Семья и школа в логопедической работе 2 страница
Достоинством плавной слитной речи является плавность и ритмичность вследствие однородного произнесения слогов, при котором напряженность и длительность произнесения всех слогов одинакова. При такой речи повышается функциональная значимость голосового и дыхательного компонента при произнесении гласных. Что касается напряженности артикуляции согласных, она находится на уровне обычной речи. По существу это послоговая слитная речь с почти постоянным ритмом, например: ко/ро/ва (черта означает длительность гласной). Здесь сколько слогов, столько длительностей — все слоги произносятся с почти одинаковой длительностью, границы ударного слога нечетки. Постоянство послогового ритма речи означает значительное упрощение ее механизмов, поскольку сложное распределение энергии речевой мускулатуры на движения при обычной речи заменяется равномерным распределением.
Эффективность плавной слитной речи снижается в значительной мере тем, что методикой не предусматривается твердое произношение, наоборот, заикающимся дается установка на облегченное артикулирование, на пассивное приспособление к ограниченным речевым возможностям. Можно утверждать: чем добросовестнее выполняется эта логопедическая установка, тем хуже практические результаты. Сравнительно лучшие результаты объясняются невыполнением данной установки: учащиеся стихийно артикулируют звуки более твердо. К сожалению, достаточной твердости артикуляции при плавной слитной речи не добиться: иначе она превращается в медленную скандированную речь.
По сравнению с требованием облегченной артикуляции еще более искусственными являются условия слитности произнесения (произнесение нескольких слов на одном выдохе) и фиксированности места вдоха. Ведь разговорная речь — постоянно изменяющийся процесс, зависящий от многих факторов: позиционности слогов в слове, сочетания согласных, места ударения, типа звуков, интонации фразы и т.д. В зависимости от индивидуального типа дыхания у детей формируются навыки в отношении выбора места вдоха
Такая речь искусственна. Произнести на одном выдохе заданное количество слов можно только при чтении текста, заранее размеченного паузами, но не в устной речи. Это настолько трудоемкий процесс для заикающихся, что они редко соблюдают эту методическую установку даже на логопедических занятиях и неизбежно в какой-то степени уклоняются от слитного произнесения слов и фиксированного вдоха. Не случайно поэтому высказываются рекомендации по исправлению речи заикающегося в условиях стационара, обеспечивающих лучший контроль за выполнением установленных требований. Однако сущность затруднений заключается не в выполнении указанных требований, а в самой речи — искусственной, неудобной, не обеспечивающей достаточной эффективности. Совершенно ясно, что формируемая у заикающихся речь должна отличаться от плавной слитной.
Уместно указать на фактические причины отсутствия запинок у заикающихся при скандированной и шепотной речи.
При скандированной речи все слоги твердо артикулируются и являются ударными, т.е. равнометричными. Вследствие этого распределение энергии речевой мускулатуры на произнесение каждого слога является одинаковым, управление речедвижениями более простым, а заикающимся не составляет особого труда воспроизводить такую речь.
Что касается шепотной речи, используемой традиционно в подготовительном периоде, — это вид речи, предназначенный для показа возможности произнесения без запинок. При шепоте участие голосового и дыхательного компонентов минимально, артикуляция настолько поверхностна, что парные звонкие согласные могут звучать как глухие, сочетания согласных звуков тоже теряют свою силовую нагрузку, мягкость согласных опускается; все это способствует временному уменьшению спазм. Так, в предложении: У Жени голубые глаза — при шепотном произнесении звук ж заменяется на ш, звук г — на к, х, гласные звуки редуцированы.
аким образом, указанные виды речи (плавная слитная, скандированная, шепотная) непригодны для устранения заикания. Чем сильнее заикание, тем большие затруднения испытывают заикающиеся в овладении даже этими видами речи, тем отчетливее их бесполезность.
В последние годы большое внимание уделяется вопросам, связанным с использованием аутотренинга. Однако даже при поверхностном рассмотрении приемов работы с использованием аутотренинга нельзя не заметить предвзятого мнения относительно значения аутогенной тренировки в методике устранения заикания.
Для обоснования реальности этого возражения возьмем в качестве примера спорт. Показано, что для спортсмена важное значение имеет психологическая подготовка, соответствующий настрой. Специалисты объясняют это тем, что в нужный момент мозг спортсмена должен быть готов послать импульсы оптимальной (не больше, не меньше) силы в соответствующие эффекторы. Но, с другой стороны, не менее очевидно и то, что без соответствующей физической тренировки спортсмен, даже оптимистически настроенный, не выполнит стоящей перед ним задачи. Физическая подготовка спортсмена закладывает уверенность в силах, без нее психологический настрой не имеет почвы. Кроме физической подготовки, большое значение имеет также идеомоторная подготовка (мысленное повторение последовательности выполняемых действий), но и она немыслима вне тренировки.
Иначе говоря, психологическая подготовка даже в таком виде деятельности, как спорт, является производным фактором, зависящим от другого, первичного фактора — физического состояния. В речевой деятельности физическое состояние моторики играет также важную роль, и не случайно поэтому сложно развитие речи, многообразны речевые дефекты, а их устранение неизбежно связано с необходимостью регулярных речевых упражнений.
По нашему мнению, подкрепленному практическим опытом, речевые упражнения должны проводиться таким образом, чтобы у учащихся за счет усиленной тренировки нормализовалась деятельность речевого аппарата, развивалась речевая мускулатура, формировался устойчивый стереотип. Такова практика исправления речи при косноязычии, алалии, дизартрии и т.п., не составляет исключения и устранение заикания. Посредством же аутотренинга предусматривается расслабление мускулатуры (в частности, речевой мускулатуры), что противоречит вышесказанному и, следовательно, не имеет положительного значения.
ересмотр сложившихся представлений о заикании, анализ причин низкой эффективности комплексного метода обусловливают необходимость существенного изменения принципов и содержания работы по преодолению заикания.
Первое основное отличие предлагаемой системы работы от общепринятой системы комплексного воздействия заключается в том, что внимание и усилия концентрируются в одном направлении — на упражнениях в связной речи. Несмотря на свои ограниченные речевые возможности, заикающиеся при создании им определенных условий, включившись в работу, быстро овладевают свободной от спазм речью. По мере исправления речи у заикающихся ослабевают изменения личности, эмоциональные реакции на дефект, и это, в свою очередь, способствует улучшению отношения учащихся к логопедическому процессу. Конечно, нельзя игнорировать выполнение элементарных требований, таких, как нормализация бытовых условий и отношений в классе, воспитание у учащихся сознательного отношения к работе над исправлением речи, разъяснение им необходимости тех или иных сторон работы, а также популярное объяснение сущности заикания.
Второе основное отличие предлагаемой системы связано с типом используемой в упражнениях и повседневном общении речи. С учетом недостатков плавной слитной речи рекомендуется как более перспективный путь использования у заикающихся всех остаточных речевых возможностей, путь формирования речи, активно противопоставляемой спазмам. Формируемая речь незначительно отличается от обычной разговорной, но она противоположна плавной слитной. Вопрос об особенностях формируемой речи и процесса ее обучения подробно излагается в следующем разделе. Здесь мы только отметим, что эта речь характеризуется выделением ударных слогов твердым произнесением согласной и напряженным, длительным произнесением гласной, например: ма/ма, о/зеро, потоло/к (чертой обозначена длительность ударных гласных).
Выделение ударных слогов напряженностью и длительностью произнесения придает речи выраженный ритм, а ритм, как показано, имеет важное значение в речевой функции. Однако звуки неударных слогов тоже произносятся твердо, отчетливо, хотя и с меньшей напряженностью, чем в ударных слогах. Поэтому формируемая речь твердая и ритмичная.
ердое произношение, позволяя развивать мускулатуру речевого аппарата, создает прочную основу навыка активного наступления на речевые пароксизмы, на само явление заикания. Но твердое произношение невозможно без усиления голоса и выдоха, а это означает, что формируемая речь связана с активизацией деятельности всех звеньев речевого аппарата. Опыт показывает, что недостаточные упражнения в твердой ритмичной речи не дают нужного эффекта: уменьшившиеся или исчезнувшие запинки появляются снова и заикание рецидивирует.
Необходимо отличать твердую ритмичную речь от речи напряженной, имеющей место при спазматических явлениях и не зависящей от воли говорящего. Твердая ритмичная речь также напряженная, но напряженность здесь специально формируемая, т.е. произвольная, регулируемая.
Безусловность потенциальных возможностей заикающихся к усвоению твердой ритмичной речи в общем не вызывает сомнений, так как заикающимся доступна скандированная и плавная слитная речь, кроме того, имеют место самостоятельные попытки твердой речи, т.е. напряженность и длительность произношения в отдельности не вызывает каких-либо затруднений. Трудность твердой ритмичной речи в том, что в ней присутствуют оба эти признака, дается методическая установка на усиленную работу всех эффекторных систем: дыхательной, артикуляторной, фонаторной.
Для преодоления вполне очевидных затруднений формирования твердой ритмичной речи вводится сопровождающее движение правой (левой — для леворуких) руки. Идея совмещения двух таких разных действий, какими являются речь и движение руки, возникает при анализе фактов сопровождения речи жестом и другими движениями. Видимо, этим объясняется использование заикающимися (часто неосознанно) вспомогательных движений, в частности движения руки. Можно предположить, что внешние движения, сопровождающие речь, имеют значение как источник дополнительной кинестетической импульсации, поступающей в кору головного мозга и активирующей речевые центры.
И. В. Данилов и И. М. Черепанов, считая, что при заикании имеет место потребность центральных механизмов в датчике ритма, предлагают ритмичную звуковую или световую стимуляцию
(СНОСКА: См Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. Л, 1970).
На наш взгляд, наиболее перспективным является использование движения руки для сопровождения речи. Высокая автоматизированность движения руки (особенно пальцев) и удобство ее использования создают реальные предпосылки для воплощения первоначальной идеи в практический прием. Имеется и физиологическое обоснование возможности совмещения движения руки и речи.
Как известно, у древнего человека речь формировалась на фоне его трудовой деятельности: в процессе эволюции труда у людей возникла потребность общения. Работа мышления была настолько тесно связана с работой рук, что мозг посылал импульсы в мышцы рук не только в момент совершения трудовых операций, но и в момент их мысленного воспроизведения с целью речевого сообщения. Не случайно мозговые центры речи расположены в непосредственной близости к центрам, регулирующим движение рук. При этом ведущим (доминантным) оказывается левое полушарие мозга для праворуких, правое — для леворуких.
Таким образом, двигательный компонент речевой функции тесно связан функционально и морфологически с системой центрального управления движений доминантной руки.
Процесс усвоения речи с сопровождающим движением руки сам по себе не представляет трудностей. Однако формирование устойчивого навыка твердой ритмичной речи требует соблюдения нескольких условий, среди которых наиболее важные — это методическая установка на систематическое упражнение в речи с движением руки, использование хоровой формы упражнений и согласование системы занятий с принципами дидактики. Рассмотрим условия более подробно.
Систематическое применение речи означает необходимость регулярного проведения логопедических и домашних занятий, активного общения дома, в школе, на улице. Логопед с первого занятия постоянно требует от учащихся полной отдачи, добросовестной и настойчивой работы над речью, воспитывает у них стремление к исправлению речи. Сочетание речи с движением руки помогает учащимся напрягать мышцы речевого аппарата и преодолевать спазмы. Простое, малозаметное и неутомительное движение руки (прижимание пальцев к ладони с последующим отведением в ритм речи) не вызывает никаких осложнений и быстро усваивается учащимися.
Методическая установка на регулярные упражнения в речи с сопровождающим движением руки является основной, так как без ее выполнения невозможно исправление дефекта. Важную роль в деле контроля за соблюдением данной установки призваны сыграть родители и родственники заикающегося, а в школе учителя. Родители, кроме того, проводят занятия дома. Нерегулярность речевых упражнений, равно как и формальность в их проведении (несоблюдение речевых правил), неизбежно приводит к возврату запинок и срыву намеченного срока исправления речи.
Уместно отметить, что используемое в комплексном методе движение рук (в виде восьмерки, знака бесконечности) имеет другую цель: снятие напряжения мышечного тонуса и отвлечение внимания учащегося от речевого акта. Кроме того, движение руки сочетается с плавной слитной речью, имеющей существенные недостатки.
Не менее важным является условие использования хоровой формы упражнений.
Опыт работы показал эффективность группового проведения занятий, более благоприятствующих созданию предпосылок по активизации учащихся и максимальному использованию их ограниченных речевых возможностей. Значение групповых занятий особенно возрастает при использовании хоровой формы упражнений. Решающим преимуществом хоровой формы упражнений является более полное использование способности учащихся к подражанию. Хочет он или нет, но учащийся говорит в хоре более твердо, громко и ритмично, тогда как самостоятельно он не может вполне овладеть навыком твердой ритмичной речи, поскольку трудно сразу усвоить смысл твердой ритмичной речи и воспроизвести ее. Несомненным качеством хоровых упражнений являются благоприятные условия для исчезновения у учащихся страха речи. Основное назначение хоровых упражнений — это овладение навыком формируемой речи и механическая тренировка этого навыка. Но, помимо этого, введение хоровых упражнений равнозначно речевой зарядке, настраивающей учащихся на проведение занятий в активном режиме. Хоровая форма используется и в домашних занятиях, только здесь хор из двух человек — заикающегося и одного из родителей.
Важность соблюдения двух указанных условий приводит к необходимости общих усилий логопеда, семьи и самого заикающегося. Если работа в логопедическом кабинете носит в основном обучающий и контрольный характер, то ее назначение дома — закрепление и тренировка конкретных приемов, кропотливые механические упражнения в речи. Следует подчеркнуть, что именно вне логопедического кабинета выполняется тот большой объем работы, который так необходим для исправления речи и без которого логопедический процесс растянулся бы на более длительное время, что крайне нежелательно. Активное привлечение к логопедической работе семьи (а частично и школы) является одним из решающих факторов, обеспечивающих успех процесса преодоления заикания.
И, наконец, о значении принципов дидактики. Как педагогическая дисциплина логопедия руководствуется в своей практике дидактическими принципами, т.е. предусматривает систематичность и последовательность обучения, прочность создаваемых навыков и знаний, сознательность и активность учащихся, роль педагога в процессе обучения. Все заикающиеся обязаны выполнять одни и те же требования, но, разумеется, усилия логопеда зависят от сознательности учащихся и окружающих их лиц. Не предусматривается принцип всестороннего развития личности, поскольку преодоление заикания является совершенно частной задачей. Однако речевая практика попутно способствует некоторому расширению знаний учащихся.
Значение этих разных принципов различно, но один из них — систематичность и последовательность обучения — важен именно потому, что без его соблюдения невозможно выполнение задачи формирования твердой ритмичной речи и, следовательно, задачи преодоления заикания. Этот принцип выражается в необходимости взаимоподчинения формы и содержания логопедических занятий, логической увязки содержания материала, с тем, чтобы учащиеся приобретали навыки в строго систематическом и последовательном порядке, с обеспечением постепенности перехода от легкого к трудному.
Для формирования твердой ритмичной речи мы используем традиционные виды работы: сопряженную и отраженную речь, ответы на вопросы, чтение, пересказ и рассказ. Шепотная же речь и изолированные упражнения (артикуляционная гимнастика, постановка дыхания, слитное произнесение сочетаний гласных) не используются, как противоречащие нашему замыслу исправления речи.
