Требования к уровню освоения содержания дисциплины. «Научные основы квалификации преступлений»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Научные основы квалификации преступлений»
Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Профиль подготовки (программа): «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право»
Квалификация (степень): магистр
Ростов-на-Дону – 2015
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛ РАНХиГС
Юридический факультет
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Рецензент – Бойко А.И., заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС, д.ю.н., профессор.
Внешний рецензент – Артеменко Н.В., к.ю.н., доцент, зав. кафедрой уголовного права и криминологии ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».
Пащенко Е.А.
Научные основы квалификации преступлений: Рабочая программа дисциплины. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления - филиал РАНХиГС, 2015. 28 с.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2010 г. № 1763.
Предназначена для магистрантов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, магистерская программа «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения ……………………............................. 4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы …………………. 9
3. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………………… 10
4. Содержание дисциплины …………………………………………………………… 15
5. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы …… 20
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы ………………… 21
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ... 22
8. Методические рекомендации по освоению дисциплины ………………………...... 23
9. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса ……………………………………………………………………………… 24
10. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса ……………………………………………………………………………… 24
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Общие сведения о курсе
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа разработана в соответствии с:
• Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция»;
• Основной образовательной программой по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»;
• Учебным планом по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция».
Курс «Научные основы квалификации преступлений» является составной частью процесса подготовки магистров, в достаточной мере отвечает задаче вооружения их теоретическими знаниями и практическими навыками.
Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины состоит в формировании у студентов прочных теоретических знаний о понятии преступления и его составе, которые должны включать обстоятельную характеристику всех признаков состава преступления (объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны).
Задачамидисциплины являются:
- изучение теоретических основ квалификации преступлений и разграничения преступлений по элементам состава преступлений;
- овладение навыками квалификации преступлений при конкуренции и коллизии норм;
- уяснение юридических оснований квалификации, обоснования общих и частных правил квалификации в следственной и судебной практике;
- практическое овладение навыками выбора уголовно-правовой нормы, точно отражающей фактические обстоятельства содеянного.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих компетенций:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
- компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
- способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
- способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
- способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
- способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения (ПК-8);
- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
- способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Компетенция | Код по ФГОС/ ООП | Показатели достижения результата | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания | ОК-1 | Знать: - фактические обстоятельства, в которых воплощены признаки состава преступления; - обеспечить реализацию задач уголовного права; -понятия и термины, используемые при изучении данной дисциплины. Уметь: - применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; - применять компаративный метод для анализа информации, необходимой для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы; - анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; - применять правила квалификации преступлений. Владеть: - навыками правового мышления для выработки объективного подхода к проблемам квалификации преступлений; - методикой формирования профессионального правосознания. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических заданий и тестов; - подготовка рефератов. |
Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | ОК-2 | Знать: - правила отграничения преступного от непреступного; - условия правовой оценки содеянного, соответствующую закону. Уметь: - применять полученные знания для понимания закономерностей квалификационных процессов; - ориентироваться в мировом историческом процессе; - добросовестно исполнять принципы этики юриста, опираясь на принципы профессионального корпуса юристов ведущих стран мира. Владеть: - навыками компаративистского метода исследования уголовного законодательства. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - решение практических заданий и тестов. |
Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | ОК-3 | Знать: - основные институты уголовного права, касающиеся состава преступления и его элементов; - судебную практику высших судебных органов Российской Федерации. Уметь: - применять методы квалификации преступлений для правовой оценки содеянного; - формулировать положения о квалификации преступлений в виде правил квалификации. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа общих и частных правил квалификации преступлений. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | ОК-4 | Знать: - процессы формирования и развития уголовного законодательства, характеризующие признаки составов преступлений; - основные понятия и терминологию национального уголовного права в части применения правил квалификации. Уметь: - применять знание иностранных языков для исследования уголовного законодательства, относящегося к признакам состава преступления, относящегося к нормам Общей и Особенной частей УК РФ. Владеть: - навыками сбора, обобщения и анализа иностранной юридической литературы, извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам уголовного права. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | ОК-5 | Знать: - Основные понятия квалификации преступлений; - соотношение квалификации и правоприменения. - общую теорию квалификации преступлений в системе науки уголовного права. Уметь: - всесторонне анализировать юридические казусы, ссылаясь на соответствующие уголовно-правовые нормы Российской Федерации; - применять методы сравнительного анализа в научно-исследовательской работе. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовой доктрины; - навыками сравнительно-правового анализа уголовно-правовых норм с целью применения правильной квалификации содеянного. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен разрабатывать нормативные правовые акты | ПК-1 | Знать: - современные теории о составе преступления как юридической конструкции; - нормативную базу, а также современную уголовно-правовую, криминологическую литературу, юридическую периодику, монографии и комментарии законодательных актов; - основные понятия и терминологию по национальному уголовному праву. Уметь: - проводить сравнительно-правовой анализ уголовно-правовых норм; - всесторонне анализировать юридические казусы, ссылаясь на соответствующие уголовно-правовые нормы Российской Федерации; - разрабатывать нормативные правовые акты, используя передовой российский и зарубежный опыт в борьбе с преступностью. Владеть: - навыками самостоятельного проведения уголовно-правового исследования с использованием компаративного метода; - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых норм. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | ПК-2 | Знать: - проблемные и дискуссионные вопросы квалификации преступлений; - основные понятия, категории уголовного права; - базовые положения уголовного права Российской Федерации, судебную практику, иные источники. Уметь: - всесторонне анализировать юридические казусы, ссылаясь на соответствующие уголовно-правовые нормы Российской Федерации; - применять методы сравнительного анализа в научно-исследовательской работе; - применять полученные знания для понимания тенденций развития уголовного права и реализации процесса квалификации. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых норм Российской Федерации; - методикой проведения сравнительно-правового анализа уголовно-правовых норм; - навыками работы с базами данных, справочными правовыми системами, с нормативными правовыми актами и специальной юридической литературой. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | ПК-3 | Знать: - систему деяний, признаваемых преступными; - содержание основных признаков составов преступлений, предусмотренных Общей и Особенной частями УК РФ Уметь: - ориентироваться в системе Особенной части уголовного законодательства РФ; - проводить сравнительные криминологические исследования. Владеть: - навыками работы с текстами законодательных актов, в том числе и с текстами на иностранном языке; - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых норм государств, относящихся к различным правовым семьям; - методикой анализа основных тенденций законодательства и правоприменительной практики в борьбе с преступностью. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления | ПК-4 | Знать: - признаки составов преступлений и социальную природу преступности; - основные законодательные акты по противодействию преступности; Уметь: - применять полученные знания для понимания закономерностей процесса квалификации; - добросовестно исполнять принципы этики юриста. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых норм; - навыками принятия необходимых мер по защите прав и свобод граждан. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | ПК-5 | Знать: - основные понятия и терминологию по национальному уголовному праву, содержание и наполняемость терминологии; - современные представления о тенденциях развития уголовного права; - порядок взаимодействия государств в сфере противодействия преступности. Уметь: - применять полученные знания для понимания закономерностей процесса квалификации; - ориентироваться в мировом историческом процессе. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых норм. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | ПК-6 | Знать: - нормативную базу, современную уголовно-правовую, криминологическую литературу, юридическую периодику, монографии и комментарии законодательных актов, а также судебную практику по вопросам квалификации преступлений. Уметь: - выявлять и характеризовать основные тенденции правотворчества и правоприменения в Российской Федерации; - характеризовать различные научные позиции российских и зарубежных ученых по наиболее спорным вопросам квалификации преступлений; - корректно участвовать в дискуссии по проблемам квалификации преступлений; - доказывать обоснованность своих суждений в части применения правил квалификации. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых норм; - навыками исследования документов, позволяющих разъяснять квалификационные позиции. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен квалифицированно толковать нормативные правовые акты | ПК-7 | Знать: - процессы формирования и развития уголовного законодательства, опираясь на источники; - взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права в части квалификации преступлений; - основные понятия и терминологию национального и международного уголовного права. Уметь: - применять полученные знания для квалифицированного толкования отечественных нормативных правовых актов. Владеть: - навыками сбора, обобщения и анализа иностранной юридической литературы, извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам уголовного права; - навыками толкования национальных уголовно-правовых норм. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности | ПК-8 | Знать: - основные уголовно-правовые теории, концепции, направления, теоретические школы в науке уголовного права; - основные понятия и терминологию национального уголовного законодательства; - процессы формирования и развития уголовного законодательства, опираясь на источники. Уметь: - давать квалифицированные юридические заключения по вопросам квалификации преступлений; - давать компетентную оценку соответствия отечественных уголовно-правовых норм общепризнанным нормам и принципам международного права. Владеть: - навыками работы с базами данных, справочными правовыми системами, с нормативными правовыми актами и специальной юридической литературой при осуществлении экспертных оценок, научной правовой экспертизе законопроектов. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен принимать оптимальные управленческие решения | ПК-9 | Знать: - основные понятия и терминологию по национальному уголовному праву в части применения общих и частных правил квалификации преступлений; - современные представления о тенденциях развития уголовного права в противодействии преступности. Уметь: - применять полученные знания для понимания закономерностей процесса квалификации; - ориентироваться в мировом историческом процессе; - добросовестно исполнять принципы этики юриста, опираясь на принципы профессионального корпуса юристов. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых норм; - навыками компаративистского метода исследования уголовного законодательства. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности | ПК-10 | Знать: - основные понятия и терминологию по национальному уголовному праву; - базовые положения уголовного права Российской Федерации, судебную практику, иные источники; - сущность, содержание и основные институты уголовного права. Уметь: - применять методы сравнительного уголовно-правового анализа для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы; - оценивать посредством проводимых сравнительно-правовых исследований текущее состояние отечественного уголовного законодательства; - формулировать предложения о совершенствовании уголовного права России. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых норм; - методикой проведения сравнительно-правового анализа уголовно-правовых норм. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен квалифицированно проводить научные исследования в области права | ПК-11 | Знать: - основные особенности ведущих школ и направлений уголовно-правовой науки в части квалификации преступлений; - основные понятия, категории уголовного права; - базовые положения уголовного права Российской Федерации, судебную практику, иные источники. Уметь: - всесторонне анализировать юридические казусы, ссылаясь на соответствующие уголовно-правовые нормы Российской Федерации; - применять методы сравнительного анализа в научно-исследовательской работе; - применять полученные знания для понимания тенденций развития уголовного права. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых доктрин; - навыками сравнительно-правового анализа уголовно-правовых норм. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | ПК-12 | Знать: - основные особенности ведущих школ и направлений уголовно-правовой науки; - основные понятия, категории уголовного права; - базовые положения уголовного права Российской Федерации, судебную практику, иные источники. Уметь: - всесторонне анализировать юридические казусы, ссылаясь на соответствующие уголовно-правовые нормы Российской Федерации; - применять методы сравнительного анализа в научно-исследовательской работе; - применять полученные знания для понимания правил квалификации преступлений. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых доктрин; навыками сравнительно-правового анализа уголовно-правовых норм. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен управлять самостоятельной работой обучающихся | ПК-13 | Знать: - основные уголовно-правовые теории, концепции, направления, теоретические школы в науке уголовного права; - основные понятия и терминологию национального уголовного права; - процессы формирования и развития уголовного законодательства, опираясь на источники; - взаимосвязи и взаимозависимости между теорией и практикой российского уголовного права в части квалификации преступлений. Уметь: - давать квалифицированные юридические заключения по вопросам квалификации уголовно-правовых норм; - давать компетентную оценку соответствия уголовно-правовых норм общепризнанным нормам и принципам международного права. Владеть: - навыками работы с базами данных, справочными правовыми системами, с нормативными правовыми актами и специальной юридической литературой при осуществлении экспертных оценок, научной правовой экспертизе законопроектов. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен организовывать и проводить педагогические исследования | ПК-14 | Знать: - основные особенности ведущих школ и направлений уголовно-правовой науки; - основные понятия, категории уголовного права; - базовые положения уголовного права Российской Федерации, судебную практику, иные источники. Уметь: - всесторонне анализировать юридические казусы, ссылаясь на соответствующие уголовно-правовые нормы Российской Федерации; - применять методы сравнительного анализа в научно-исследовательской работе; - применять полученные знания для понимания современного состояния и проблем правотворчества в борьбе с преступностью. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых доктрин; - навыками сравнительно-правового анализа уголовно-правовых норм. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Способен эффективно осуществлять правовое воспитание | ПК-15 | Знать: - основные особенности ведущих школ и направлений уголовно-правовой науки; - основные понятия, категории уголовного права, касающиеся квалификации преступлений; - базовые положения уголовного права Российской Федерации, судебную практику, иные источники. Уметь: - всесторонне анализировать и квалифицировать юридические казусы, ссылаясь на соответствующие уголовно-правовые нормы Российской Федерации; - применять методы сравнительного анализа в научно-исследовательской работе; - применять полученные знания для понимания тенденций развития уголовного права в противодействии преступности. Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа уголовно-правовых доктрин; - навыками сравнительно-правового анализа уголовно-правовых норм. | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |