.5. Дикция…………………………………………………………9

3. Список используемой литературы…………………………………………11

4. Приложение………………………………………………………………….12

Биографическая справка

Сергей Иванович Танеев (1856-1915) – русский композитор, музыкальный теоретик, пианист, дирижер, общественный деятель.

Родился С.И.Танеев в г. Владимире в дворянской семье. С 5 лет занимался игрой на фортепиано. В 1866г. семья переехала в Москву, где будущий композитор поступил учиться в Московскую консерваторию. Окончил консерваторию с Большой золотой медалью по двум специальностям (1875г.).

С 1878 г. работал преподавателем, затем стал профессором Московской консерватории по теоретическим дисциплинам, а с 1881-1888 г. и по классу фортепиано. 1885-1889г. был директором консерватории. С 1902г. был организатором «булычевских вечеров», на основе которых было создано Научное музыкальное общество.

С.И.Танеев собирал и изучал народное творчество.

Творческое наследие композитора

Хоровые произведения составляют значительную часть творчества Танеева:

· Кантата «Я памятник себе воздвиг» (1880)

· Кантата «Иоанн Дамаскин» (1884)

· Кантата «По прочтении псалма» (1915)

· Хоры в опере «Орестея» (1889)

· Хоры a capella - 3 хора для мужских голосов, слова А. А. Фета, А. В. Кольцова (1877, 1880) – "Нидерландская фантазия", "Восход солнца", "Из края и край", 2 хора на слова A. С. Хомякова (1900), 12 хоров на слова Я. П. Полонского (1909), 16 хоров на слова К. Д. Бальмонта (1913).

· Цикл из 12 смешанных хоров на сл. Я.Полонского в 3-х тетрадях

· Ранние сочинения для смешанного состава («Серенада», «Сосна», «Венеция ночью»)

· Духовные хоры (1879-1890)

Творчество С.И.Танеева отличается большим богатством содержания, глубиной мысли в сочетании с лирической выразительностью, законченность форм, полифоническим мастерством. Тематика его сочинений охватывает широкий круг жизненных, философских, этических проблем:

· борьба сил добра и зла («Прометей»)

· стремление от мрака к свету («Восход солнца»)

· вопросы жизни и смерти («На могиле»)

· во многих хорах изображена природа («Сосна», «Венеция ночью»).

Отдельные хоры отличаются монументальностью, до тех пор необычайной для жанра русской светской музыки a capella. Танеев применяет в основном полифонические средства, такие как контрапункт, который по выражению композитора «дает возможность извлечь из хора наибольшую выразительность».

Мелодика отдельных хоров С.Танеева по широте, напевности близка к народной песне, русской романсовой лирике.

Большинство хоров композитора трудны для исполнения – широкий диапазон хоровых партий и высокая тесситура, иногда инструментальная трактовка голосов, обилие модуляций и отсюда частые интонационные трудности, разная подтекстовка в партиях.

Авторами текстов хоровых произведений Танеева были А.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, М.Лермонтов, А.Хомяков и другие.

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт, был принципиальным сторонником доктрины «чистого искусства», избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В тоже время его поэзия – в более широком смысле – имеет твердую жизненную почву. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу, поэт как бы растворяет свое «я» в стихии органической жизни. Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Фете природа – «весны таинственная сила». «Пейзаж души» дан у Фета в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Поэзия Ф.Фета музыкальна и мелодична.

2. Вокально – хоровой анализ

Хоровая миниатюра «Серенада» на стихи А.Фета, написанная С.Танеевым для смешанного хора в четырехголосном изложении, связана с образами любви: к природе, матери к ребенку, восхищение красками природы – уходящего теплого вечера, плавно переходящего в ночное царство луны и звезд – мы видим в поэтическом тексте.

Это еще раз подтверждает ровное спокойное дыхание и мягкую атаку звука, которые используются на протяжении всего произведения от самого первого звука до последнего его «растворения» и затухания.

«Серенада» написана в умеренном темпе, в характере спокойного шага (Andante = 58), в мажорном ладу, в тональности B Dur, размер ¾. Начинается миниатюра из затакта с третьей доли, восьмыми длительностями, что придает движению небольшой импульс вперед, словно дуновение ветерка. Этот ритмический рисунок лежит в начале каждой фразы. Творческое наследие композитора - student2.ru

Непрерывность звучания в хоре поддерживается цепным дыханием, которое объединяет между собой фразы. Работая над дыханием, нужно заострить внимание на смену дыхания не в конце слова, а в середине слова на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до «истощения». Место цезур определяется паузами, ферматами и цезурами. Фермата и пауза играют немаловажную роль в исполнении данного хорового произведения. Они дают возможность осмыслить происходящее, перестроиться на другой характер и образ в новой строфе.

Форма произведения простая трехчастная с расширенной репризой за счет введения полифонических приемов – имитации в голосах, сначала в партии Альта и Тенора, затем в Басовой, которая построена на одной фразе «спи мое дитя».

Данная форма, как нельзя лучше характеризует жанр серенады, которая родилась во Франции (serenade - вечер), была очень популярна в Италии и Испании и была связана с образами любви. «Серенада» Танеева повествовательного характера, описывающая пейзаж, зарисовку заходящего солнца и приближающейся ночи. Отсюда вытекает и динамика произведения, пиано вводит нас в лирико-романтический образ с мягким, нежным, даже несколько волшебным звуком. Только услышав первые аккорды, хочется переместиться во все таинство природы, чтобы понаблюдать за сменой вечерних красок, за переливанием и мерцанием звезд, почувствовать то дыхание ночи, о котором пишет поэт «…как легко дыханье ночи…».

Обращаясь к поэтическому тексту можно выверить и певческое дыхание, которое должно быть цепным внутри фразы, не нарушая то спокойствие ночи, которое создано самой природой.

Ферматы здесь формообразующие, так как они представлены на окончании первого и второго разделов и приходятся на один и тот же слог – дитя.

Еще одним выразительным приемом пользуется композитор, в конце каждой части изменяется темп, постепенно замедляя движение (poco rit.), после чего - a tempo возвращает нас к предыдущему, первоначальному темпу (пример 1).

Фактура произведения смешанная, с преобладанием гомофонно-гармонического, что характерно этому жанру, и лишь в III разделе, при многократном повторении текста «…спи, моё дитя…», можно увидеть полифоническое изложение текста, которое проходит имитационно сначала в партии Альтов и Теноров, а затем и Басов. Все эти приемы вводят нас в круг образов колыбельной песни (пример 2).

Тональный и гармонический план

B Dur T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 К 6/4 - D5/3 - T5/3 S5/3 D2 T6 – III5/3 T6 II 5/3

g moll S6 Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru VII2 S5/3 D - - D7 VI6 d6 VI S6 t6/4 S5/3

Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru

Bdur III5/3 S5/3 D2 T6 III5/3 T6 - III 5/3 T6 II 5/3 - II 5/3 - II 7 D5/3 - T5/3- S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 Т6/4 - D5/3 - T5/3 проходящ.

Еs durt6 D6/4 →IV

B dur Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru II 6 имитация D5/3 III5/3 VI 5/3 S5/3 II 7 D5/3 T5/3 T5/3

Исходя из характера произведения, звуковедение во всех партиях legato, которое достаточно сложно отрабатывать при вертикальном движении голосов, поэтому дирижеру с помощью плавного, гибкого дирижерского жеста нужно помочь исполнителям выдержать штрих и кантилену на протяжении всего произведения. Творческое наследие композитора - student2.ru Творческое наследие композитора - student2.ru

Окраска певческого звука должна быть светлой, в высокой позиции. Особенно обратить внимание на басовую партию, чтобы звук не был «тяжелым» и темным. Добиваться в работе над звуком нежного, мягкого, плавно льющегося исполнения.

Тесситура для хора удобная. Диапазон хоровых партий позволяет исполнителям передать образ произведения, его красочность, сочность, насыщенность гармоний и бархатистость звучания.

Диапазоны

· Диапазон хора – F большой октавы до G 2-й октавы.

· Диапазон S партии – C первой октавы - G 2-й октавы.

· Диапазон А партии – G малой октавы - As первой октавы.

· Диапазон T партии – D малой октавы - D 1-й октавы.

· Диапазон В партии – F большой октавы - G малой октавы.

Удобная тесситура звучания и диапазон партий помогают хору естественно показать вершины фраз, которые совпадают со смысловыми акцентами на первой доле такта (пример 3).

Кульминация всего произведения приходится на 3 раздел серенады и является связующим звеном эмоционально-художественной вершины музыкального языка и поэтического текста. Эта связь хорошо видна в партитуре и слышна в хоре: постепенное нарастание звучности, широкое расположение в аккордах.

3 раздел «Серенады» - реприза 1 части с дословным повторением двух первых тактов и новой трактовкой басовой партии в третьем такте, где бас делает скачок на чистую кварту вниз, образуя октаву с партией тенора (пример 4). Такой квартовый ход придает фактуре более далекую пространственность, подготавливая слушателя к главному высказыванию мысли - к кульминации всего произведения (пример 5).

Кульминация логически выстроена как в поэтическом, так и в музыкальном плане. Догорающий тихий вечер плавно переходит в ночь, наполненную теплом, звездным небом, звездами, которые в оригинале поэт сравнивает с ангельскими очами:

…смотрят ангельские очи

Трепетно светя…

Композитор же заменил эту строчку своими словами «…смотрят звезды, словно очи…». Нюансы очень чуткие, дают ощущение колыхания, трепета листочков, дуновения ветра – и это все в пределах звучания piano.

2.3. Ансамблевая сложность:

Перед нами сочинение a’cappella (пение a’cappella является наивысшей формой хорового исполнительства).

Прежде всего, ансамбль – художественное единство, согласованность всех элементов хорового звучания.

Ритмический ансамбль в этом произведении достаточно прост, так как здесь нет дробления долей, полиритмии, синкоп, триолей и других сложных ритмов. Начальная же ритмоформула требует аккуратности, строгости, точности взятия каждой доли в аккорде, чтобы не нарушить мелодическую линию. Дирижер должен собрать внимание исполнителей для точности при вступлениях, снятиях и в агогике.

Очень важен в этом произведении динамический и тембральный ансамбль. Динамика звучания не должна выходить за пределы mp – mf. В унисонном звучании добиваться одной тембральной окраски голосов, чтобы не было выделения партий (пример 6).

Следует обратить внимание на частный и общехоровой ансамбль как в отдельных партиях, так в партии всего хора, чтобы была слитность голосов, согласованность, ровность звучания, одно звукообразование.

Строй.

Одной из трудностей горизонтального строя является длительное повторение одного и того же звука в партиях А и В, между которыми образуется октава. Отрабатывать интонацию с тенденцией к повышению в высокой позиции, в одной певческой манере и в гармонии с остальными голосами (пример 7).

Дикция

Тихо вечер догорает, горы золотя

(Ти-хо ве-черда-га-ра-е-тго-ры –за-ла-тяа)

Знойный воздух холодает.( Зно-йны-йво-зду-хо-ло-да-ет).

Спи, мое дитя (Спи, мо-ё ди-тя).

Соловьи давно запели (Со-ло-вьи да-вно за-пе-ли) (пример 8)

Сумрак возвестя (Су-мра-кво-зве-стя);

Струны робко зазвенели (Стру-ны ро-бко за-зви-не-ли)

Спи, мое дитя (Спи, мо-ё ди-тя).

Смотрят звезды, словно очи (Смо-тря-тзвё-зды-сло-вно очи),

Трепетно светя. (Тре-пе-тно сви-тя);

Так легко дыханье ночи (Та-кле-хко ды-ха-нье ночи)

Спи, мое дитя (Спи, мо-ё ди-тя).

Логическое строение стиха совпадает с музыкальными вершинами фраз, ударениями в словах. Особенностью произношения рядом стоящих согласных – быстрое проговаривание, без излишнего утрирования таких слов, как: знойный воздух; сумрак возвестя; струны; смотрят звезды; трепетно; зазвенели.

Произношение гласных и согласных звуков, четкое произношение слов в этом произведении необходимы, чтобы донести до слушателя тот смысл, ту идею стихотворения и произведения, воплощенных поэтом и композитором. И это главное – передать образ теплого, нежного вечера, плавно переходящего в ночное царство луны и звезд.

3. Список используемой литературы:

1.Безбородова Л.А. Дирижирование: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. – М.: Просвещение, 1984. – 111с.

2.Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. – 106с.

3.Казачков С. А.– Казань: 2010.

4.www.wikipedia.ru

5. Творческое наследие композитора - student2.ru Приложение:

Творческое наследие композитора - student2.ru

Наши рекомендации