Опыт показывает, что применение традиционных видов работы для формирования твердой ритмичной речи требует некоторых существенных изменений в схеме занятий.
Прежде всего, необходимо предусматривать регулярное упражнение в хоровом произношении. Нельзя недооценивать эту важную форму речи, которая традиционно используется лишь в начальный период, являющийся на практике скоротечным по времени и щадящим по назначению (ограниченность в речи). Хоровые упражнения необходимо применять в течение почти всего курса исправления речи.
Далее, возникает также необходимость углубления принципа систематичности и последовательности обучения в плане максимального упрощения используемого речевого материала. В течение продолжительного времени (примерно 1/3 курса) речевой материал предельно прост — на базе букваря и родной речи, и лишь позднее используется более сложный материал.
Букварь удобен тем, что в нем слоги преимущественно открытые, со стечением согласных встречаются сравнительно редко — в основном в конце букваря. Букварный материал облегчает определение в слове ударного слога, облегчает обучение навыкам формируемой речи.
Старшеклассники и взрослые отличаются от младших школьников большей закрепленностью стереотипа речи с запинками и ослаблением способности к подражанию. Исправлять речь у старшеклассников и у взрослых обычно труднее: приходится, как правило, проводить больше занятий на несложных текстах.
Что касается других пособий, используемых после прохождения букваря, они необходимы не столько для разнообразия, сколько для тренировки произношения слов, различающихся по количеству и позиционности слогов, по сочетанию согласных и т.п. Нарастание "степени трудности материала осуществляется по всем видам речи (кроме отраженной речи), т.е. один и тот же материал усваивается с последовательно повышающейся степенью трудности произнесения. Более полное соблюдение дидактического принципа способствует оптимизации логопедического процесса. Критерием эффективности логопедической работы является полное устранение заикания. Считать полностью преодолевшими заикание можно только тех учащихся, у которых отсутствуют запинки, т.е. речь ничем не отличается от нормальной. Если у некоторых учащихся имеются запинки, пусть даже редкие, необходимо проследить за их речью в течение 1-2 лет. За это время запинки могут исчезнуть, а если они не исчезнут, учащимся следует предложить повторный курс логопедических занятий.
Необходимым условием для использования предлагаемой методики является сформированность навыка чтения, что возможно лишь у второклассников и более старших учащихся. Не рекомендуется принимать учащихся, если у них по чтению неудовлетворительные оценки, так как низкий уровень техники чтения препятствует усвоению логопедических занятий. Таких учащихся можно принять в группу после овладения техникой чтения.
Методика формирования твердой ритмичной речи
Устранение судорожности речевой мускулатуры и собственно устранение заикания неразрывно связано с формированием твердой ритмичной речи, сопровождаемой движением руки. Поэтому необходимость описания особенностей и методики формирования новой для заикающихся речи вполне очевидна.
Правила совмещения речи с движением руки
Одной из основных предпосылок обучения твердой ритмичной речи является ее сопровождение движением руки. Совершенно ясно, что эффект от сопровождающего движения руки можно ожидать только в том случае, если совмещение речи и движения руки подчиняется определенным правилам.
Движению руки учащиеся обучаются с первого же занятия. При этом вначале они усваивают полукруговое движение правой руки в горизонтальной плоскости от правого плеча к левому (для левшей движение левой руки от левого плеча). Хотя полукруговое движение руки в дальнейшем не применяется, оно необходимо, так как благодаря своей наглядности удобно для показа учащимся смысла сопровождения речи, необходимости согласования ритмов речи и движения руки.
Полукруговое движение руки и речь осуществляются по таким совместным правилам: 1) ударный слог каждого слова (а также одиночный звук или слог в хоровых упражнениях) произносится в замедленном темпе с выделением голосом и сильным выдыханием. При этом движение руки также медленное с описанием большей части дуги; движение руки должно быть энергичным, как бы «разрезающим» воздух; 2) неударные слоги произносятся твердо (но менее напряженно) и в обычном темпе. При этом движение руки ускоренное с описанием короткой оставшейся дуги: рука менее напряжена.
Для лучшего понимания материала целесообразно показать графически, как место ударения влияет на произнесение разных слов, например: ры/ба, маши/на, молото/к, где чертой обозначена длительность произнесения ударной гласной, дугой — движение руки на ударном слоге. На втором занятии начинается обучение упрощенному движению руки — более экономному, менее утомительному и менее заметному для окружающих. Это необходимо в целях использования приема не только на занятиях, но и в повседневном речевом общении дома, в школе, на улице. Упрощение заключается в том, что вместо горизонтального движения выполняется прижимание пальцев к подушечке ладони (но не в середине ладони, так как это было бы утомительно и неудобно).
Правила движения руки:
1) пальцы прижимаются на ударном слоге, и, пока произносится гласная (а она произносится длительно), для согласования ее выделения сила прижатия не должна уменьшаться;
2) на неударных слогах пальцы остаются в прежнем положении, т.е. либо в прижатом (но уже без напряжения) положении, если неударный слог следует за ударным, либо в отведенном положении, если неударный слог предшествует ударному;
3) пальцы отводятся от ладони только после произнесения слов. Таким образом, каждому слову соответствует одно прижатие и одно отведение пальцев. Сколько слов в предложении, столько и движений руки.
Поясним эти правила на примере произнесения следующего предложения: Маша купила молоко в магазине.
На ударном слоге Ма пальцы напряженно и энергично прижимаются к подушечкам ладони (слог произносится длительно), остаются прижатыми без напряжения на втором неударном слоге ша и после его произнесения отводятся. На неударном слоге ку следующего слова пальцы остаются отведенными, прижимаются на ударном слоге пи (слог произносится длительно) и остаются прижатыми на неударном слоге ла, после произнесения которого пальцы отводятся. При произнесении следующего слова молоко пальцы отведены на двух неударных слогах и энергично прижимаются на последнем ударном слоге ко (слог произносится длительно), после произнесения которого отводятся. При произнесении четвертого слова (предлог произносится слитно со слогом ма) пальцы отведены на первых двух слогах и энергично прижимаются на третьем слоге зи, после произнесения которого остаются в прижатом положении, пальцы отводятся после произнесения последнего слога не.
Важно, чтобы постоянно соблюдалась синхронность речи и движения руки, так как в противном случае совмещение двух действий становится невозможным. Вначале необходимо добиваться четкой фиксации положения пальцев при отведении их от ладони, т.е. большого угла раскрытия ладони. Более полное распрямление кисти помогает удерживать речь в нужном темпе, а также соблюдать короткие паузы между словами. По мере овладения навыками речи с сопровождающим движением руки темп речи постепенно ускоряется за счет менее длительного произнесения ударного слога (но, конечно, с выделением его артикуляцией и голосом). При этом ускоряется и движение руки за счет меньшего раскрытия ладони; напряжение прижатия пальцев к ладони сохраняется прежним.
На занятиях в логопедическом кабинете и дома выполняется как более эффективное движение двух рук (разумеется, в одном ритме), при ответах и речевом общении в школе и на улице выполняется движение правой руки или обеих рук.
Никаких затруднений, как может первоначально показаться, движение руки не вызывает. Все учащиеся легко, а многие охотно овладевают и пользуются этим приемом. Конечно, при неосознании учащимся необходимости сопровождения речи движением руки, недостаточном со стороны родителей контроле (тем более при нежелании заниматься) прием будет использоваться не всегда, в результате чего цель работы не достигается.
Как известно, заикающимся свойственны уловки и сопутствующие движения, часто бесполезные. Однако запрещать их (как это делается на практике) совершенно не нужно, а необходимо устранить условия, их порождающие. Совмещение речи с движением руки и систематические речевые упражнения создают благоприятные предпосылки для отмирания всех уловок и сопутствующих движений.
Правила твердой ритмичной речи
Формируемая у заикающихся речь характеризуется, как уже указывалось, выделением ударных слогов напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым (чем в обычной речи) произнесением звуков неударных слогов. Темп речи вначале замедленный, в дальнейшем средний за счет сокращения длительности фонации ударных гласных. Место вдоха не регламентируется и выбирается самим говорящим в зависимости от его индивидуальных особенностей и сложности текста, речевого сообщения.
Для сохранения ритма нормальной речи некоторые слова, относящиеся к служебным частям речи (предлоги, союзы, частицы), произносятся в одних случаях раздельно, в других — слитно с самостоятельными частями речи.
Самостоятельные части речи (имя существительное, глагол и т.д.) без служебных слов всегда произносятся раздельно.
Правила произнесения служебных слов:
1) Предлоги, состоящие из одного — трех звуков, произносятся слитно с последующим словом, т.е. при произнесении этого слова с предлогом осуществляется одно сжатие и одно отведение пальцев, например: Пора в школу. По нёбу плывут тучи. Подойди ко мне! С ёлки на ёлку скачет белка. В степи, за рекой, по дороге сыплет мелкий дождь.
Предлоги, состоящие из четырех и более звуков, произносятся раздельно от последующих слов, например: После дождя бывает радуга. Около дома растёт дуб. Перед грозой нёбо потемнело. Отец придёт через час.
2) Союзы, состоящие из одного-двух звуков, произносятся слитно с последующим словом, например: Мал золотник, да дорог. И тополь, и осина, и берёза пожелтели. Она говорила мало, но толково. Ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно.
Союзы, состоящие из трех и более звуков, произносятся раздельно от последующих слов, например: Я давно знал, что мы уезжаем. Коля рисует тоже хорошо. Было темно, когда я проснулся. Засмеялась она, словно колокольчики зазвенели. Ребята спешили, чтобы успеть в кино.
3) Частицы, состоящие из двух звуков, произносятся слитно со словом, к которому они примыкают, например: пойдём-ка домой. Белке ни мороз, ни ветер не страшны. Не пылит дорога, не дрожат листы. Да здравствует Первое мая! Хорошо ли устроился, Петя, не нужно ли чего? Кому же отдать книгу?
Частицы, состоящие из трех и более звуков, произносятся раздельно от других слов, например: Вокруг шумела лишь тайга. Неужели мы заблудились? Было жарко даже в тени. Как хороши, как свежи были розы! Пусть крепнет Родина!
Частицы, пишущиеся через дефис, произносятся как слитно, так и раздельно. При слитном произнесении ударение на первой или второй части: Всё-таки он уехал. Отец устал больше, чём когда-либо. Где-то стучал дятел. Кое-где краснела рябина. Кое-как мы нашли дорогу.
В некоторых случаях частицы произносятся раздельно, например: Какой-нибудь охотник найдёт нас.
Междометия произносятся как самостоятельные слова, например: Ух! напугал меня филин. Эх, жаль — опоздал я. Ну, рассказывай правду. Ох, Вася, заблудились мы. Как хорошо ты, о море ночное!
Сложные слова, пишущиеся через дефис, произносятся раздельно, например: жар-птица, рад-радёхонек, нежданно-негаданно. Сложные короткие слова произносятся как одно слово, например: пароход, ледокол, самолёт, следопыт. Сложные длинные слова произносятся по усмотрению говорящего либо с одним ударением, например: снегозадержание, либо с ударением на каждом слове (одно ударение основное, другое побочное), например: снегозадержание.
Наконец, соблюдаются правила литературного произношения: звонкие согласные перед глухими и на конце слова оглушаются; гласные о, е в безударном положении произносятся как а, и; окончания -ого, -его, -тся произносятся как -ова, -ева, -ево, -ца и т.п.